Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:17, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Конституционное право"

Работа состоит из  1 файл

ШПОРЫ ПО КП РФ.DOC

— 345.50 Кб (Скачать документ)

Федерализм в сочетании  с унитаризмом и автономией.

Национально-территориальный  принцип в сочетании с территориальным.

Государственная целоствность.

Разграничение предметов  ведения и полномочий.

Равноправие субъектов.

28. Формы НГУ.

НГУ представляет собой  закрепленное  нормами Конституции  РФ и др. законодательных актов  политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства.

  Государственное устройство м.б.  унитарным и федеративным.

Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы. Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные образования.

Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали. Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.

Способы возникновения  федерации:

Договорной – предполагает объединение добровольно и самостоятельно (СССР).

Конституционный – объединение  на основе Конституции страны или  иного конституционного договора, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (Россия 1918 г.)

По признаку объединения:

Национальные федерации.

Национально-территориальные.

Территориальные.

По устройству:

симметричные – по статусу все составные части равны;

ассиметричные.

29. Административно-территориальное деление РФ.

АТД – деление территории государства на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных ОГВ и ОМС. АТД осуществляется на основе принципов:

Экономический – г-во делится с учетом экономических связей, существующих в системе РФ.

Национальный – всесторонний учет национального состава населения.

Максимальное приближение государственного аппарата и ОМС к населению.

Конституции и Уставы субъектов  РФ различают АТЕ первичные ( районы в городах, поселки, сельские поселения) и  базовые (районы, города, области, республики и краевые подчинения). Традиционные а.т.е.:

Район – а.т.е., составная часть республики, края, области, авт. округа, авт. обл.

Город – место сосредоточения  большого количества промышленных и др. предприятий и учреждений.

Поселок – отличается от города меньшими размерами территории и численности населения (рабочий, дачный, курортный).

Сельское поселение -  подавляющее кол-во населения занято сельским хозяйством (хутор, деревня, село).

Нетрадиционные а.т.е.: административные округа, муниципальные районы, микрорайоны.

Существуют еще национальные районы – территории, на которой компактно проживают численно небольшие группы национальностей (Алтайский край). Закрытые а.-т. образования – терр. образования, которые расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и иных материалов, военные объекты.

Виды и типы субъектов.

Их конституционный статус.

См. главу 3 Конституции РФ. Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов.

Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. Они обладают учредительной властью, принимая свои Конституции, Уставы, собственным законодательством, территориальным верховенством.

В Конституции РФ закреплен принцип  равноправия субъектов Федерации  в отношениях с Федерацией. Однако субъекты не тождественны.

Субъекты Федерации не являются суверенными от России — они ее составные части. Субъекты РФ не имеют  права выхода из РФ. Они не являются субъектами международного публичного права и осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах, установленных федеральным законом.

Можно выделить три разновидности субъектов РФ:

республики, имеющие статус государства (их 21);

политико-территориальные  образования: края (их 6), области (их 49), го-рода федерального значения (их два — Москва и Санкт-Петербург);

национально-территориальные  образования: автономная область (одна) и автономные округа (их 10). Всего  субъектов РФ—89.

1. Республики в составе РФ образованы на национально-территориальной основе. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она является государством. Особенности конституционно-правового положения республики отражены в тексте федеральной Конституции и конституции республики, и заключаются в следующем. Как государство она имеет свою конституцию, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства и т. п.). Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции РФ устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. Некоторые республики ввели также свое гражданство.

2. Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями в составе РФ. Правовое положение этих субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными органами. Устав края, области, города федерального значения закрепляет организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, организацию местного самоуправления, а также другие волосы.

3.Автономная область и автономные округа— национально-территориальные образования, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможность их сохранения и развития в виде государственного образования. Автономные образования, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Конституцией предусматривается при определенных условиях возможность принятия федеральных законов об автономных образованиях, что не исключает реализации ими права иметь свой устав, в котором закрепляется их статус, организация органов государственной власти и т. п.

Статус субъекта РФ может  быть изменена соответствии с федеральным  конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66).

Под изменением статуса  субъекта Федерации понимается переход  субъекта Федерации из одного вида в другой в рамках перечня, предусмотренного ст. 5 Конституции РФ. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связано с изменением вида субъекта Федерации; изменение границ между субъектами Федерации; изменение прав и обязанностей субъекта Федерации в связи с передачей ему в соответствии со ст. 78 Конституции части своих полномочий Федерацией и пр.

Изменение статуса субъекта Федерации может быть осуществлено под взаимному согласию субъекта федерации и Федерации.

32. Механизм государственной  власти.

Государственная власть - с одной стороны, она является средством социального управления, представляет собою отношение между людьми, их организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив). В то же время это отношение обеспечивает выявление и преобладание властной воли, связано со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица. В целях реализации своих функций власть использует особую систему средств и методов воздействия.

ГВ, обладая всеми этими  признаками, опирается в реализации своих функций на государственный аппарат, к которому относится большинство образованных в государстве ОГВ (а это прежде всего органы исполнительной власти, органы судебной власти, прокуратуры, «силовые» государственные ведомства и обслуживающие учреждения представительных органов), которые состоят из чиновников (должностных лиц), не обладающих властными полномочиями. Считается, что это наиболее существенная часть государственного механизма, так как депутаты и министры приходят и уходят, а аппарат остается и осуществляет важнейшие функции государства. Все это в значительной мере сказывается на формах и методах осуществления государственной власти.

Практически во всех демократических  странах в качестве конституционной  основы осуществления государственной власти используется принцип разделения властей.

О структуре (гос. органах) см. ниже.

33. Понятие и признаки государственных органов.

Государственный орган - это коллектив граждан или гражданин определенного государства, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный данным государством на осуществление его задач и функций и действующий в установленном государством порядке.

Признаки органа государства:

конституционно-правовой статус органа,

особенности его формирования,

характер государственно-властных полномочий,

характер взаимоотношений  различных государственных органов  и гражданского общества.

Важнейшим признаком  принадлежности государственного органа к государственному аппарату является наличие у органа государства государственно-властных полномочий

— это сложное явление, в котором можно выделить три  основных элемента:

1) принятие решений, обязательных для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства;

2) организация исполнения  принятых решений, опирающаяся  на материальную основу, базу (например, фонды государства, средства государственного бюджета и т. д.);

3) охрана принятых  решений от нарушений путем  применения различных методов  и мер: убеждения, общественного  воздействия, а также государственного принуждения.

Следует отметить, что  в той или иной степени органы государства применяют все эти элементы данных полномочий, взятые в совокупности. Однако принудительный характер властных полномочий государственного органа, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических и общественных институтов.                    

В то же время существуют и другие признаки, присущие государственному органу.

Во-первых, орган государства  — это определенная организация, организованный коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности. Вместе с тем, государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином данного государства.

Во-вторых, орган государства  образуется в установленном государством порядке. Однако, следует признать, что порядок образования государственных органов устанавливается не во всех государствах.

В-третьих, государственный  орган уполномочен государством осуществлять его задачи и функции (например, глава государства, парламент, правительство, суды — осуществляют практически все функции государства).

В-четвертых, орган государства  наделяется с помощью правовых норм определенной компетенцией, которая  включает в себя совокупность предметов  его ведения и полномочий в  отношении этих предметов ведения.

В-пятых, орган государства  действует, как правило, в установленном государством порядке.

В-шестых, орган государства  является частью единого государственного аппарата, определенной системы органов государственной власти той или иной страны.

34. Система органов  органов РФ, ее конституционная основа.

Система органов  государства представляет собой организационное единство, так как одни органы избираются или образуются .другими; одни руководят деятельности) других; одни подотчетны и ответственны, подконтрольны или подчинены другим.

Конституционно-правовой статус органов российского государства определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов РФ, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

В систему государственных органов субъектов РФ входят: законодательные органы государственной власти (законодательные собрания, народные собрание, государственные собрания, верховные советы республик в составе РФ; законодательные собрания краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, дополнительные органы государственной власти (правительства республик в составе РФ; администрации и правительства краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов); Конституционные Суды республик в составе РФ; президенты республик — главы государств в составе РФ; главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в составе РФ.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим и система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательных, исполнительных и судебных (ст. 10). Каждый из этих видов органов представляет собой подсистему единой системы государственных органов РФ, которая, в свою очередь, может подразделяться на ряд входящих в нее структур. Такая классификация государственных органов проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов РФ.

35. Виды и принципы  организации деятельности ГО  РФ.

Принципы формирования ГО:

1. Принцип представительного правления. Данный принцип означает, что органы законодательной власти избираются народом непосредственно, выражают его волю. Путем выборов формируются представительные органы и Президент в России). Этот принцип находит свое проявление и в отчетности представительных органов перед избирателями.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"