Психологические особенности личности следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:49, контрольная работа

Описание

Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями.
Для того, что бы быть следователем, не требуются какие-то специальные природные задатки. Все же способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.
Следует отметить, что на основании официальной статистики МВД РФ за 2009 год - в следствии успешно работают следователи с различными темпераментами.
Свойства темперамента служат основой для выработки индивидуальных стилей работы следователя, который с одной стороны приспосабливает свою психику к условиям работы, а с другой стороны приспосабливает условия работы к своей психике.
Отличия в характере способностей появляются при производстве различных следственных действий, применении тактических приемов. Один следователь лучше допрашивает, но хуже работает с документами. Другой возмещает ограниченность своих способностей отличной работой с вещественными доказательствами, острой наблюдательностью при осмотре и обыске. Обладая посредственными способностями в поисках, первый следователь предпочтет добиться от самого обвиняемого показаний о месте сокрытия нужных предметов и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности личности следователя.docx

— 34.72 Кб (Скачать документ)

      Определенность, точность и быстрота понимания зависят  от теоретической и практической подготовки следователя. Длительное занятие этой профессией порождает автоматизмы, которые облегчают наблюдение и понимание происходящего, но вместе с тем иногда приводит к ошибкам. Большую опасность представляют так называемые "косные стереотипы" - привычные, укоренившееся суждения и оценки, которые сплошь и рядом искажают восприятие, делают наблюдение неточным и неполным.

      Привыкание  к тем или иным объектам нередко  глушит остроту наблюдения, человек  постепенно перестает замечать происходящее перемены. Поэтому целесообразно, чтобы в таких действиях, как осмотр места происшествия или проверка показаний на месте, участвовали наряду с лицами, хорошо знающие данное место, также и незнакомые с ним.

      Избирательность наблюдения, как и всякого восприятия, обусловлена потребностями, интересами и, что особенно важно, целями и задачами, которыми руководствуется воспринимающий.

      Экспериментально  установлено, что высшая эффективность  наблюдения обеспечивается наличием определенной цели, ясно сформулированной задачи. Наличие определенного задания намного облегчает в поиски. В этом состоит роль инструкции или программы наблюдения, конкретных вопросах, подлежащих выяснению, роль рабочих версий следователя.

      Предопределяет  успех наблюдателя в конечном счете интеллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность  отдельных этапов наблюдений и использует его результаты.

      В попытках определить интеллект можно  выделить следующие основные подходы:

      1) Интеллект - это обобщенная способность  к обучению;

      2) Интеллект - это способность к  отвлеченному, абстрактному мышлению;

      3) Интеллект - это то, что обеспечивает  эффективность адаптации, поведения  в сложной среде;

      4) Интеллект - это то, что измеряется  тестами интеллекта.

      Сущность  интеллекта понимается как структурирование отношений между средой и организмом, а его развитие проявляется в  более адекватной адаптации.

      Следователю надо помнить ряд общих правил организации наблюдения:

  • до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;
  • определить цель, сформулировать задачу, составить хотя бы мысленно план или схему наблюдения;
  • искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;
  • расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдения наблюдать одну из частей, не забывая и о наблюдении целого;
  • следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;
  • не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с различных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;
  • подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;
  • ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;
  • сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различия и связи;
  • сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;
  • ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;
  • привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;
  • помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения.

      Характер  наблюдения определяется предметом  исследования.

      Наблюдательность  следователя направлена на отыскание  доказательств. Она имеет воссоздающий характер, реконструирует на основе подмеченных признаков обстоятельства расследуемого события.

      Постоянным  объектом наблюдения в следственной работе является человек, его духовная жизнь. Наблюдательность следователя  в этой специфической сфере можно назвать психологической. Она выражается в умении подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознать психические свойства личности, угадывать" психологический подтекст" каждого действия и поступка.

      Психологическая наблюдательность - необходимая предпосылка  предвидения человеческого поведения  и управления им в нужных для следователя  целях.

      Наблюдательность - не природный дар, она формируется  жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуждается в повседневной тренировке.

      Как уже указывалось, следователь, чтобы  успешно выполнять свои обязанности, должен обладать разнообразными и широкими познаниями. От следователя требуется  разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура. Он должен иметь основательные представления  о главных отраслях человеческого  знания, глубоко разбираться в общественных науках, в вопросах права. Кроме того, следователю нужны специальные знания, необходимые для профессиональной деятельности.

      Образование, даже высшее, - это еще не гарантия образованности, а скорее формальное требование, предъявляемое к претенденту  на должность.

      Наличный  запас знаний - ничтожный умственный капитал по сравнению с тем, что  может потребоваться следователю  в будущем. Этот запас постоянно должен пополняться.

      В психологии следователя наибольший интерес представляет роль памяти в  накоплении опыта и сохранении знаний. Характер требований, предъявляемых  к следователю, делает главной в  его профессии произвольную, смысловую память и такие ее качества, как большой объем, высокая точность и готовность.

      Следователь должен очень многое знать, то, что  знает, - хорошо помнить. Огромный объем  информации, используемой и получаемой в процессе расследования, можно  разделить на две части.

      Первая - это весь комплекс его профессиональных знаний и опыта, которые служат предпосылкой успешной деятельности следователя. Они  являются как бы средством решения  стоящих перед ним задач и  сохраняются в его долгосрочной памяти.

           Вторая - это часть информации  относится к самому расследуемому  событию. Знание конкретных обстоятельств  дела, фактических данных, установление  которых является целью проводимого  расследования. В полном объеме  они сохраняются оперативной  памятью.

      Существенен особый случай зрительно-образной памяти, называемый эйдетизмом (от греческого слова "эйдос" - образ). Эйдетики чрезвычайно отчетливо сохраняют представление о виденном, как будто продолжают видеть его со всеми деталями, даже после исчезновения объекта из поля зрения.

      Преимущественное  развитие одного из видов памяти ( зрительного, слухового, эмоционального, двигательного  и т.п.) связано также с особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у юристов высоко развита словесно-логическая память.

      Следователь должен стремиться к выработке профессиональной памяти, продуктивность которой очень  высока. Объясняется это направленностью интересов следователя. Профессиональная память связана с длительной тренировкой. Она зависит также от качества внимания, состояния человека в моменты восприятия и т.д.

            В своей профессиональной деятельности следователю часто  приходится обращаться к речи как источнику информации.

      Язык  и речь - главные инструменты в  следственной работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений  и взаимодействий следователя с участвующими в деле людьми. Как познавательная, так и удостоверительная стороны расследования неразрывно связаны с использованием речи в основных её формах: устной и письменной. Устность уголовного процесса сочетается с фиксацией в письменном виде полученных данных, с обязательным документированием хода и результатов расследования. Отсюда возникает необходимость для следователя безупречного знания языка, на котором ведется судопроизводство и высокое совершенство владения речью.

      Ясность языка - ясность мышления.

      Необходимость быть правильно понятым требует  от следователя говорить тем языком, который понятен собеседнику. Следователь  всегда должен думать над тем, как  будет воспринят его вопрос или  заявление, проверять это в ходе допроса, беседы, выступления, добиваясь  полного взаимопонимания.

      В противном случае свидетель или  обвиняемый может не понять вопроса  и дать неправильный ответ.

  1. Воображение следователя.

      Воображение, то есть создание новых образов, представлений  или идей, ранее не воспринимавшихся человеком, имеет огромное значение в следственной работе. Бесконечное  разнообразие жизненных явлений, с  которыми приходится иметь дело следователю, придает его фантазии универсальный  характер, формирует у него создание любых образов, отражающих и повседневные житейские ситуации, и различные  формы человеческого поведения, и явления, относящиеся ко многим специальным областям человеческой практики.

      Основным  условием развития воображения следователя  является накопление и обобщение  его опыта и знаний.

      Значительно облегчает работу  следственного  воображения введение наглядной демонстрации, использование разного рода наглядных опор: рисунков, фотоснимков, чертежей, графических схем и иных изображений, а также слепков, макетов, моделей.

      Поэтому очень важно иметь в следственных органах все необходимое для макетирования, проекционную аппаратуру, различные муляжи, наглядные пособия. 

  1. Мышление  следователя

      Любой предмет обладает бесконечным множеством свойств, признаков, сторон и отношений, исчерпывающее познание которых  за короткий срок невозможно. Отражение их органами чувств и человеческой мыслью всегда избирательно, оно беднее действительности, но тем не менее несет в себе достоверное знание, необходимое для достижение той или иной цели.

      Мышление  возникает тогда, когда окружающая действительность и в первую очередь  окружающие люди требуют от человека решить какую-либо задачу, ответить на какой-либо вопрос и т.д.

      Мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования. Мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него  у него задачи, вопроса и даже удивления. Следователю постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследование уголовного дела. Однако мышление - это не просто процесс решения задачи, хотя мышление возникает обычно из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение.

      Эти задачи стоят перед следователем с того момента, когда он получил первую информацию о совершении преступления, и до окончания расследования уголовного дела, которое тождественно решению проблемных ситуаций. Чем проблемней ситуация, тем активнее бывает процесс мышления. Таким образом, приходится мысленно восстановить картину действительности в ее конкретности.

      Мыслительные  действия связывают прошлый опыт и знания с вновь полученной информацией, помогая анализировать ее. Анализируя новую информацию, отбирая из нее  самое необходимое, следователь  тем самым дополняет свои знания, которые сыграют свою роль при  решении очередной мыслительной задачи.

           Мышление следователя обладает  следующими свойствами.

        Оперативность мышления - приурочение умственных операций (наблюдательность, воображение), которые в исследовании вещественных доказательств и других юридических фактов наиболее значимы. В оперативность мышления входит также гибкость в применении различных методов и приемов, при помощи которых данное дело может быть расследовано в более короткие сроки и более качественно. Оперативность мышления обеспечивает оптимальное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.

   Динамичность мышления - умение быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, установить, на что именно нужно обратить внимание и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и взвешивание оснований, которыми нужно разумно руководствоваться в последующем развитии дела (версии).

       Широта  мышления - проявляется в продуктивности творческой работы при решении многих проблем. Это качество особенно необходимо следователям, расследующим хозяйственные преступления, где нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний и умений, прошлого опыта в процессе познавательной деятельности.

         Глубина мышления - выражается в выявлении существенных свойств, связей и отношениями между предметами и явлениями. Следователь не оставляет без внимания каждую, даже еле заметную связь, особенно при первых шагах расследования, и старается выяснить причины, их породившие; благодаря этому он приобретает новые знания. В процессе выяснения причин, породивших эти связи, процесс мышления имеет ценный характер, звеньями которого являются мысленные пробы. 

         Логичность мышления - развитие последовательности мыслительного процесса, строгость и "проницательность" доказательства, умение делать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов - всё это присуще мышлению следователя.

      Следственное  мышление строится по такой модели: вначале определяются задачи о очередность  их решения (выдвигаются версии и  проверяются путем следственных и оперативных действий), затем  определяются источники информации, методы решения задач (анализируется и создается система прямых и косвенных доказательств, учитываются все противоречия и возражения).

Информация о работе Психологические особенности личности следователя