Прокурор как участник уголовного процесса со стороны обвинения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование уголовно-процессуального статуса основных участников уголовного процесса со стороны обвинения.
Достижение указанной цели предопределяет решение следующих задач:
- раскрытие процессуального положения прокурора в досудебном производстве и при разбирательстве дела в суде;
- раскрытие процессуального положения следователя и дознавателя: процессуальная самостоятельность, полномочия, проблемы взаимоотношений с прокурором и начальником следственного отдела;
- рассмотрение процессуального положения таких участников как частный обвинитель, потерпевший и гражданский истец.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРОКУРОР - УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ 6
1.1. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела 6
1.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии 9
1.3. Участие прокурора в судебном следствии 17
2. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Прокурор 2.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

     11) изымать любое уголовное дело  у органа дознания и передавать  его следователю с обязательным  указанием оснований такой передачи;

     12) передавать уголовное дело или  материалы проверки сообщения  о преступлении от одного органа  предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи20;

     13) утверждать постановление дознавателя  о прекращении производства по уголовному делу;

     14) утверждать обвинительное заключение  или обвинительный акт по уголовному  делу;

     15) возвращать уголовное дело дознавателю,  следователю со своими письменными  указаниями о производстве дополнительного  расследования, об изменении объема  обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

     16) осуществлять иные полномочия, предоставленные  прокурору настоящим Кодексом.

     2.1. По мотивированному письменному  запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела21.

     В судебном разбирательстве направление  деятельности прокурора - поддержание  государственного обвинения. Но это  не значит, что прокурор во всех случаях  и во что бы, то, ни стало должен поддерживать обвинение. Поддерживая обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа22.

     Одним из факторов повышения качества поддержания  государственного обвинения является подготовка к судебному заседанию. Только хорошо информированный и подготовленный прокурор может решить весь комплекс проблем, возникающих в ходе судебного процесса.

     В стадии подготовки не ставятся и не решаются вопросы доказанности обвинения  и виновности обвиняемого. В силу презумпции невиновности - этот вопрос решается в центральной стадии и закрепляется в приговоре. Стадию подготовки проходят все дела, которые отправляются прокурору с обвинительным заключением.

     Можно выделить следующие составные части  подготовки прокурора к судебному  разбирательству: применение определенных тактических приемов изучения материалов дела; изучение специальной литературы, нормативных материалов и судебной практики применительно к конкретной категории дел; обобщение и анализ материалов уголовного дела; прогнозирование различных ситуаций, могущих возникнуть в ходе судебного заседания, и комплекс тактических приемов, используемых для их решения; построение версий обвинения; комплексное планирование своей деятельности по поддержанию государственного обвинения23.

     Судебное  следствие - это самостоятельное, глубокое, полное, объективное, всестороннее исследование обстоятельств дела и доказательств, производимое судом с участием сторон в совершенно новых, по сравнению с предварительным расследованием, условиях и обставленное рядом гарантий, которыми не обладает предварительное следствие.

     В связи с этим некоторые из её положений  государственный обвинитель может использовать в суде без изменения, другие - с соответствующими коррективами, третьи не могут быть использованы вообще, так как судебное следствие происходит в иных условиях. При допросе в судебном заседании государственный обвинитель испытывает определённое противодействие со стороны защиты. Эффективность допроса во многом зависит от установления психологического контакта с допрашиваемым.

     В судебном допросе можно выделить следующие стадии: вводную, свободного рассказа и вопросно-ответную.

     Вводная стадия включает в себя получение  данных о личности допрашиваемого, и, если речь идёт о допросе потерпевшего и свидетеля, он предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. По действующему законодательству председательствующий первым предлагает допрашиваемому дать показания по поводу предъявленного обвинения и известных ему материалов дела.

     Государственному  обвинителю необходимо помнить, что  «вопрос должен быть сформулирован так, чтобы допрашиваемый не мог извлечь из него никакой информации, и вынужден был обращаться к своей памяти»24.

     Формы, в которых государственный обвинитель осуществляет допрос, являются специфическими по сравнению со стадией предварительного расследования. В суде может быть проведён основной, перекрёстный и шахматный допрос.

     Обычно  проводится допрос определенного лица судом и другими участниками судебного процесса. Перекрёстным допросом называется допрос одного лица, при котором стороны могут поочередно ставить ему вопросы по одному и тому же обстоятельству в целях проверки, уточнения или дополнения его показаний.

     Для государственного обвинителя навыки владения перекрёстным допросом являются обязательными, поскольку они позволяют вскрыть противоречия, уточнить детали, уличить допрашиваемого в даче ложных показаний, наконец, существенно дополнить показания.

     Не  менее важной формой допроса, является шахматный допрос. Сущность его заключается в том, что при допросе одного лица допрашивающий попутно ставит вопросы другим лицам. Его цель состоит в том, чтобы подтвердить или опровергнуть показания иного лица.

     Одним из важных следственных действий в  судебном разбирательстве является производство экспертизы.

     Экспертиза  в судебном заседании назначается  в следующих случаях:

     1. В ходе судебного разбирательства  выявлены факты, для исследования которых требуется производство экспертизы (часто связано с неполнотой предварительного следствия);

     2. Суд по ходатайству участников  процесса или по собственной  инициативе признаёт необходимым производство экспертизы в суде экспертом, осуществлявшими её на предварительном следствии;

     3. Суд сочтёт заключение экспертизы  проведённой на предварительном следствии или ранее в судебном заседании, недостаточно ясным или полным и выносит определение о проведении дополнительной экспертизы;

     4. Суд признаёт имевшиеся в деле  заключения экспертизы недостаточными или вызывающими сомнение в правильности и назначает повторную экспертизу25.

     В указанных ситуациях прокурор вправе ходатайствовать о проведении экспертизы в суде или в судебном учреждении. При обсуждении вопроса о назначении экспертизы прокурору следует дать оценку возможности её проведения. Экспертиза может быть назначена в любой момент судебного следствия.

     Важное  значение для установления фактических  обстоятельств уголовного дела и правильного его разрешения имеет исследование вещественных доказательств, осмотр места происшествия, эксперимент. Судебный осмотр местности и помещения производится тогда, когда есть необходимость получить дополнительные сведения об обстановке, в которой произошло преступление. Судебный осмотр позволяет суду и участникам процесса непосредственно воспринять и изучить обстановку совершения преступления. Прокурору следует ходатайствовать о проведении осмотра в случаях, когда отдельные обстоятельства дела не могут быть правильно поняты без непосредственного ознакомления с обстановкой места происшествия, либо в суде выяснились новые обстоятельства, проверка которых невозможна без изучения определенной местности или помещения.

     Ходатайствуя  о проведении осмотра, обвинитель должен не только указать обстоятельства, требующие его проведения, но и  сформулировать конкретные цели осмотра, а именно: изучить и оценить обстановку на месте; зафиксировать или изъять следы или иные вещественные доказательства, сохранившиеся на месте и не изъятые следователем; уяснить условия, способствовавшие совершению преступления.

     Государственный обвинитель вправе ходатайствовать о проведении осмотра вещественных доказательств в любой момент судебного следствия, когда в этом возникает необходимость. Следует учесть, что результаты осмотра могут быть использованы при производстве других следственных действий - допросах подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов.

     После рассмотрения всех доказательств председательствующий опрашивает участников процесса, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно.

     Дополнение  судебного следствия выражается в самых различных формах: в постановке вопросов допрошенным лицам и заявлении ходатайств об оглашении показаний, не явившихся свидетелей, документов, характеризующих личность подсудимого, в допросе новых свидетелей и представлении новых документов.

     Таким образом, выполняя функции государственного обвинителя в судебном разбирательстве, прокурор должен и вполне может, как показывает практика, поддерживать обвинение со всей энергией, настойчиво и умело, делать это лишь в меру доказанности, не упуская фактов, говорящих в пользу подсудимого, обязан сам строжайше соблюдать закон, выступать против любых его нарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАДЗОР ПРОКУРОРА  ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ  ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ  ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 

     Согласно  Приказу Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение надзора возложено на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ - на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями. Эти прокуроры являются уполномоченными прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

     На  уполномоченных прокуроров для обеспечения  их доступа к материалам ОРД в установленном порядке оформляется специальный допуск. Перечень уполномоченных прокуроров доводится до соответствующих органов, осуществляющих ОРД.

     Указанная организационная особенность прокурорского  надзора вытекает из требований Закона об ОРД о том, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскных мероприятий, а также о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну26.

     Так же данное положение закреплено в  п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О государственной  тайне». Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности входят в перечень сведений составляющих государственную тайну. К ним относятся сведения:

     - о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах  разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

     - о лицах, сотрудничающих или  сотрудничавших на конфиденциальной  основе с органами, осуществляющими  разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

Информация о работе Прокурор как участник уголовного процесса со стороны обвинения