Принцип независимости судей в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование и анализ, нормативных положений, регламентирующих реализацию принципа независимости судей и подчинение их только закону, в уголовном процессе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие и раскрыть содержание конституционного принципа независимости судей как составляющей независимости судебной власти;
рассмотреть действующую систему гарантий независимости судей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….... 3
Глава I «Независимость судьи как составляющая независимости судебной власти….................................................................................................................................... 5
Глава II «Гарантии независимости судьи при осуществлении правосудия» ….. 11

II.I Организационно-правовые и социальные гарантии независимости судьи... …………………………………………………………………………………………………11
II.II Процессуальные гарантии независимости судьи ……………………………17
Заключение ………………………………………………………………………………..25
Библиографический список …………………………………………………………. 27

Работа состоит из  1 файл

титульник курсовая по процессу.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

       Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

РФ  и  федеральному закону.  Гарантии  их  независимости устанавливаются  Конституцией РФ и федеральным законом.

       Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в соответствии с главой 42 УПК РФ. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, ФКЗ от 31 декабря 1996 года№1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами I, 2, о, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона РФ от 26 июля 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и ФЗ от 20 августа 2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (и. 1 ст. 12 ФЗ от 20 августа 2004 года №1.13-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»). Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 ст.12 указанного закона).

Суд присяжных - это спасительное лекарство, которое может изменить всю судебную систему. Присяжные снимают с судьи груз ответственности перед любыми заказчиками судебных решений. Дело по существу разрешают присяжные, а не судья, и ему больше никто не может предъявить претензию обеспечить вынесение судебного акта определенного содержания, Как представители гражданского общества в суде, присяжные, участвуя в осуществлении правосудия, способствуют повышению доверия к суду. Уменьшается тот разрыв, который существует сейчас между обществом и судами. Участие в качестве присяжного меняет самосознание человека, делает   его   гражданином. Наконец,   суд   присяжных   позволяет   каждому обратиться к форуму общественности и уменьшает опасность судебного произвола. Суд с участием присяжных хорошо себя зарекомендовал у нас в стране не только в XIX веке при Александре II, Царе-освободителе, но и теперь, несмотря на то, что в средствах массовой информации его часто и безосновательно порочат, провоцируя общественное мнение на его отрицательную оценку. Именно суды присяжных все еще выносят у нас оправдательные приговоры и дают основание  надеяться,  что  не лишится своего смысла народное представление о том, что "суд – не на осуд, а на рассуд". Где же этот "рассуд", если все, что представляется органами обвинения в суды, принимается и одобряется ими, касается ли это ходатайств о заключении под стражу до вынесения приговора, незаконно полученных доказательств, либо в целом предъявленного в суде обвинения, которое завершается более чем в 99% случаев обвинительным приговором?! Именно поэтому считаю, чрезвычайно важно расширить сферы действия института суда присяжных, который может оказывать оздоровляющий эффект и способствовать укоренению у нас справедливого правосудия как по уголовным делам, так и по гражданским.

       Смысл судейской независимости, ее несменяемости и неприкосновенности состоит в том, чтобы обеспечивать подлинное правосудие, исключающее возможность манипулирования судьями. Особенности статуса судей, их особое положение - так сказать, вынужденная плата за возможность иметь подлинно независимое правосудие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II

«Гарантии независимости судьи  при осуществлении правосудия» 

II.I Организационно-правовые

и социальные гарантии независимости судьи 

       Гарантии в уголовном процессе по своему содержанию и структуре явление сложное, их невозможно охарактеризовать лишь одним каким-либо термином. Формулировка же определения гарантий должна в полной мере отражать сложность их содержания. По определению Кротовой Л.А., уголовно-процессуальные гарантии представляют собой правовой механизм, выражающийся в совокупности предусмотренных законом средств (как нормативной базы) и определяемым на их основе способов (как действий по реализации последних), в единстве обеспечивающих достижение задач уголовного судопроизводства.4 Приоритетное положение в системе гарантий прав человека и гражданина в сфере уголовной юрисдикции принадлежит правосудию и судебному контролю как способам реализации судебной власти.5

       Гарантией надлежащего осуществления профессиональных обязанностей судей является их независимость, сводящаяся в целом к совокупности организационной и функциональной независимости. Центральным звеном концепции организационной независимости судебной власти выступает положение о свободе суда от действий законодательной и исполнительной ветвей власти, его полной беспристрастности и самостоятельности. Законодатель не имеет права принимать законодательные акты, аннулирующие решения суда, обладающие по отношению к ним эффектом обратной силы или иным образом вторгающиеся в исполнение судебной функции.

       В содержание принципа независимости включаются следующие элементы:

  • судья - единственный государственный служащий,  который в своей работе никому не подчиняется и ни перед кем не отчитывается; все решения судья принимает самостоятельно, никто не вправе воздействовать на судей при принятии ими решений; всякое вмешательство в деятельность суда, от кого бы оно ни исходило, преследуется но закону, в том числе и в уголовном порядке; при рассмотрении дела в коллегиальном составе все судьи, входящие в коллегию, равны, никто из них не имеет преимуществ.

       Таким образом, судья независим только в рамках закона, Закон служит гарантией от судебного произвола (ст. I Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).

       Только действительно независимый орган может считаться судом, Поэтому реальному обеспечению независимости судей и судебной системы в целом уделяется очень большое внимание. Конституция РФ, Закон РФ «О статусе судей», другие федеральные законы устанавливают социальные, политические, экономические и юридические гарантии независимости судей.6

       Конституционный принцип независимости судей означает их право принимать решение по делу по своему внутреннему убеждению. Никто не имеет права навязывать свое решение или принудить к такому решению вопроса, которое противоречит совести судей. «Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны». Таким образом, в содержании самой нормы закреплены средства, обеспечивающие судам выполнение указанного принципа. Тайна совещания судей, законодательное предусмотрение оснований для отвода судьи, право судьи на особое мнение при    постановлении    приговора    по делу – вот неполный перечень процессуальных гарантий принципа независимости судей.7 Основное процессуальное выражение принципа независимости судей и их подчинения только  закону  составляет  свобода   внутреннего   судейского  убеждения в оценке доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью, в решении судом вопроса о виновности или невиновности преданных суду лиц.

       Судья не обязан давать какие бы то ни было объяснения по поводу рассмотренных или находящихся в производство дел, а также представлять их для ознакомления, за исключением случаев и порядка, предусмотренных законом. После вступления решения суда в законную силу дело могут истребовать лишь лица, уполномоченные процессуальным законом принести протест в порядке надзора. Таким образом, принцип независимости судей определяет также взаимоотношения судов различных звеньев. Кассационная и надзорная инстанции, отменяя судебное решение и направляя дело па новое рассмотрение, не вправе предрешать выводы судей и связывать своим решением их независимость и самостоятельность. При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции независим в выводах от вышестоящего суда и самостоятелен не только в части оценки доказательств и установления фактов, но и в области применения соответствующего закона. Правосудие - это самостоятельная сфера государственной деятельности, свободная от чьего бы то ни было руководства или надзора. Интерпретация закона представляет собой исключительную прерогативу суда, разрешающего дело, и эта область деятельности закрыта от постороннего влияния.

       Одной из существенных гарантий независимости судей является особый порядок приостановления их полномочий и увольнения с должности. Данное обстоятельство связано с понятием иммунитета судьи.  Иммунитет (от  лат.   immunitas  /immunitatis/ - «освобождение  от   чего-либо»,   англ. immunity) представляет собой юридическое право не подчиняться некоторым общим законам, в определенных случаях предоставляемое государствам, международным организациям и лицам, занимающим в государстве особое положение. Понятие иммунитета имеет собирательное значение, включающее  иммунитет в собственном смысле  слова (т.е., особые права, льготы, преимущества) и привилегии, определяемые в международном праве как изъятия из общих правил юрисдикции. Предусмотренные законодательством иммунитеты предоставляются не с целью обеспечения личной выгоды отдельных лиц, а для содействия независимому выполнению ими необходимых служебных функций. Иммунитет, разумеется, не может быть абсолютным. Он по должен превращаться в средство защиты от закона, нанося тем самым ущерб авторитету судебной власти. Поэтому в отношении судей действует так называемый ограниченный иммунитет - они несут ответственность только в случае умышленного или неосторожного нарушения закона (проявленной недобросовестности) при исполнении своих служебных обязанностей. Доктрина иммунитета, устраняя риск произвольного возложения ответственности, призвана защитить судей от истцов, не согласных с решениями суда.

       На практике особый порядок приостановления полномочий судьи и увольнения с должности должен обеспечивать и гарантии от недобросовестности судей, однако при возбуждении уголовного дела в отношении судьи возникают и определенные проблемы. Так, например, уголовное дело №743 по признакам статьи 137 УК РФ было возбуждено в отношении гражданки Балакиной Л. А., хотя в материалах следствия имелся документ о смене фамилии на фамилию Кандален. Балакина распространяла сведения о личной жизни гражданина Н., который в защиту чести и достоинства обратился в милицию, суд и прокуратуру. После возбуждения уголовного дела Балакина перестала являться по повесткам в прокуратуру и исчезла из города Гусь-Хрустальный. В ноябре 2003 года Балакину объявили в розыск, за 3 месяца до объявления Балакиной в розыск начальник отдела дознания милиции общественной безопасности областного УВД подписал на нее положительную характеристику как на бывшего сотрудника милиции, 17 июля 2004 года Балакина была назначена на должность федерального судьи Чеченской Республики. Назначение на должность судьи в Чеченской Республике   на тот  момент   имело  свои  особенности,  там   еще   не   была сформирована квалификационная коллегия, поэтому единственным этапом при назначении на должность судьи в Чеченскую Республику была высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Юридически ситуация оказалась совершенно тупиковой: найден «фигурант» уголовного дела, но Балакина назначена федеральным судьей, против которого законом запрещены всякие действия, в том числе и этапирование к месту совершения преступления. Остался открытым вопрос, что делать с уголовным делом? В прокуратуре нашли более или менее приемлемый процессуальный выход ив создавшейся ситуации: прекратили уголовное дело за отсутствием в ее действиях состава преступления, поскольку Балакина состояла в гражданском браке с гражданином Н.8

       В связи с этим случаем необходимо обратить внимание на то, что в процедуре возбуждения уголовного дела в отношении судьи и привлечения его в качестве обвиняемого отсутствует фигура Президента РФ, по указу которого судьи назначаются на должности. Представляется целесообразным в порядке delego ferendo рассмотреть вопрос о включении Президента РФ в механизм привлечения судьи к уголовной ответственности, установленный действующим уголовно-процессуальным законодательством.

       Судья является носителем судебной власти, лицом, лично и непосредственно действующим от имени государства при осуществлении своих должностных обязанностей. Поэтому не требует объяснений необходимость всемерного обеспечения независимого исполнения судьей возложенных на него государственных обязанностей. По одновременно права и обязанности судьи определяют его особое положение и в обществе как гражданина. Именно это особое положение, по сути дела, является гарантией обеспечения тех его прав, и обязанностей, которые судья реализует, непосредственно   осуществляя   правосудие,   осуществляя   свои властные правомочия. С этой точки зрения представляется, что принцип независимости судьи - это такое положение, состояние гражданина, облеченного судейскими полномочиями, при котором ничто не может пометать ему, верша правосудие, руководствоваться только Конституцией Российской Федерации и законом. Судья легко уязвим, ибо его деятельность носит публичный характер. В то же время и вне судебной деятельности судья не может забывать о своем статусе судьи и предъявляемых к нему требованиях, закрепленных как в законодательстве о статусе судьи, так и в актах органов судейского сообщества, в частности, в Кодексе судейской этики. Судья с момента назначения на должность находится в зоне особых требований, о чем он постоянно должен помнить.

       Социально-правовыми гарантиями независимости судьи является установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности судьи и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи па отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период.

       Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом о статусе судей, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Объем социально-правовой защиты судей определяется стажем работы в должности судьи и установлен целым рядом российских законов, иных нормативных правовых актов. Вопросы заработной платы и материального обеспечения судей регулируются Законом о статусе судей, ст. 2 Федерального закона «О дополнительных    гарантиях    социальной    защиты    судей     и    работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 года № 6-ФЗ, Указами Президента Российской Федерации и некоторыми другими нормативно-правовыми актами. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принцип независимости судей в уголовном процессе