Принцип независимости судей в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование и анализ, нормативных положений, регламентирующих реализацию принципа независимости судей и подчинение их только закону, в уголовном процессе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие и раскрыть содержание конституционного принципа независимости судей как составляющей независимости судебной власти;
рассмотреть действующую систему гарантий независимости судей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….... 3
Глава I «Независимость судьи как составляющая независимости судебной власти….................................................................................................................................... 5
Глава II «Гарантии независимости судьи при осуществлении правосудия» ….. 11

II.I Организационно-правовые и социальные гарантии независимости судьи... …………………………………………………………………………………………………11
II.II Процессуальные гарантии независимости судьи ……………………………17
Заключение ………………………………………………………………………………..25
Библиографический список …………………………………………………………. 27

Работа состоит из  1 файл

титульник курсовая по процессу.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Государственное общеобразовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 

Хабаровская Государственная  Академия Экономики  и Права

Юридический факультет 

Кафедра уголовного процесса и криминалистики 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине: «Уголовный процесс» 

На  тему: «Принцип независимости судей в уголовном процессе» 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 4 курса

 заочной  формы обучения

группы: ЮЗ-82

Юзефович  Гульнара Игоревна

Адрес: г.Хабаровск, ул. Фурманова, 21-1

Тел.:89141504681 
 
 
 
 
 

г. Хабаровск

2011 

Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………………….... 3 

Глава I «Независимость судьи как составляющая независимости судебной власти…....................................................................................................................................  5 

Глава II «Гарантии независимости судьи при осуществлении правосудия»  ….. 11

    

     II.I Организационно-правовые и социальные гарантии независимости судьи... …………………………………………………………………………………………………11 

     II.II Процессуальные гарантии независимости судьи ……………………………17 

Заключение ………………………………………………………………………………..25 

Библиографический список …………………………………………………………. 27          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       В ходе осуществления проходящей в Российской Федерации судебно-правовой реформы, главной задачей которой является утверждение судебной власти в государственном, механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной, одной из актуальных и пока неразрешенной проблем, остается обеспечение независимости судей как носителей судебной власти.

       В соответствии с Конституцией РФ 1993г., независимость судей является основополагающим принципом организации и функционирования судебной власти, системы судебных органов и правового статуса судей как носителей судебной власти.

       Закрепляя независимость судей и подчинения их только закону, законодатель тем самым подчеркнул, что данные постулаты являются основными, исходными положениями, относящимся ко всем видам судопроизводства в Российской Федерации, Однако, закрепляя данный принцип в основном законе государства, законодатель, не раскрывает его содержание ни: в самой: Конституции, ни: в законодательстве о судебной власти. Более того, законодатель по непонятным причинам, не включил этот конституционный принцип в систему принципов нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), хотя он ранее был закреплен в предыдущей кодификации, и сейчас является основополагающим принципом в гражданском и арбитражном процессе. Представляется что исключение законодателем из УПК РФ нормы, закрепляющей принцип: независимости судей в уголовном процессе, является неоправданным и непоследовательным шагом.

       Учитывая значимость этого принципа для вынесения законного, справедливого и гуманного судебного решения, и, следовательно, для соблюдения прав и свод граждан в уголовном процессе, проведение исследования по заявленной теме представляется весьма актуальной и своевременной.

       Перечисленные обстоятельства определили актуальность работы, объект и предмет исследования, постановку цели и задач, требующих решения.

       Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации принципа независимости судей в уголовном процессе.

        Предмет исследования составляют нормы действующего российского законодательства, регулирующие реализацию и гарантии рассматриваемого принципа, практика судов по уголовным делам, юридическая и иная литература, относящаяся к анализируемой проблеме.

        Целью работы является исследование и анализ, нормативных положений, регламентирующих реализацию принципа независимости судей и подчинение их только закону, в уголовном процессе.

    Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • дать понятие и раскрыть содержание конституционного принципа независимости судей как составляющей независимости судебной власти;
  • рассмотреть действующую систему гарантий независимости судей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I

«Независимость  судьи как составляющая независимости судебной власти» 

       Судебная власть реализуется исключительно в сфере правоотношений и касается лишь вопросов права. Осуществляется эта власть посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства в адекватных каждой из этих форм судопроизводства судебных структурах - звеньях единой судебной системы.    Ведущей и преобладающей формой судебной власти является правосудие, основывающееся на принципах равноправия участников и состязательности судопроизводства. Правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. При этом судебная власть в пределах процессуальных форм может находить свое проявление и помимо собственно правосудия. Справедливая, беспристрастная и гуманная система правосудия является необходимым условием осуществления основных прав и свобод человека в демократическом обществе. Латинское изречение Justicia rеgnorum fundamentum, известное каждому дипломированному юристу, обычно переводят так: «Правосудие – основа государства».1

       Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. I ст. 18 Конституции РФ). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного судопроизводства только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст.4).

       Суд - это единственный государственный орган, имеющий своим назначением осуществление правосудия. Так, в соответствии со ст.118 и ч.3 ст.123 Конституции РФ суд при рассмотрении уголовных дел осуществляет исключительно функцию отправления правосудия и не вправе подменять государственные органы и должностных лиц, формирующих и обосновывающих обвинение.

       К органам судебной власти  в Российской Федерации относятся  федеральные суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, которые составляют систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, которые составляют систему федеральных арбитражных судов.
  • К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

       Только учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе суды могут осуществлять особую государственную деятельность – правосудие.

       Правовой статус судей – это установленная законом совокупность прав и обязанностей судей, а также гарантий их независимости при осуществлении правосудия.2 В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности».

       Основы статуса судей установлены  в ст.ст.119-122 Конституции РФ, главе 2 ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей о Российской Федерации». Судьями являются лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. В силу ст.5 ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

       Судьями могут быть граждане  России, достигшие 25 лет, имеющие  высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5-ти лет, за следующими исключениями:

  • судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;
  • судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж не менее 10 лет;
  • судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж не менее 7 лет, Федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам, например, наличие офицерского звания для кандидата судьи военного суда.

       Судья не вправе быть депутатом,  третейским судьей, арбитром, принадлежать  к политическим партиям и движениям,  осуществлять предпринимательскую  деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

       Требования, предъявляемые к судьям и кандидатам в судьи, направлены на обеспечение осуществления правосудия на профессиональной основе.

       Принцип независимости судей играет значительную роль в уголовном судопроизводстве. Современный состязательный уголовный процесс невозможен без подлинной независимости судьи, который осуществляет судебную власть в досудебном производстве в форме судебного контроля за законностью и обоснованностью процессуальных решений следователя и прокурора и разрешает дело по существу.

       В ходе судебного следствия у суда формируется внутреннее убеждение по поводу решения основных вопросов уголовного дола. Во всяком случае, законодатель пока не отказал суду в этом. Из сказанного с несомненностью вытекает утверждение, что свобода оценки судьей доказательств одно из содержательных оснований принципа независимости судей. Но хочется оговориться что, когда прокурор отказывается от поддержания государственного обвинения, судья может оценивать доказательства иначе, чем прокурор, но это ничего не значит, он обязан прекратить дело, тем самым судья лишается независимости в самом важном моменте процесса и попадает в зависимость от оценки прокурора.3 От правосудия остается только половина, которая реализуется тогда, когда прокурор не отказывается от обвинения. В этом случае судья не связан позицией прокурора по квалификации и по мере наказания. Половина потому, что правосудие - это в том числе решение суда не только по вопросу о виновности, но и о невиновности.

Информация о работе Принцип независимости судей в уголовном процессе