Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание

В настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний, совершаемых несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Следует отметить также высокую латентность подростковой преступности. Динамика даже зарегистрированных преступлений, совершенных ими, стала опережать темпы прироста населения в возрасте 14-17 лет - в 3,5 раза.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Глава I. Уголовно-процессуальные особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних………………………….6
§ 1.1.Участие несовершеннолетнего в уголовном процессе…………….6
§1.2. Процессуальная компетентность лиц, осуществляющих уголовное производство по делам несовершеннолетних…………………………………10
§1.3. Особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних……………………………………………………………15
Глава II. Способы и средства доказывания, используемые при производстве предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних……………………………………………….30
§ 2.1. Сущность предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних………………………………………………30
§ 2.2. Особенности собирания, проверки и оценки доказательств по уголовным делам в отношении несовершеннолетних………………………44
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.docx

— 89.25 Кб (Скачать документ)

 К числу обстоятельств, подлежащих установлению, относится определение уровня психического развития и умственной отсталости несовершеннолетнего.

Согласно  ч.2 ст. 421 УПК РФ, при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

 Умственная  отсталость несовершеннолетнего,  не связанная с психическим  заболеванием, - это значительное  отставание от нормального для  данного возраста уровня развития  мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений,  развития эмоционально-волевой сферы и т.д.24 Для получения сведений о возможной умственной отсталости необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц; истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.

При выяснении  способности несовершеннолетнего  полностью осознавать значение своих  действий, следует назначать в  зависимости обстоятельств дела психологическую, психолого-психиатрическую  или медико-психологическую экспертизу. Назначение таких судебных экспертиз необходимо для того, чтобы следователю (дознавателю) определить соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту; уровню развития, какого возраста соответствует фактически (психический и физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого); имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки отставания в психическом развитии и в чем конкретно они выражаются; если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно опасных действий и в какой мере мог руководить ими; какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они характеризуются; нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском наблюдении; соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого, зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья несовершеннолетнего.

Следует отметить, что комплексная психолого-психиатрическая  экспертиза  назначается в случаях, когда умственная отсталость может  быть связана с олигофренией в  степени дебильности, психофизическим  инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о наличии  и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину  этого.

Кроме того, в теории права некоторые ученые обращают внимание на необходимость  выяснения также основные черт характера  несовершеннолетнего, его интересов, привычек, состояния здоровья, степени  проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и  т.д.), поскольку эти обстоятельства имеют существенное значение для  индивидуализации его ответственности  и наказания25.

В зависимости  от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности  либо о смягчении наказания или  применении принудительных мер воспитательного  характера. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего предусмотрено  ч. 3 ст.20 УК РФ. Так как несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, дело подлежит прекращению по основаниям указанным в ч.3 ст. 27 УПК РФ. 

Статьей 421 УПК закреплено такое обстоятельство, подлежащее установлению при производстве по уголовным делам в отношении  несовершеннолетних, как влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Следует отметить, что закрепление в УПК  РФ (п. 3 части 1 ст. 421) вместо ранее действующей  формулировки "наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников" (п. 4 части 1 ст. 392 УПК РСФСР) более  широкой по объему - "влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц" - предполагает установление круга  лиц как отрицательно, так и  положительно влияющих на подростка. 

Термин "влияние", помимо соучастия, подразумевает  и иное, не оправдываемое обществом, поведение ближайшего окружения  подростка (аморальное поведение родителей, старших по возрасту друзей и т.д.) и неправильное воспитание таким  поведением. Имеются данные, что  примерно в 30% случаев, лица, ставшие  преступниками, воспитывались в  семьях, где они сталкивались с  постоянным отрицательным примером родителей - систематическими пьянками, скандалами, проявлениями жестокости, развратным поведением.

При установлении фактов влияния на несовершеннолетнего  выясняется, следователю (дознававателю) необходимо устанавливать, не имели  ли места со стороны родителей  или других лиц:

- заранее  не обещанное укрывательство;

- приобретение  имущества, заведомо добытого  преступным путем;

- вовлечение  несовершеннолетних в занятие  попрошайничеством, проституцией, азартными играми, пьянством, употреблением наркотиков;

- небрежное  хранение оружия, создавшее условие  для использования его при  совершении преступления;

- формирование  условий для преступлений несовершеннолетних  в результате их развращения; 

- содержание  притонов, распространение предметов  порнографического характера, истязание  несовершеннолетнего, злостное уклонение  от содержания детей и т.п. 

Верховный Суд РФ в своем постановлении  подчеркивает, что оценка полноты  материалов дела, обоснованности приговора  связана с качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших  несовершеннолетних в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном заседании (как и невосполнимая  неполнота судебного разбирательства), по этому вопросу является основанием для возвращения дела на дополнительное расследование (или соответственно к отмене приговора)26.

Лица, создавшие  своим поведением или отношением к несовершеннолетнему условия, способствовавшие возникновению у  него антиобщественных привычек и совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных  обязанностей, должны привлекаться к  дисциплинарной, административной ответственности, если их действия или бездействие  не влекут уголовной ответственности.

При выяснении  обстоятельств, могущих служить  основанием к лишению или ограничению  родительских прав, отобранию детей  без лишения родительских прав, выселению  лиц, создающих невозможные условия  для совместного проживания с  ними детей, об этом доводится следователем или судом до сведения органа опеки  и попечительства.

При проверке версии о вовлечении или соучастии  со стороны взрослых необходимо выяснить, имели ли место с их стороны  любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение  у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления.

Верховный Суд РФ отмечает существенное значение таких обстоятельств, как характер взаимоотношений взрослого и  подростка, так как это может способствовать конкретизации вины взрослого, установлению способа вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность. Поэтому специально указывается на необходимость приведения соответствующих данных в постановлении о предъявлении обвинения, обвинительном заключении, приговоре27. Поскольку названные обстоятельства значимы для индивидуализации ответственности и наказания не только взрослого, но и несовершеннолетнего, указания о приведении соответствующих данных в процессуальных документах относятся к обоснованию вины и ответственности как взрослого, так и несовершеннолетнего.

Следует отметить, что в  ст. 421 УПК РФ среди обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях несовершеннолетних, не указаны причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Ранее данное обстоятельство было закреплено в п.3 ст. 392 УПК РСФСР. Вместе с тем, в ст. 73 УПК РФ говорится о необходимости выявления по всем уголовным делам обстоятельств, способствовавших совершению преступления, но общая формулировка неприменима к делам о преступлениях несовершеннолетних. По мнению ученых, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, а также личность преступника в стадии судопроизводства, в том числе и в ходе расследования, должны быть изучены в максимальной степени28. В этой связи следует обратить внимание на приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.06.2001 № 38 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи”, в соответствии с которым от прокуроров и следователей требуется изучение социальных и психологических характеристик обвиняемых, условий их жизни и воспитания, проведение анализа причин совершения несовершеннолетними преступлений. Так, обвинительное заключение не может быть утверждено, если по делу не приняты меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также, если отсутствуют необходимые материалы об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, влиянии на него взрослых.

Для выяснения  причин и условий, способствовавших совершению преступления, органами предварительного расследования собираются данные относительно:

- источников  возникновения у подростка антиобщественных  взглядов и привычек (отрицательный  пример, неправильное воспитание  в семье, влияние антиобщественных  элементов и т.д.);

- обстоятельств,  которые привели к формированию  преступного умысла и непосредственно  толкнули на преступление (например, подстрекательство);

- обстоятельств,  создавших благоприятную обстановку  для подготовки и совершения  преступления (непринятие мер по  трудоустройству, недостатки воспитательной  работы в учебном коллективе, отсутствие надзора со стороны  родителей, отсутствие внимания  к организации досуга, недостатки  работы органов милиции, опеки  и попечительства, социальной помощи  и защиты и т.д.). При этом  должно быть выяснено, в чем  конкретно состояли недостатки  воспитания, кто за них ответственен  и в силу каких причин эти  недостатки имели место (злостное  нарушение родительских обязанностей  или затруднительность их осуществления  в силу, например, распада семьи,  занятости матери на работе  и т.д.).

Если  преступление обусловлено устойчивым отрицательным влиянием, следователю (дознавателю) необходимо:

- выяснять, почему и по чьей вине не  были приняты меры к оздоровлению  условий жизни подростка; 

- устанавливать  источники приобретения спиртных  напитков, наркотиков, других одурманивающих  веществ, обстоятельства, связанные  с их употреблением; источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;

- выяснять  мотивы преступления, в том числе не было ли специфически возрастных мотивов (кража, угон машины для того, чтобы "показать себя", и т.д.) или мотив, связанный с тяжкими жизненными обстоятельствами. Следует иметь в виду, что надзорная судебная практика исходит из того, что за отдельные незначительные правонарушения, внешне сходные с преступлениями, но носящие характер детского озорства, не должны применяться меры уголовного наказания;

- должны  быть специально исследованы  причины и условия, способствовавшие  рецидиву, в частности недостатки  в деятельности правоохранительных  органов и общественности;

- выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под отрицательное влияние  обвиняемого или находящихся  под воздействием тех же причин  и условий, которые способствовали  совершению им преступления; об  этом должно быть сообщено  органу профилактики для принятия  мер.

Таким образом под предметом доказывания по уголовным делам несовершеннолетних понимается система обстоятельств, подлежащих установлению с учетом особенностей социально-психологических качеств этой категории обвиняемых (подсудимых) и необходимых для правильного разрешения уголовного дела и выполнения задач уголовного судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности собирания, проверки и оценки доказательств по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

 

Регламентация законом предмета и пределов доказывания, условий, которым должны отвечать сами доказательства, цель которых обеспечить полноту, всесторонность, объективность  исследования существенных обстоятельств  каждого дела.

Процессуальные нормы, определяющие особенности порядка производства по уголовным делам в отношении  несовершеннолетних в новом УПК  закреплены в ч. 4 гл. 50 раздела XVI.

При производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего  нередко возникает необходимость  в назначении судебно-психиатрической, судебно-психологической и комплексной  судебной психолого-психиатрической  экспертиз. Формирование системы доказательств  по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего, и сами психофизиологические особенности  подростка нередко требуют привлечения  к процессу доказывания специалистов в области психологии, патопсихологии и психиатрии.

Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних