Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность основных особенностей производства по делам о преступлениях несовершеннолетних.
2.Освятить особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних на досудебных стадиях.
3.Обозначить особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних на судебных стадиях.
4.Освятить нормативно-правовую базу регулирования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
5. Обозначить современные проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)


21

 

Введение

 

Специфика уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних объективно обусловлена возрастными особенностями несовершеннолетних физического, интеллектуально и волевого характера. Несовершеннолет­ние в возрасте от 14 до 18 лет находятся в процессе интенсивно­го развития личности. Происходит переход от детства к взрослос­ти. Этот возраст характеризуется глубокой физиологической и психологической перестройкой организма, ростом физических, интеллектуальных сил и возможностей. Быстро развивается стремление к самостоятельности, самосознание, потребность занять достойное место среди окружающих.

Важной для уголовного судо­производства особенностью личности несовершеннолетних явля­ется недостаток жизненного опыта. На поведение подростка решающее влияние может оказать ложное понимание отдельных нравственных ценностей -дружбы, чести, достоинства, смелости и т.д. Таким образом, противоправное поведение подростков мо­жет быть обусловлено значительно большим разнообразием мо­тивов, чем у взрослых.

Весьма актуальным на сегодняшний день остается рассмотрение вопросов производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Связано это с тем, что особый порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних диктуется возрастными, социально-психологическими и другими особенностями лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, необходимостью дополнительных, специальных, максимально надежных гарантий прав и законных интересов этих лиц в уголовном судопроизводстве.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие  производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Предметом исследования является особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность основных особенностей производства по делам о преступлениях несовершеннолетних.

2.Освятить особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних на досудебных стадиях.

3.Обозначить особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних на судебных стадиях.

4.Освятить нормативно-правовую базу регулирования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

5. Обозначить современные проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

При написании работы использовался метод сбора и анализа информации, сравнения, сопоставления теоретических и практических особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

Глава 1. Основные особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних

Рассмотрим основные особенности производства по де­лам о преступлениях несовершеннолетних, имеющие значение как на стадии предварительного расследования, так и в судебном разбирательстве.

Одной из основных особенностей, установленных уголовно-процессуальным законом для производства по делам несо­вершеннолетних, является специфика предмета доказывания. Так, ст. 421 УПК РФ обязывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства по делам несовёршеннолетних, кроме обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, особое внимание обратить на выяснение следующих обстоятельств: 1)возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рожде­ния); 2)условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уро­вень психического развития и иные особенности его личности; 3)влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.[1]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

При данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстрой­ством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в пол­ной мере осознавать фактический характер и общественную опас­ность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Таким образом, приведенная статья дополняет совокупности обстоятельств, подлежащих доказыванию за счет трех новых групп обстоятельств, которые крайне важны и для решения вопроса о том, подлежит ли данный несовершеннолетний уголовной ответственности, и о том, какие условия способствовали совершению данного преступления, для индивидуализации наказания и выявления соучастников преступления из числа взрослых, а также акцентирует внимание правоприменителей на обя­зательном решении в рамках уголовного дела специальных вопросов, связанных с уровнем психического развития несовершеннолетнего. При этом недостаточно сводить особенности предмета до­казывания по делам несовершеннолетних только к необходимос­ти учитывать детализирующие требования ст. 421 УПК. Специфи­ка предмета доказывания по этим делам может проявляться применительно к любому обстоятельству, подлежащему доказыва­нию (ст. 73 УПК РФ)[2].

Установление точного возраста подростка необходимо для решения вопроса о возможности его привлечения к уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ);определения возможности совершения конкретного деяния с учетом физических способностей несовершеннолетнего; скорейшего практического осуществления особых правил судопроизводства по уголовному делу; учета возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий; обеспечения применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, назначении принудительных мер воспитательного воздействия и др.[3] (гл. 14 УК РФ).

Источником сведений о возрасте несовершеннолетнего является свидетельство о рож­дении либо общегражданский паспорт.

При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным причинам получить их копии (дубликат), а также в случае сомне­ний относительно подлинности документа, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего, обязательно назначается судебно-медицинская эксперти­за (ст. 196 УПК). На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены вопросы: каков в настоящее время возраст представленного для обследования подозреваемого (обвиняемого); достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (указываются число, месяц, год и время суток) 14-летнего, 16-летнего или 18-летнего возраста.

В случаях определения возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при исчислении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста лица[4].

Выяснение условий жизни и воспитания, уровня психичес­кого развития, особенностей личности несовершеннолетнего (п.2 ч.1 ст.421 УПК РФ) требуется для всестороннего изучения физического и психического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с отношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению совершения других преступлений и об ответственности родителей или воспитате­лей. Следователю и суду необходимо обращать внимание на условия жизни несовершеннолетнего в семье, на то, кто фактически занимается его воспитанием, где и в качестве кого работают родители, имеет ли обвиняемый имущество, самостоятельный заработок и в каком размере, каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи, не вытеснялся ли подросток из дома жестоким обращением родителей или заменяющих их лиц, соблюдены ли права несовершеннолетнего при приватизации жилья и последующих сделках с ним, при получении наследства или дарении.

При выяснении условий учебы или работы следователь, суд устанавливают: в какой школе (обычной, вспомогательной) учится несовершеннолетний, в каком классе, каковы его успеваемость, поведение, принимал ли участие в общественной жизни школы, с кем дружит, применялись ли к нему меры воспитательного характера и за какие проступки. Если несовершеннолетний не учится и не работает, следует выяснить, когда и по каким причинам оставил работу и учебу. В случаях  исключения несовершеннолетнего из школы требуется проверить, насколько обоснованна эта мера. Если же несовершеннолетний оставил работу, необходимо установить: уволился он по собственному желанию или его уволили за проступки, какие меры воспитательного характера принимала администрация до его увольнения, как реагировали родители на оставление работы.

Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать, употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, где он добывал деньги, совершал ли в состоянии наркотического или алкогольного опьянения правонарушения.

Имеет существенное значение поведение подростка в прошлом: совершал ли он ранее  преступления, когда и какие; за какие преступления, в каком возрасте,  сколько раз и на какой срок был осужден, где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы; не предоставлялась ли ему отсрочка исполнения приговора и т. д.; находился ли в специальных воспитательных учреждениях, когда, за что, сколько времени; состоит ли на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних; привлекался ли к административной ответственности.

Данные о влиянии на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК) составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совер­шение преступлений и антиобщественных действий является од­ной из основных задач деятельности по профилактике правона­рушений несовершеннолетних[5].

При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, выясняется характер взаимоотношений между взрослыми и подростком, устанавливается характер приме­ненного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения и степень влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

В соответствии с требованием ст. 421 УПК при наличии дан­ных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается так­же, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фак­тический характер и общественную опасность своих действий (без­действия) либо руководить ими.

Об отставании в психическом развитии могут свидетельствовать разнообразные обстоятельства, в том числе и установлен­ная умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическими заболеваниями, представляющая собой значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы.

              При наличии данных, указывающих на такую отсталость, может быть назначена судебно-психологическая либо комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Психологическая экспертиза обычно назначается с целью выяснения наличия и степени умственной отсталости. При этом эксперту ставятся следующие вопросы: а) имеется ли у несовершеннолетнего отклонение от нормального для данного возраста уровня развития, которое влечет умственную отсталость; б) если да, то в чем оно выражается; в) полностью ли осознавал несовершеннолетний значение своих действий и мог ли руководить ими; г) какие признаки отставания в психи­ческом развитии проявляются у несовершеннолетнего; д) влияют ли они, если влияют, то каким образом, на степень осознания фактического характера и общественной опасности своих дей­ствий или возможности руководить ими.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в случаях, когда умственная отсталость связана с болезненными состояниями психики: олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом и т.д.[6]

Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних