Место прокуратуры в государственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:51, контрольная работа

Описание

Таким образом, одним из самых дискуссионных вопросов, имеющих отношение к проблеме правового статуса прокуратуры Российской Федерации, является определение места прокуратуры в системе государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Принципы организации и деятельности прокуратуры 5
2. Система и организация органов прокуратуры, их структура 7
3. Прокуратура в государственном механизме РФ 11
3.1 Взаимодействие органов прокуратуры с иными органами государственной власти 13
Заключение 15
Список использованных источников 17

Работа состоит из  1 файл

Место прокуратуры в государственном механизме-2.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

      Для прокурорского надзора характерны следующие черты:

      Во-первых, в отличие от контролирующих органов, которые наблюдают  «не только с точки зрения законности, но и  с точки зрения целесообразности...», прокуратура «не судит о целесообразности.., а только единую законность оберегает»12. Прокуратура, как известно, никакими административными функциями не обладает, поэтому не вмешивается непосредственно в оперативно - хозяйственную и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет надзор, и. наконец, не подвергает деятельность и акты соответствующих органов государственного управления оценке с точки зрения сиюминутной целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные органы, общественные организации, должностные лица и граждане не нарушали закон13.

      Вскрыв  нарушение, прокуратура сама его  не устраняет, а передает дело на рассмотрение суда либо соответствующего государственного органа. Таким образом, позитивным содержанием деятельности прокуратуры по осуществлению надзора является реализация прокурорских полномочий по:

      1) предупреждению нарушений закона;

      2) выявлению допущенных нарушений  закона;

      3) устранению выявленных нарушений;

      4) принятию мер по привлечению  к ответственности лиц, виновных в нарушении закона (уголовной, административной, материальной и другим видам ответственности).

      Во-вторых, существенным отличием прокурорского  надзора является то, что он осуществляется от имени федерального государства, поэтому имеет самые широкие границы, распространяется на все федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

      Таким образом, прокуратура ввиду специфики своей деятельности и структуры объединяет усилия контролирующих органов; местных, региональных и центральных, а также деятельность органов исполнительной власти - федеральных и региональных, поскольку прокурор осуществляет надзор за исполнением всех законов, действующих на территории России. И это особенно важно, когда в стране резко увеличилось количество субъектов законотворчества. В этих условиях ни одна иерархическая структура («вертикаль») органов исполнительной власти не может оптимально функционировать при наличии только контроля вышестоящих органов за исполнением законов нижестоящими учреждениями. Такой контроль дополняется надзором за соответствием законам деятельности, а также правовых актов каждого звена данной структуры, осуществляемым соответствующим по уровню органом единой централизованной прокурорской системы14. Взаимодействие ведомственного контроля и прокурорского надзора остается надежным средством обеспечения законности в стране. Прокуратуру в известной мере можно рассматривать как системообразующее, саморегулируемое ядро государственного контроля. Надзирая в пределах своей компетенции за исполнением законов контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их деятельность, способствует преодолению местнических и ведомственных влияний на них, воздействия криминальных структур, их очищению (в том числе и путем привлечения к уголовной ответственности) от недобросовестных и коррумпированных чиновников.

3.1 Взаимодействие органов прокуратуры с иными органами государственной власти

 

       Здесь в первую очередь стоит говорить об отношениях прокуратуры с органами исполнительной власти, особенно об отношениях с иными правоохранительными, а также контролирующими органами. Все правоохранительные органы, равно как и органы вневедомственного контроля (надзора) являются специализированными органами контроля за исполнением (соблюдением) законов в соответствующих достаточно ограниченных сферах правовых отношений. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений. При необходимости принятия мер по восстановлению нарушенной законности, выходящих за пределы объема установленных полномочий или их предметной компетенции, контролирующие органы обязаны обратиться или передать соответствующие материалы надлежащему органу или должностному лицу, в т.ч. путем обращения к прокурору (например, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела). Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов правоохранительными и контролирующими органами, за соответствием законодательству их действий и решений, направленных на выявление правонарушений, привлечение виновных к ответственности15.

       Вместе  с тем, с учетом определенных особенностей на органы прокуратуры распространяется компетенция различных контролирующих органов (пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, санитарно – эпидемиологического контроля и др.).

       Надзорная компетенция прокуратуры не распространяется на деятельность Правительства РФ. Законом только предусмотрено, что в случае установления несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ, Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

       Прокуратура и Президент РФ. Их взаимоотношения выглядят следующим образом: Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Это обстоятельство имеет главное значение для характеристики взаимоотношений указанных органов.

       Прокуратура и суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Прокурор или его заместитель в случае установления нарушения закона органами и должностными лицами, на которые распространяется надзорная компетенция прокуратуры, помимо иных мер, предусмотренных законом, обращается в суд общей юрисдикции, арбитражный суд с ходатайством о признании противоречащих закону правовых актов недействительными16.

       Прокурор  предъявляет и поддерживает в  суде, арбитражном суде иск в интересах  пострадавших в случае нарушения  прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

       Кроме того, прокурор участвует в рассмотрении дел судами с случаях, предусмотренных  федеральными законами. В суде по уголовным  делам он выступает в качестве государственного обвинителя.

       При этом следует подчеркнуть, что суд принимает решения независимо от кого бы то ни было и подчиняется только закону. Представление прокурора также направляется в судебную инстанцию, полномочную пересматривать, отменять ил изменять соответствующие судебные решения. Представление прокурора не имеет для такого суда заранее установленной силы. Доводы и основания, приведенные прокурором в представлении на несоответствующее закону судебное решение, рассматриваются компетентной судебной инстанцией в совокупности с иными имеющимися данными.

Заключение

 

       Таким образом, мы рассмотрели проблему определения  места прокуратуры в государственном  механизме РФ. В процессе выполнения данной работы было задействовано множество  источников, в том числе мнения авторитетных исследователей в области  права, был изучен исторический аспект данной проблемы и сделаны определенные выводы, был использован обширный нормативно – правовой материал.

       Необходимо  отметить, что сегодня прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, осуществляющую от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов. Мною было рассмотрено соотношение прокуратуры с различными органами государственной власти.

       Положение о прокуратуре базируется на Федеральном  Законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. Этот акт отвечает интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

       Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности17.

       В целом считаю вопрос по существу раскрытым, а также считаем необходимым  указать, что нельзя делить все приведенные  нами точки зрения специалистов на правильные и неправильные. Все они имеют право на существование и многие из них подкреплены историческим опытом деятельности прокуратуры в России.

Список  использованных источников

 
      1. Нормативно-правовые акты:
  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года//  Российская газета. 2009, 21 января.
  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Российская газета, N 229, 25.11.1995.
  2. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001г. // Российская газета, N 249, 22.12.2001.
  3. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 февраля 2002 г. - №7 - Ст. 635.
  4. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О полномочиях Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей по продлению сроков содержания под стражей»
  5. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2000 г., - №20 - Ст. 2112.
  6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 2 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации"// СПС «Гарант».
 

      II.  Специальная и монографическая литература

  1. Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой // Российская юстиция, 1999, - №3 - С. 13.
  2. Черемных Г.Г. Судебная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Автореф. дисс. … докт. юр. н. – М., 1999. – С. 11.
  3. Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в РФ. Общая часть / Учебное пособие. - Е-бург, 2004. – С. 8.
  4. Алексеев А.И. Прокуратура как институт государственной власти // Законность. – 2002. – № 2. – С. 4.
  5. Даев В.Д., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. – М., 1990. – С. 57.
  6. Прокурорский надзор: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: Норма, 2006. – С. 15.
  7. Комментарий к  Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Издательство БЕК, 2003. СПС «КонсультантПлюс».
 

III. Научные статьи

  1. Алексеев А.И. Прокуратура как институт государственной власти // Законность. – 2002. – № 2. – С. 4 – 7.
  2. Бессарабов, В. Г. Основные направления деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина: На опыте работы прокуратуры Чеченской Республики /В. Г. Бессарабов. //Труды Санкт-Петербургского юридического института генеральной прокуратуры Российской Федерации. № 4. - СПб., 2002. - С. 22 – 25.
  3. Амирбеков К. Юридическая деятельность прокуратуры России: исторический, теоретический и конституционный аспекты. – Махачкала: Новый день, 2004. – 98 с.
  4. Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772–1864 гг.) // Журнал российского права. – 2002. – № 8
  5. Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. – 2002. – № 2
  6. Шалумов М.С. Прокуратура в правовой системе государства // Законность. – 1993. – № 7

Информация о работе Место прокуратуры в государственном механизме