Место прокуратуры в государственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:51, контрольная работа

Описание

Таким образом, одним из самых дискуссионных вопросов, имеющих отношение к проблеме правового статуса прокуратуры Российской Федерации, является определение места прокуратуры в системе государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Принципы организации и деятельности прокуратуры 5
2. Система и организация органов прокуратуры, их структура 7
3. Прокуратура в государственном механизме РФ 11
3.1 Взаимодействие органов прокуратуры с иными органами государственной власти 13
Заключение 15
Список использованных источников 17

Работа состоит из  1 файл

Место прокуратуры в государственном механизме-2.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

       Статья 129 Конституции Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» законодательно формируют государственно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации. Согласно им прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющего надзор от имени Российской Федерации за исполнением действующих на ее территории законов.  Данная статья Конституции РФ входит в главу «Судебная власть», однако это не делает прокуратуру субъектом именно этой власти, поскольку таковым в соответствии со ст. 118 Конституции РФ может быть только суд1. Вместе с тем, как верно отмечает Ю.Скуратов, общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами2.

       Спектр  предложений, исходящих от ученых и  практиков, довольно широк и позволяет  говорить о потенциальной возможности отнесения органов прокуратуры к любой из ветвей власти, закрепленных конституционно (законодательная, исполнительная, судебная) и обоснованных теоретически (президентская, прокурорская, контрольная). Многие исследователи едины во мнении, что прокуратура является самостоятельным органом государства, не принадлежащим ни к одной из ветвей государственной власти, поскольку, прежде всего, прокуратура как орган государства не осуществляет власти – власть исходит лишь от прокурора. В то же время, отдельные исследователи склонны причислять, или, скорее, склонять прокуратуру к конкретной ветке власти. Так, например, Черемных Г.Г.3 относит прокуратуру к органам исполнительной власти. По мнению А.Ф. Козлова, «прокурорский надзор организационно тяготеет к законодательной власти, поскольку его основная функция – обеспечение исполнения принимаемых законов»4. Аналогичное мнение выражается проф. В. Ломовским - «прокуратура как орган надзора за исполнением законов должна находиться при законодательной власти России. Прокуратура не может быть в государстве совершенно одинокой при выполнении ею своих обязанностей»5.

       Таким образом, одним из самых дискуссионных вопросов, имеющих отношение к проблеме правового статуса прокуратуры Российской Федерации, является определение места прокуратуры в системе государственной власти. 

 

  1. Принципы  организации и  деятельности прокуратуры
 

       В соответствии со статьями Конституции  РФ вопросы организации и деятельности прокуратуры находятся в ведении Российской Федерации, а кадры правоохранительных органов—в совместном ведении РФ и субъектов РФ6. Президенту РФ принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора, а также предложение об освобождении его от должности. Глава 7 Конституции РФ «Судебная власть» определяет ряд принципов правосудия — уголовного и гражданского судопроизводства, а также основные положения о месте прокуратуры в государственном механизме7.

      Детальная регламентация вопросов организации  и деятельности прокуратуры содержится в Федеральном законе «О прокуратуре  РФ» от 17 ноября 1995 г. Также к числу иных актов, в той или иной степени касающихся деятельности органов прокуратуры, необходимо отнести постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О полномочиях Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей по продлению сроков содержания под стражей»; законы «О Конституционном суде РФ» (ст. 3), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 12, 15), «О милиции» (ст. 38, 39), Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности» (ст. 24), Федеральный закон «Об оперативно - розыскной деятельности» (ст. 4, 21) и др.

      В  вышеуказанных нормативно-правовых актах указаны цели, функции, задачи и компетенция прокуратуры, которые в совокупности предопределяют единство и централизованность системы ее органов: действие органов прокуратуры на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; осуществление ими полномочий независимо от федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории России законами, а также на основе гласности и информирования органов власти и самоуправления, населения о состоянии законности. Правовые основы полномочий прокуроров заложены также в международных договорах и соглашениях Российской Федерации о правовой помощи и сотрудничестве по различным аспектам борьбы с преступностью.

      Процессуальное  положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются соответственно Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданско-процессуальными кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях. Наиболее систематизированная совокупность норм об организации, полномочиях и порядке деятельности прокуроров и следователей прокуратуры содержится в Уголовно-процессуальном кодексе.

      Основой принципов организации и деятельности прокуратуры является статья 129 Конституции РФ. В статье 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» закреплены принципы единства прокурорской системы, ее централизации, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В настоящем Федеральном законе принципы организации и деятельности являются не декларативными, а основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов прокуратуры.

  1. Система и организация органов прокуратуры, их структура
 

       В ч. 1 ст. 129 Конституции РФ закреплен один из важнейших принципов организации органов прокуратуры - они составляют единую централизованную систему. Согласно этому принципу прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору Российской Федерации и осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

         В систему прокуратуры входят: Генеральная прокуратура Российской  Федерации, прокуратуры субъектов  Российской Федерации, приравненные  к ним военные и другие специализированные  прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры8. По верному, на мой взгляд, мнению О.А.Галустьяна и А.П.Кизлыка, система может быть представлена в виде трех звеньев:

       - центральный орган прокуратуры  страны;

       - органы прокуратуры субъектов  РФ;

       - органы прокуратуры городов (районов).

       Между тремя звеньями установлены отношения  подчинения нижестоящего звена вышестоящему, таким образом, деятельность органов прокуратуры основывается на принципе централизации.

      Верхнюю ступень в иерархической лестнице системы органов прокуратуры  занимает Генеральная прокуратура РФ. Она возглавляется Генеральным прокурором РФ. Ее структуру составляют главные управления, управления и отделы, а также Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. В целях совершенствования деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обеспечения эффективного взаимодействия подразделений аппарата и руководства системой органов прокуратуры был издан приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 2 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации". Регламент устанавливает порядок организации и деятельности Генеральной прокуратуры РФ на основе Конституции РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», других федеральных законов, международных договоров, приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций Генерального прокурора РФ.

      В нем указано, что Генеральным  прокурором РФ издаются обязательные для исполнения всеми работниками  организационно-распорядительные документы, определяются должностные обязанности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников, помощников по особым поручениям, начальников управлений и отделов, а также иных работников, устанавливается компетенция структурных подразделений аппарата, научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры. Эти вопросы решаются им исходя из штатной численности работников, утвержденной Указом Президента РФ от 19 августа 2003 г. N 969 "Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации" и фонда заработной платы, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2005 г. N 467 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации".

      Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный  прокурор РФ. Порядок его назначения и освобождения от занимаемой должности  урегулированы в ч.2 ст.129 Конституции, ст.12 ФЗ «О прокуратуре РФ», а также в ст.ст.179-188 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации9.

      Нижеследующим звеном после Генеральной прокуратуры  следуют прокуратуры субъектов РФ. Их состав и полномочия определены ст.ст.13, 15, 17  ФЗ «О прокуратуре РФ». Прокуратуры субъектов федерации возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Здесь образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых на должность прокурором субъекта.

      Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью  прокуратур городов и районов, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

      Наконец, низовым звеном системы органов  прокуратуры являются прокуратуры городов и районов. Их состав и полномочия определяются ст.ст. 16 и 19 ФЗ «О прокуратуре РФ». Указанные прокуратуры возглавляются прокурором, в них устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов РФ.

      Кроме указанных звеньев системы прокуратуры  РФ, важно принимать во внимание прокуратуры федеральных округов. В соответствие с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»10, территория России была подразделена на семь федеральных округов. В федеральных округах учреждены прокуратуры в полном соответствие с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 июня 2000 г. N 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах»11. По объему полномочий прокуратура федерального округа приравнивается к прокуратуре субъекта РФ. При этом они имеет дополнительные административные полномочия по отношению к прокуратуре субъекта РФ и возглавляется одним из заместителей Генерального Прокурора РФ.

      В систему прокуратуры РФ входят также  специализированные прокуратуры. К их числу относятся: военные; транспортные; природоохранные прокуратуры; прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний; а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах. Приказом Генерального прокурора РФ N 24 от 9 апреля 1996 г. разграничена компетенция территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур.

 

  1. Прокуратура в государственном механизме РФ
 

       Прокурорский  надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной  деятельности наряду с другими ветвями  власти — представительной (законодательной), исполнительной и судебной. На это  обстоятельство прямо указывает ФЗ «О прокуратуре РФ», где особо выделяется, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов учреждений. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов Федерации по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратор назначаются на должность только Генеральным прокурором. Независимо от порядка назначения все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором, они подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за ней. Примером может служить приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 декабря 2002 г. N 70 "О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации".

Информация о работе Место прокуратуры в государственном механизме