Меры пресечения в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:55, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – на основе изучения законодательства Российской Федерации, норм международного права, а также юридической литературы, дать характеристику мерам уголовно-процессуального пресечения.
Цель дипломной работы состоит в определении сущности и содержания мер пресечения в системе мер принуждения; в определении процессуального порядка применения мер пресечения.

Содержание

1 Понятие и система мер пресечения в уголовном процессе
1.1 Понятие, сущность, цели мер пресечения
1.2 Основания применения мер пресечения
1.3 Процессуальная характеристика мер пресечения
2 Процессуальный порядок применения мер пресечения
2.1 Процессуальная характеристика механизма применения меры пресечения в
досудебных и судебных стадиях уголовного процесса
2.2 Обеспечение прав и свобод человека при применении меры пресечения

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Меры пресечения в уголовном судопроизводстве.doc

— 431.00 Кб (Скачать документ)

Говоря о содержании, объектах и субъектах судебной защиты в уголовном судопроизводстве, мы обращаем внимание на связь этого института с такими принципами уголовного процесса, как законность, публичность, соблюдение права на защиту и другими, без реализации, которых невозможна полноценная судебная защита.

В силу требований ст. 45 Конституции Российской Федерации и принципа публичности, осуществление прав, предоставленных обвиняемому, подсудимому и другим участникам процесса, не может быть безразлично для государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по делу. Создание необходимых условий для реализации этих прав, защиты законных интересов участников судопроизводства является государственной обязанностью органов уголовного преследования и соответствующих должностных лиц.

Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования охватывается понятием правосудие и является одной из важнейших гарантий основных прав и свобод граждан. Международное право и Конституция РФ, предусматривают состязательные начала на всех стадиях судопроизводства на основе полного равенства сторон и обеспечения каждому возможности своей защиты (п. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).

В ст. 123 Конституции РФ отмечается, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сто­рон. Это должно означать равенство процессуальных средств, при помощи которых сторона вправе отстаивать свои утверждения и оспаривать утверждения других сторон. Процессуальное равноправие необходимо для того, чтобы суд не был органом расправы. Ст.19 Конституции РФ гласит, что все равны перед законом и судом.

Как отмечалось выше, процессуальная деятельность, направленная на уголовное преследование, раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, составляет основное содержание функции уголовного преследования. Целью применения мер принуждения является обеспечение устойчивого процессуального правопорядка, надежного функционирования уголовного судопроизводства. Невыполнение требований процессуального закона гражданином служит основанием для применения к нему иных, более строгих мер принуждения. Отказ лица от выполнения своих процессуальных обязанностей, отступление от должного, установленного законом порядка поведения являются основанием для применения более жесткого принуждения в рамках производства следственных и судебных действий, в частности избрание меры пресечения. 

Верховный Суд Российской Федерации особое внимание проявляет к деятельности судов по рассмотрению ходатайств о применении заключения под стражу, в качестве меры пресечения, а также на решения о продлении срока содержания под стражей. Наделение суда полномочиями контроля за законностью и обоснованностью заключения под стражу является одной из главных гарантий судебной защиты права гражданина на личную неприкосновенность. В соответствии с этими нормами закона (ст. 108 УПК РФ), судья исследует материалы, подтверждающие законность и обоснованность ходатайства о применении такой меры пресечения, как заключение под стражу, исследует мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключение подозреваемого, обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения.

Всё выше сказанное в совокупности говорит об обеспечение прав и свобод участников уголовного судопроизводства, особенно лиц подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в процессе применения мер уголовно-процессуального пресечения.


Заключение

 

В российском законодательстве особое место отводится применению мер пресечения при расследовании уголовных дел и производстве по ним в судебных стадиях. Без применения мер пресечения практически невозможно раскрыть преступление, воз­местить причиненный ущерб, наказать виновного, пресечь преступную деятельность.

Меры пресечения в уголовном процессе являются составной, наиболее значимой частью уголовно-процессуального принуждения. Они являются вполне оправданными и необходимыми, несмотря на то, что затрагивают основные конституционные права граждан на свободу и личную неприкосновенность.

Под мерами уголовно-процессуального пресечения следует понимать предусмотренные действующим законом меры процессуального принуждения, временно ограничивающие права и свободы обвиняемого (подозреваемого) и применяемые к нему с целью пресечения возможности скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству дела, продолжить преступную деятельность, а также уклониться от исполнения приговора суда.

Прямое назначение данной меры – это предупреждение при необходимости, поведения лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, с целью создания необходимых условий для полного, всестороннего и объективного разбирательства по уголовному делу, принятия справедливого решения, обеспечения реализации обязанности виновных в совершении противоправного деяния понести ответственность, установления видов мер ответственности, реализации прав и интересов граждан, пресечения дальнейшего неправильного поведения виновных, восстановления прав потерпевших от преступления. Предупреждение, пресечение, своевременное раскрытие преступлений, особенно тяжких и особо тяжких, обеспечение неотвратимости наказания, обеспечение возмещения причиненного в результате преступления вреда – это то, на что направлено применение мер пресечения.

Целями применения мер пресечения является пресечение потенциальной возможности обвиняемого или подозреваемого: скрыться от дознания, предварительного следствия и суда; продолжить заниматься преступной деятельностью; угрожать участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства или иным путём воспрепятствовать производству по делу; уклониться от отбывания наказания.

Все меры уголовно-процессуального пресечения, в своей совокупности, направлены на решение задач уголовного судопроизводства. Существуют разные классификации мер пресечения по различным основаниям, но все они, в конечном счете, направлены на более успешное их применение в процессе уголовно-процессуальной деятельности.

Основаниями применения меры уголовно-процессуального пресечения является наличие данных, позволяющих полагать, что обвиняемый: скроется от следствия или суда; продолжит заниматься преступной деятельностью; будет угрожать участникам процесса; уничтожит доказательства или иным путём воспрепятствует производству по делу; воспрепятствует надлежащему исполнению приговора. При избрании меры пресечения должны также учитываться тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, семейное положение и другие обстоятельства. Существуют обязательные условия применения мер пресечения (наличие возбужденного уголовного дела, она применяется к подозреваемому (обвиняемому), имеются основания для её избрания, наличие мотивированного постановления (определения), соблюдение процессуального порядка, предусмотренного законом).

При избрании меры пресечения дознаватель, следователь и судья выносят мотивированное постановление, а суд — определение. Постановление (определение) состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ предусмотрена процедура изменения и отмены мер уголовно-процессуального пресечения. Решение об отмене или изменении меры пресечения принимает орган или суд (судья), в производстве которого находится уголовное дело, о чем дознаватель, следователь или судья выносят постановление, а суд – определение, которое должно быть в каждом случае мотивированным. В стадии постановления приговора решение вопроса о мере пресечения является обязательным.

Закон предоставляет право лицам, в отношении которых принято решение об избрании меры пресечения, обжаловать его в суде кассационной инстанции или в порядке надзора.

В процессе применения меры уголовно-процессуального пресечения должны обеспечиваться и соблюдаться конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства, особенно лиц подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

Следует заметить, что при отсутствии в законодательстве меры уголовно-процессуального пресечения, нельзя было бы надлежащим образом обеспечить исполнение указанных в законе предписаний, а при определённых обстоятельствах вообще исключалась бы возможность наступления ответственности виновного, как и отсутствовала бы возможность восстановления прав потерпевшего от преступления лица.


Глоссарий

 

п/п

 

Понятия

Содержание

1

Меры принуждения

предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством средства ограничения конституционных и иных прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве, применяемые дознавателем, следователем, прокурором или судом (судьёй) при наличии условий, оснований и в порядке, регламентированным законом, для пресечения и предупреждения нарушений нормального хода производства по уголовному делу

2

Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого

мера принуждения, которая применяется дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего назначение наказания в виде лишения свободы

3

Меры пресечения

предусмотренные действующим законом меры процессуального принуждения, временно ограничивающие права и свободы обвиняемого (подозреваемого) и применяемые к нему с целью пресечения возможности скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству дела, продолжить преступную деятельность, а также уклониться от исполнения приговора суда

4

Основания применения мер пресечения

обстоятельства, которые связанны исключительно со свойствами лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении противоправного деяния, с его моральными, этическими и социально-нравственными мировоззрениями

5

Подписка о невыезде и надлежащем поведении

отобрание от подозреваемого или обвиняемого подписки о выполнении им соответствующих обязанностей

6

Личное поручительство

принятие на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что обеспечат выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей

7

Залог

внесение подозреваемым, обвиняемым, другим физическим или юридическим лицом в депозит суда денег или иных ценностей, включая ценные бумаги и объекты недвижимого имущества, в обеспечение выполнения подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей

8

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым

принятие на себя родителями, другими лицами, указанными в законе, администрацией специального детского учреждения письменного обязательства о том, что они обеспечат выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей

9

Наблюдение командования воинской части

принятие к подозреваемому или обвиняемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, с целью обеспечения надлежащего их поведения и явки по вызову.

10

Домашний арест

ограничения, связанные со свободой передвижения обвиняемого, подозреваемого, а также запрет общаться с определенными лицами, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи

11

Заключение под стражу

ограничение личной свободы помещением подозреваемого или обвиняемого в специальное учреждение (следственный изолятор)

12

Цель мер пресечения

предупреждение и пресечение преступной деятельности обвиняемого; воспрепятствование его сокрытию от органов расследования и суда; устранение его неправомерного противодействия установлению объективной истины по делу; обеспечение личной и имущественной безопасности участников процесса; исполнение приговора

13

Общие меры пресечения

меры пресечения, которые могут быть применены к любому обвиняемому (подписка о невыезде, домашний арест, личное поручительство, залог, заключение под стражу)

14

Специальные меры пресечения

меры пресечения, применяемые к отдельным субъектам (наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым)

15

Конституционный Суд

суд, который обеспечивает единство законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в уголовном судопроизводстве

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

1 Международные акты по правам человека. Сборник документов. М., 1998.

2 Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976.- № 17. – Ст. 291.

3 Стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г. // Советская юстиция. 2002.- №3. – С. 70.

4 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5-94462-025-0.

5 Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: ЮРКНИГА, 2004. – 152 с.

6 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ (с изменениями от 12 апреля 2007 г. N 47-ФЗ) [Текст] // Российская газета. 2001. №249. 22 декабря; СЗ РФ. 2007. № 16. Ст. 1827.

7 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.06.2007г [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.lawrussia.ru.

8 Об общественных объединениях: Федеральный закон [Текст] // Собрание законодательства РФ. 1998.- № 30. – Ст. 3608.

9 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ (с изменениями от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ) [Текст] // Российская газета. 2002. 31 декабря; 2007. 9 февраля.

10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 5 марта 2004 г. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5.12.2006 г. № 60, от 11.01.2007 г. № 1).

11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской

 

Научная литература

12 Безлепкин, Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст]. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. –

SBN 5-85971-278-2.

13 Бирюков, П.Н. нормы международного уголовно-процессуального права в правовой системе РФ: Монография [Текст]. – Воронеж: ВГУ, 2000. – 228 с.

14 Божьев, В.П. Уголовный процесс: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. — ISBN 978-5-9692-0229-0.

15 Буряков, А.Д. Меры пресечения в советском уголовном процессе [Текст]. – М., 1967.

16 Вандышев, В. В. Уголовный процесс. Курс лекций [Текст]. — СПб.: Питер, 2002. — 528 с. — ISBN 5-318-00764-3.

Информация о работе Меры пресечения в уголовном судопроизводстве