Учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание

Аристотель является основателем перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...2
1. Социальное учение Аристотеля……………………………………..……4
2. Учения Аристотеля о государстве ……....………………………...…......6
2.2 Понимание государства ……….……….….….……………………........6
2.3 Формы правления государством .……………...…..…...…......………...7
3. Учения Аристотеля о праве…………………….….………...……….…..10
3.1 Понимание права в трактатах Аристотеля …………………………….10
3.2 Виды права …………………………………………………………..…..11
4. Понятие справедливости в теории Аристотеля…………………………14
Заключение ……………………………………………………….…….…... 17
Список использованной литературы……….……………………………....19

Работа состоит из  1 файл

Аристотель.docx

— 50.32 Кб (Скачать документ)

В трактовке Аристотеля «правильны»  лишь те формы государственного устройства, которые соответствуют принципу справедливости и идее права, то есть носят правовой характер. «Только  те формы государственного строя - пишет  Аристотель, - которые имеют в  виду общую пользу, являются, согласно принципу абсолютной справедливости, правильными».

Таким образом, Аристотель разрабатывает  идеи и принципы государственного устройства, которое сегодня назвали бы правовым, производит разделение всей области  права как сферы выражения  интересов, на право естественное и волеустановленное.

Отступление закона от права  означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию. Семья, частная собственность, рабство  и т. п. существуют и соответствуют  предписаниям естественного права.

Аристотель подчёркивал, что постановления народного  собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова  и не должны содержать предписаний  общего характера: «Закон должен властвовать  над всем; должностным же лицам  и народному собранию следует  предоставить обсуждение частных вопросов».

Он различает писаный  и неписаный закон, или обычай. Аристотель - сторонник стабильного  права. Он уважает обычаи, не одобряет расширения государственного регулирования  и законотворчества, не считающегося с традициями. Искусство законодателя состоит в том, чтобы создавать  законы, соответствующие государству, а не подгонять государственный  строй к придуманным законам.

 

4. Понятие справедливости  в теории Аристотеля

Рассмотрение  справедливости Аристотелем послужило  отправной  точкой почти для всех западных исследований справедливости. Согласно Аристотелю, ключевым моментом справедливости является схожая оценка схожих случаев, идея, которая  поставила перед последующими мыслителями  задачу выяснения того, какие подобия (потребностей, заслуг, таланта) являются релевантными. Аристотель проводил различие между справедливостью при распределении  богатства или других благ (распределительная  справедливость) и справедливостью  в случае компенсации, как, например, при наказании кого-то за проступок (карательная справедливость).

Понятие справедливости имеет  существенное значение для концепции  справедливого  состояния, которая  занимает центральное  место в  политической философии.

Справедливость  – категория  не только морального сознания, но также  правового, экономического и политического. Не случайно великие античные философы (Платон и Аристотель) выделяли эту  категорию в качестве основной для  оценки состояния всего общества.

Тем не менее, в той степени, в какой  политические решения  и законы рассматриваются  как  справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, то есть о том, согласны ли люди жить в обществе, проводящем данную политику, или же отвергают его как несправедливое, бесчеловечное, унижающее достоинство  человека или отдельных групп  людей.

Понятие справедливости отражает не только отношения  людей между  собой, но и по отношению  к некоторому целому. Справедливость – системное  качество, содействующее  общему благу.2

Вне понимания значения сохранения этого  целого в интересах всех оценка отдельных действий как справедливых или несправедливых, теряет смысл. У  Платона справедливость – это  качество всего государства, в отличие  от других добродетелей (мужество, умеренность, мудрость), которые характеризуют  отдельные социальные группы.

Аристотель говорил, что  справедливость выражает не какую-то одну добродетель, а охватывает их все. Поэтому  справедливость – это особая, «совершенная добродетель». Правосудность (справедливость) – величайшая из добродетелей, «и ей дивятся больше, чем свету вечерней и утренней звезды» (Аристотель).

Справедливость  – принцип, регулирующий взаимоотношения  людей  по поводу распределения социальных ценностей (сюда входят богатство, престиж, уважение, свобода). Справедливость –  это воздаяние каждому по его  заслугам, а несправедливость –  произвол, нарушающий права человека.

Несправедливо получение  одними благ за счет других и перекладывание на других собственных  обязанностей. Справедливы объективные  решения  и несправедливы пристрастные.

Справедливость  – это  принцип, регулирующий отношения между  людьми как членами общества и  имеющими определенный социальный статус и наделенными обязанностями  и правами.

 

1.2. Виды справедливости  по Аристотелю

 

Аристотель  выделил несколько  видов справедливости:  распределительную  и уравнивающую.

Первая  связана с распределением почестей, имущества и других благ между  членами общества согласно с принципом  достоинства каждого  – то есть пропорционально его  заслугам.

Распределяющая  справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих  благ по достоинству, пропорционально  вкладу и взносу того или иного  члена общения. Она предполагает неравенство и оправдывает его. Здесь Аристотель солидарен с  Платоном. Тот говорил о справедливом неравенстве. Аристотель предпочитает формулу «неравная» (т. е. распределяющая) справедливость.3 Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

Основным выводом этических  исследований, существенным для политики, является о том, что политическая справедливость возможна лишь между  свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью  их самоудовлетворенность (автаркию).

Принципом уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа –  область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания. Уравнительная  справедливость связана с попыткой уравнять стороны, здесь достоинство  не принимается во внимание.

Справедливость  предполагает некоторый уровень  согласия между  членами общества относительно принципов, по которым они живут. Эти принципы могут меняться, но конкретное понимание  справедливости зависит от того, какие  правила и привычки установились в данном обществе.

«Понятие  справедливости, – отмечал в «Политике» Аристотель, – связано с представлениями  о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического  общения»5

 

 

 

 

 

Заключение

Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением  всей предшествующей греческой философии.

Аристотель - создатель самой  обширной научной системы из существовавших в античности. Научная деятельность Аристотеля - вершина античного философского мышления, это большой вклад во все тогда известные научные области. Им были созданы новые научные направления, вместе с учениками он систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов.

Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему  работы предшествующих мыслителей. Больше внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой  он считает онтологию - науку о  сущем. Бытие в трудах Аристотеля представляет собой единство материи и формы. Это является основой всей его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему отношения единичного и общего - как отношение двух сторон действительности.

Шаг вперед по сравнению  с предшествующей философией сделал Аристотель в понимании времени  и пространства. Этим категориям он уделяет большое, внимание, как в "Метафизике", так и в "Категориях". Он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь  времени и движения.

Его рассуждения о движении в связи с существованием в  нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и  диалектического понимания действительности.

Столкновение материалистических и идеалистических тенденций  можно найти и в Аристотелиевом понимании сознания (души). Аристотель придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе: растениям, животным и человеку.

Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта. Основным уровнем познания он считает чувственное познание, но большое значение он придает познанию общих взаимозависимостей и понятийному постижению общего. Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших ступеней к предельно абстрактным. Таким образом, научное познание в понимании Аристотеля, представляется как вершина всего процесса познания.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею.

Политико-правовая тематика подробно освещается в таких работах  Аристотеля, как "Политика" и "Афинская полития". Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, государстве и праве.

Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях). Аристотель строил свою модель идеального государства исходя из реальности.

Афинская полития»- это трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, так назывываемых «Политий».

По своему содержанию «Афинская полития» Аристотеля делится на две части -- историческую и систематическую. Первая содержит историю афинского государственного строя до конца V в. и заканчивается восстановлением демократии в 403 г. (гл. 1--41), вторая - описание самого строя, каким он был во время Аристотеля, в IV в. «Полития» является первым произведением древности, в котором обнаруживается связное описание афинского государственного строя.

По «Политии», падение монархии и переход к аристократии совершается медленно, последовательно: это - эволюция, а не революция. В целом, «Полития» показывает, что афинская демократия была чисто народным созданием, а не результатом честолюбия и интриг отдельных личностей.

Также «Афинская полития» дала ряд новых фактов и пролила свет на многие вопросы, особенно в первой, исторической части. «Полития» многие моменты и подробности в истории афинской демократии представила в новом виде. С её открытием многие гипотезы рушились, другие получили неожиданное подтверждение.

Аристотель с большим  сочувствием относится к вождям аристократической партии, не будучи, однако, сторонником крайней олигархии; его симпатии на стороне середины.

С открытием «Политии» изучение внутренней истории Афин вступило в новый фазис; историю афинской демократии пришлось во многом переделывать, некоторые научные труды по этой тематике, вышедшие в свет до 1891 г., сразу оказались устаревшими.

 

Список использованной литературы

    1. Авраамова М. А. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970.
    2. Александров Г. Ф. Аристотель. М., 1940.
    3. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.
    4. Ахманов А. С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960.
    5. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
    6. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. М., 1971.
    7. Зубов В. П. Аристотель. М., 1963.-366 с.
    8. Лосев А.Ф. Античная история философии. - СПб.; Алтейя, 2001.
    9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
    10. Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. Орел: Издательство ОРАГС, 2003.
    11. Политология. Учебник. / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003.
    12. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юрист, 2000.
    13. Учение Аристотеля о сущности // Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1989. № 2. - С. 67-69.
    14. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002.

 


Информация о работе Учение Аристотеля