Учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание

Аристотель является основателем перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...2
1. Социальное учение Аристотеля……………………………………..……4
2. Учения Аристотеля о государстве ……....………………………...…......6
2.2 Понимание государства ……….……….….….……………………........6
2.3 Формы правления государством .……………...…..…...…......………...7
3. Учения Аристотеля о праве…………………….….………...……….…..10
3.1 Понимание права в трактатах Аристотеля …………………………….10
3.2 Виды права …………………………………………………………..…..11
4. Понятие справедливости в теории Аристотеля…………………………14
Заключение ……………………………………………………….…….…... 17
Список использованной литературы……….……………………………....19

Работа состоит из  1 файл

Аристотель.docx

— 50.32 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...2

1. Социальное учение Аристотеля……………………………………..……4

2. Учения Аристотеля о государстве ……....………………………...…......6

2.2 Понимание государства ……….……….….….……………………........6

2.3 Формы правления государством .……………...…..…...…......………...7

3. Учения Аристотеля о праве…………………….….………...……….…..10

3.1 Понимание права в трактатах Аристотеля …………………………….10

3.2 Виды права …………………………………………………………..…..11

4. Понятие справедливости  в теории Аристотеля…………………………14

Заключение ……………………………………………………….…….…... 17

Список использованной литературы……….……………………………....19

 

Введение

Аристотель (лат. Aristoteles) родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.

Аристотель происходит из семьи врачей при дворе македонских  царей. Семнадцати лет Аристотель вступил  в Академию Платона, где пробыл в  течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н.э. Аристотель почти 14 лет проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского.

Аристотель является основателем  перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Противники часто обвиняли Аристотеля в безбожии, зато среди  окружавшей его молодежи он пользовался  огромным уважением. Позднее Аристотель покидает Афины, переселяется в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до Р. Х.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство школой и свою богатую библиотеку.

Философия Аристотеля имела  громадное влияние на все последующее  развитие философской мысли и  в эпоху позднего средневековья  приобрела в европейских странах  значение непререкаемого авторитета во всех вопросах научного знания.

Все произведения Аристотеля написаны простым языком и тщательно  отделаны с точки зрения стиля. Пользовавшиеся в античности большой популярностью  труды закрепили за Аристотелем  репутацию писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо.

По темам сочинения  делятся на четыре основные группы.

Во-первых, это труды по логике, обычно собирательно именуемые  Органон. Сюда входят «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Топика».

Во-вторых, Аристотелю принадлежат  естественнонаучные труды. Здесь наиболее важны работы: «О возникновении и  уничтожении», «О небе», «Физика», «История животных» и другие.

В-третьих, существует свод текстов под названием Метафизика, представляющая собой цикл лекций, составленных Аристотелем в поздний  период развития его мысли - в Ассе и в заключительный период в Афинах.

В-четвертых, имеются труды  по этике и политике, куда причисляют также Поэтику и Риторику. Наиболее важными во второй период являются: «Эвдемова этика», относящаяся к последнему афинскому периоду, «Никомахова этика», состоящая из множества написанных в разные периоды лекций, «Политика», «Риторика» и сохранившаяся частично «Поэтика». Огромный труд Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него «Афинской политии».

 

    1. Социальное учение Аристотеля

Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является ее многогранность. Своими трудами  Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное  место среди его произведений, посвященных изучению государства  и общества, конечно, занимает "Политика".

 

 Теоретическое построение  идеального полиса - конечная задача, которую ставит перед собой  Аристотель в "Политике". Вполне  оправданными были бы поиски  нитей, связывающих идеальный  полис Аристотеля с греческими  полисами IV в. до н.э., внешними  и внутренними условиями их  существования. Разумеется, этим  не исчерпывается связь содержания  трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждения  о совершенном, с точки зрения  автора, полисе занимает в "Политике" много места (седьмая и восьмая  книги; к этому следует добавить  анализ теорий его предшественников  и современников во второй  книге). Этому рассуждению предпослано  занимающее гораздо больше места  учение о полисе вообще. Здесь  мы находим обоснование мысли,  что полис является высшей  формой объединения,способствующий достижению счастливой жизни, т.е. жизни, согласной с добродетелью; здесь понятие полиса подвергается расчленению на его простейшие элементы. Ссылаясь на природу, неправомерно, по его мнению, распределившую между людьми умственные способности, Аристотель защищает один из устоев античного общества - рабство. Он также выступает защитником другого устоя античного общества - частной собственности, обосновывая это тем, что потребность в собственности свойственна человеку по природе.

 

 Рассмотрение различных  теорий государственных устройств  Аристотель начинает с анализа  проекта Платона (Сократа). Он  особенно подчеркивает трудность  осуществления этого проекта  на практике. Аристотель подвергает  критике теоретическую позицию  Платона - его стремление ввести  в государстве полное единство, не считаясь с реально существующей  множественностью. В "Законах"  Платона Аристотель находит произвольные  утверждения, а в некоторых  случаях непродуманные положения,  грозящие при проведении их  в жизнь теми или иными затруднениями  и нежелательными результатами.

 

 Признавая полезность  имущественного равенства во  взаимных отношениях между гражданами, Аристотель отказывается видеть  в нем панацею от всех общественных зол. Разбирая проект Гипподома Милетского, он обнаруживает противоречия в самых его основах: земледельцы, не имеющие права носить оружие (как и ремесленники), у Гипподома принимают участие в управлении государством наряду с воинами; между тем, утверждает Аристотель, действительность показывает, что те, кто не имеет права носить оружие, никак не могут занимать в государстве одинаковое положение с теми, кто обладает этим правом.

 

 Таким образом Аристотель приходит к заключению, что предложенные до него проекты, если они будут реализованы, не обеспечат наилучшей жизни гражданам государства.

 

 В начале исследования  видов государственных устройств  Аристотель подвергает рассмотрению  вопрос о государстве вообще. В первую очередь он анализирует  понятие гражданина, время от  времени обращаясь к практике  греческих полисов. Свое заключение  Аристотель формулирует так: "существует  несколько разновидностей гражданина ... гражданином по преимуществу  является тот, кто обладает  совокупностью гражданских прав". Этическая точка зрения, играющая  большую роль в построениях  Аристотеля, побуждает его сразу  же заняться вопросом об отношении  добродетели подлинного гражданина  к добродетели хорошего человека. Вывод Аристотеля таков: эти  добродетели тождественны в одном  государстве и различны в другом. И здесь, таким образом, дает  себя знать общая установка  философа: решать теоретические  вопросы неоднозначно, руководствуясь  соображениями отвлеченного характера,  а с оглядкой на сложность  и многообразие действительности, в частности политической реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учения Аристотеля  о государстве

2.1 Происхождение государства

"Государством же мы  и называем совокупность таких  граждан, достаточную, вообще  говоря, для самодовлеющего существования", - пишет Аристотель, не разделяя  понятий общества и государства.

Патриархальная теория трактует происхождение государства как  результат исторического разрастания  патриархальной семьи. Аристотель исходил  из того, что люди стремятся к  общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию  государства. Аристотель трактовал  государство как продукт размножения  семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть - это продолжение и развитие отцовской  власти. Отождествляя государственную  природу человека с патриархальной властью главы семьи, Аристотель приходит к выводу, что государство - продукт естественного развития и одновременно высшая форма общения между людьми.

Философ был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности  и моногамной семьи, а также сторонником  рабства. Подвергнув критике учение Платона о совершенном государстве, он предпочитал говорить о таком  политическом устройстве, которое может  иметь у себя большинство государств. Аристотель считал, что общность имущества, жён и детей, предлагаемая Платоном, приведёт к уничтожению государства.

Аристотель осуществил обобщение  социального и политического  опыта эллинов, разработал оригинальное социально-политическое учение. При  исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду». Наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни  и к политическому общению.

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Таким образом, возникло государство. Оно создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. По Аристотелю государство возникает только тогда, когда появляется общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Природа государства стоит  «впереди» семьи и индивида. Так  совершенство гражданина обуславливается  качествами общества, которому он принадлежит - кто желает создать совершенных  людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Хотя Аристотель и пытается подойти к государству исторически, будучи идеалистом, он неспособен понять причины возникновения государства. Для Аристотеля государство существует естественно. Философ не может найти  специфические законы общественного  развития, он даже не подозревает об их существовании, поэтому историзм Аристотеля мнимый.

Семья в изображении Аристотеля имеет три двойные части и  соответствующие им три формы  отношений: "первые и самомалейшие части семьи суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети", а  потому "в семье имеют место  отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские".

Аристотель считает, что  несколько семей со временем образуют селение. По его мнению, селение - это  разросшаяся семья, интересы которой  уже превосходят обыденные нужды. Из нескольких селений как их энтелехия  возникает государство (полис).

Такова патриархальная теория происхождения государства Аристотеля. А так как власть домохозяина  по отношению к жене и детям, как  отмечалось, монархическая, то и первой формой политического устройства была патриархальная монархия.

Элементы государства.

Единая территория (которая  должна быть небольшой по размеру).

Коллектив граждан. (Гражданином  является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).

Единый культ.

Армия.

Общий запас.

Единые представления  о справедливости.

2.3 Формы правления государством

Классифицируя виды политического  устройства, философ делит их по количественному, качественному и  имущественному признакам. Государства  различаются тем, в чьих руках  власть - у одного лица, у меньшинства  или у большинства. Таков количественный критерий.

Однако и одно лицо, и  меньшинство, и большинство могут  править "правильно" и "неправильно". Это качественный критерий, Кроме  того, меньшинство и большинство  может быть богатым и бедным. Но так как обычно бедные в большинстве, а богатые в меньшинстве, то деление  по имущественному признаку совпадает  с количественным делением. Поэтому  получается всего шесть форм политических устройств: три правильных - царство, аристократия и полития; три неправильных - тирания, олигархия и демократия.

В зависимости от целей, которые  ставят перед собой правители  государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные  устройства.

Правильный строй - это  строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит один, немногие или многие:

Информация о работе Учение Аристотеля