Реформы Екатерины II и сословные органы самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание

Приверженность Екатерины, по крайней мере, на словах идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». И некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь.

Содержание

1. Введение 3
2. Реформы 4
2.1 Реформа Сената 4
2.2.1 Губернская реформа 7
2.2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, 10 казачьего управления
2.3 Судебная реформа 15
2.4 «Устав благочиния» и совершенствование структуры городовой полиции 18
2.5 Городская реформа 22
2.6 Секуляризационная реформа 25
2.7 Реформы в области науки, образования и культуры 28
2.8 Денежная реформа 31
3. Заключение 33
4. Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

гос упр.docx

— 65.31 Кб (Скачать документ)

     Для управления городом горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право  раз в три года выбирать из своей  среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в Общую  городскую думу. Общая дума избирала Шестигласную думу— по одному человеку от каждого разряда обывателей. Вместе с головой они управляли хозяйством города, отчитываясь при этом перед губернатором. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, в Шестигласной думе заседания проходили каждую неделю под председательством городского головы.

     Развитие  производственного самоуправления осуществлялось по видам ремесел. Ремесла  делились на цехи, или ремесленные  управы. Управы и цехи формировались  на основе экономического интереса по определенным отраслям. Это вытекает из ряда статей Ремесленного Положения. Так, ст. 3 указанного Положения гласит «Управы или цехи установить из одинаково ремесла». Аналогичное указание имеется в ст. 9 и 28. Производственное самоуправление приобретало характер специализации ремесел по направлениям.

     В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы - их решали судебные органы.

     По  функциям, предметам и параметрам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением  к аппарату администрации, полиции, делала то, с чем они не могли  справиться.

     Жалованный  грамотой городам" законодатели пытались решить одновременно две взаимоисключающие  задачи: с одной стороны, объединить городское население в градское общество, с другой - разделить его  на отдельные сословия. Попытка создания всесословного общества была преждевременной. Выборная городская служба по-прежнему оставалась уделом торгово-промышленного  населения, а думы по своему составу  ничем не отличались от магистратов  и посадских сходов времен Петра I.

     Тем не менее Жалованная грамота 1785г. стала точкой отсчета в развитии городского самоуправления, так как заложенные с ней начала в той или иной форме служили основой при разработке всех последующих городских реформ.

 

     2.6 Секуляризационная реформа

     Причины секуляризации в России были просты: огромное развитие беломестных (свободных от налога) церковных земель, тяжело отзывавшееся на народном и государственном хозяйстве, и вредное влияние этого развития на монастырские нравы. Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом еще до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населенную арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство», и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а все остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

     26 февраля 1764 года императрица Екатерина  II издала указ о церковных владениях,  заканчивающий многовековое противостояние  Русской Православной Церкви  и государства. Указ касался  вопроса о церковных владениях.

     Важнейшие положения указа:

  • Все имения Святейшего Синода, а также монастырей, приходов и епархиальных кафедр передавались государственной Коллегии экономии.
  • Все церковные учреждения отстранялись от управления имениями, а также монастырями, приходами и епархиальными кафедрами.
  • Крестьяне, проживающие в указанных имениях, перепоручались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем именовались «экономическими крестьянами». Надо заметить, что указанных крестьян, по ревизии 1760 года, составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин).
  • Вместо барщины и оброков с 1 января 1764 года данные крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который поступал в государственную казну непосредственно через Коллегию экономии.
  • Для содержания церковных учреждений (монастырей, приходов и епархиальных кафедр), ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
  • Епархии разделялись на три класса, их содержание назначалось в зависимости от наделённого класса.
  • Для монастырей, кроме подчинённых Киевскому митрополиту (поначалу), составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 монастыей, разделенных на 3 класса по уровню содержания

     По  донесению Святейшего Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях Российской Империи  на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих. После секуляризационной реформы Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся монастырей 226 отныне стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования.

     Через два года, 31 марта 1764 года, вышло следующее  дополнительное распоряжение: монастыри  за штатом (заштатные) должны быть также  разделены на 3 класса:

  • 1 класс — 20 монастырей
  • 2 класс — 56 монастырей
  • 3 класс — 85 монастырей

     Секуляризационная реформа 1764 года положила начало новой  эпохе в истории Русской Православной Церкви. Данное разделение на штаты  и классы определило финансовое положение монастырей, вдохнуло новую жизнь в их духовное развитие. Появилось два абсолютно разных типа не только монастырей, но и монахов, что нивелировало значение монастырских Уставов.

     Определённое  реформой финансовое содержание шатных монастырей было зачастую слишком мало, его не хватало на содержание и питание монастырской братии. Строения монастырей постепенно разрушались, а настоятели не решались сообщать об этом Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Чтобы избежать финансовых проблем, монастыри сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть.

     В сложившихся условиях, без бремени  забот о монастырской собственности, у монашествующих появился стимул для  переустройства жизни на аскетических основах.

 

     2.7 Реформы в области  науки, образования  и культуры

     Вторая  половина 18 в. явилась важным периодом в развитии русской культуры, и  абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а  порой и инициативная роль. Так, Екатерина II утверждала, что только "заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы". В 60-70 гг. ею была сделана попытка создать в  стране систему воспитательно-образовательных  учреждений. По поручению императрицы И. И. Бецкой – один из представителей педагогической мысли в России, взгляды которого формировались под влиянием идей Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо – разработал "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества".

     В соответствии с этим учреждением  были отрыты училище при Академии художеств (1764) , Общество двухсот благородных  девиц (1764) с отделениями для мещанских  девиц, коммерческое училище (1772) . Среди созданных Бецким учебно-воспитательных учреждений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт) Оно положило начало женскому среднему образованию в России. Каждый возраст носил платья своего цвета: коричневого, голубого, сероватого и белого. Прием в первый класс производился раз в три года. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику, архитектуру, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней экономии.

     Однако  созданные по проекту Бецкого  воспитательно-учебные заведения  охватывали слишком малое количество детей. В 1782 г. для проведения более  масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом  сербом Ф. И. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану  в городах создавались народные училища двух типов: главные – в губернских городах и малые – в уездных. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных – Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно переоценить – речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.

     Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была готовить медицинских работников. В 1774 г. при Берг-коллегии открылось  Горное училище, впоследствии реорганизованное в горный институт. Появились и  другие специальные учебные заведения, частные школы.

     Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783 г. была основана особая Российская академия для изучения языка и  литературы. Существовавшая с петровских времен Академия наук за 1768-1774 гг. провела  пять экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. В 1765 г. возникает Вольное экономическое  общество, в "трудах" которого печатались многочисленные статьи по организации  и ведению сельского хозяйства. В Академии наук значительно возросло число русских ученых, среди них – выдающиеся натуралисты И. И. Лепехин и Н. Я. Озерецковский, астроном С. Я. Румовский, минеролог В. М. Севергин и др. К рассматриваемому времени относилась деятельность видных историков М. М. Щербатова и И. Н. Болтина; активно публиковались источники по русской истории (Н. И. Новиковым, академией наук). Издательская продукция увеличивается чрезвычайно. За весь 18 век в России было издано 9500 книг, из них около 85 % приходилось на царствование Екатерины II. 15 января 1783 г. императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.

     Книга, журнал, газета становятся элементом  повседневного быта все большего числа людей. В Петербурге была открыта  первая в России публичная библиотека. Книготорговцы начинают открывать  при лавках платные библиотеки. К  концу 80-х годов существовало 15 государственных  библиотек. растет число частных книжных собраний. "Книги сделались предметом моей страсти". - пишет Е. Р. Дашкова, собравшая библиотеку в 900 томов. Такие страстные книголюбы были и среди дворян, и среди купцов, и даже среди крестьян.

     Н. М. Карамзин, в статье, опубликованной в 1802 г. в "Вестнике Европы", отмечал, что число любителей чтения "едва ли в какой земле... так скоро  возрастает, как в России. Правда, еще многие дворяне, и даже в хорошем  состоянии, не берут газет, но зато купцы, мещане любят уже читать их, самые  бедные люди подписываются и самые  безграмотные желают знать, что пишут  из чужих земель". Его поддерживает другой литератор И. И. Дмитриев: "В  зрелых летах Хераскова читали только просвещеннейшие из нашего дворянства, а ныне всех состояний: купцы, солдаты, холопы и даже торгующие пряниками и калачами".

     Крепнет национальное своеобразие отечественной  литературы. новаторские достижения в русской литературе прежде всего имели место в произведениях Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина. Художественная литература оказывалась тесно связанной с общественными идеями века Просвещения. Эти идеи естественных прав человека, свободы и равенства развивала и зарождающаяся "разночинная" интеллигенция. Все более заметные очертания приобретал процесс формирования русской национальной культуры, вбирающий в себя достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоев, но в первую очередь – крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.

 

     2.8 Денежная реформа

     В сфере денежного обращения Екатерина  начала свою политику с того, что  отменила перечеканку медных денег, предпринятую Петром III по инициативе генерал-фельдмаршала П. Шувалова. Предложения Шувалова заключались в том, чтобы к имеющимся 14,5 млн. руб. по 16-рублёвой стопе прибавить ещё 1,5 млн. таких монет, чтобы их в обращении стало 16 млн. руб. Затем эти монеты перечеканить по 32 руб. из пуда так, чтобы в обращении оказалось 32 млн. медных монет, а прибыль казны составила бы 16 млн. руб. Прежде чем принять окончательное решение о чеканке легковесной монеты, Екатерина II поручила представить заключения на этот счет. В результате она приняла предложение князя Я. Шаховского об обратном переделе медных монет и возвращении им прежней 16-руб. стопы вместо 32-рублёвой. В 1763 г. императрица издала соответствующий указ, и к 1767-1768 гг. процесс перечеканки в основном завершился.

     Следующим актом Екатерина II расширила номиналы серебряных монет. С 1764 г. вместе с традиционным набором, введенным Петром I, стали  чеканить 20 и 15 коп. Тогда же была понижена проба серебра в монетах с 77-й  до 72-й. За время правления Екатерина II вес рубля снизился с 24 г. чистого  серебра до 18. Отличительной чертой денежного обращения екатерининского  времени стало то, что доля медных денег увеличилась и стала  составлять примерно половину общей  денежной массы. А количество серебряных монет соответственно уменьшилось. Во второй половине XVIII в. главным номиналом  в обращении стал медный пятак. При  этом значительно возрос объем золотых  монет – с 2,5% до 10,3%. Но они в  основном использовались для внешнеторговых операций.

     Главное же новшество денежной реформы Екатерины II заключается во введении бумажных денег в России. По причине постоянной нехватки денег государственный  бюджет сводился с дефицитом. Приходилось  прибегать к разным способам добывания  денег. Один из них состоял в эксплуатации регалии серебряных и медных монет. С 1769 г. казна впервые приступила к выпуску бумажных денег – ассигнаций. Их внедрение в повседневную жизнь было непростым. Население не доверяло новым деньгам и старалось обзаводиться «настоящими», т.е. металлическими.

     С 1 февраля 1769 г. были выпущены ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 руб. и начался  обмен металлических денег на бумажные. Ассигнациями разрешалось оплачивать налоги, они свободно разменивались на медную монету, и их курс по отношению к серебру был достаточно высок ~ 98-101 коп. серебром за рубль ассигнациями. Первые русские ассигнации были очень просты по оформлению. Неудивительно, что такие деньги было легко подделать. Ни наличие водяных знаков, ни жестокие наказания – за подделку денег подвергали смертной казни – не спасали государство от фальшивок. 25-рублевую купюру переделывали в 75-рублевую, поэтому выпуск последних вскоре был прекращен. Государственные чиновники периодически докладывали Екатерине II об обнаружении в банках фальшивых денег. Правительство приняло дополнительные меры для обеспечения ассигнаций медной монетой. В 1775 г. Сенат отклонил предложение о продаже меди за границу. В банках сосредоточилось медных денег на 20 млн. рублей и на такую же сумму было выпущено ассигнаций. Продолжительное время курс бумажных денег был стабилен.

Информация о работе Реформы Екатерины II и сословные органы самоуправления