Реформы Екатерины II и сословные органы самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание

Приверженность Екатерины, по крайней мере, на словах идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». И некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь.

Содержание

1. Введение 3
2. Реформы 4
2.1 Реформа Сената 4
2.2.1 Губернская реформа 7
2.2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, 10 казачьего управления
2.3 Судебная реформа 15
2.4 «Устав благочиния» и совершенствование структуры городовой полиции 18
2.5 Городская реформа 22
2.6 Секуляризационная реформа 25
2.7 Реформы в области науки, образования и культуры 28
2.8 Денежная реформа 31
3. Заключение 33
4. Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

гос упр.docx

— 65.31 Кб (Скачать документ)

Содержание

1. Введение                                                                                                                         3

2. Реформы                                                                                                                         4                                                                                       

   2.1 Реформа Сената                                                                                                     4

   2.2.1 Губернская реформа                                                                                           7

      2.2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского,              10  казачьего управления                                                                   

   2.3 Судебная реформа                                                                                                15 

   2.4 «Устав благочиния» и совершенствование структуры городовой полиции 18

   2.5 Городская реформа                                                                                              22

   2.6 Секуляризационная реформа                                                                              25

   2.7 Реформы в области науки, образования и культуры                                        28

   2.8 Денежная  реформа                                                                                               31

3. Заключение                                                                                                                   33

4. Список источников  и литературы                                                                              34 
 

 

1. Введение

     Пожалуй, наиболее достоверный портрет Екатерины II оставил английский посол в  России лорд Бёкингхэмшир. В заметках, относящихся к 1762 году, он писал: «Ее императорское величество ни мала, ни высока ростом; вид у нее величественный, и в ней чувствуется смешение достоинства и непринужденности, с первого же раза вызывающее в людях уважение к ней и дающее им чувствовать себя с нею свободно <…> она никогда не была красавицей. Черты ее лица далеко не так тонки и правильны, чтобы могли составить то, что считается истинной красотой; но прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные, блестящие каштановые волосы создают, в общем, такую наружность, к которой очень немного лет назад мужчина не мог бы отнестись равнодушно <…> Она была, да и теперь остается тем, что часто нравится и привязывает к себе более, чем красота. Сложена она чрезвычайно хорошо; шея и руки замечательно красивы, и все члены сформированы так изящно, что к ней одинаково подходит как женский, так и мужской костюм. Глаза у нее голубые, и живость их смягчена томностью взора, в котором много чувствительности, но нет вялости <…> Трудно поверить, как искусно ездит она верхом, правя лошадьми,  и даже горячими лошадьми – с ловкостью и смелостью грума. Она превосходно танцует, изящно исполняя серьезные и легкие танцы. По-французски она выражается с изяществом, и меня уверяют, что и по-русски она говорит так же правильно, как и на родном ей немецком языке, причем обладает и критическим знанием обоих языков. Говорит она свободно и рассуждает точно».

     Приверженность  Екатерины, по крайней мере, на словах идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». И некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь.

 

     2. Реформы

     2.1 Реформа Сената

     Первым  шагом Екатерины II по пути создания системы управления была крупная  реформа Сената, предпринятая в 1763 г. Сосредоточив в своих руках почти  всю законодательную инициативу, исполнительную и судебную власть и  достигнув высшей точки своего развития, Сенат с середины 50-х гг. начал  терять прежнюю роль в государственном  управлении. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел. Сенат не смог сосредоточить свое внимание на решении вопросов общегосударственного значения, и многие из его начинаний не получили должного развития.

     Необходимость реорганизации этого высшего  государственного учреждения была очевидной. План реформы Сената, подготовленный воспитателем наследника Павла и  ближайшим советником императрицы  в первые годы ее царствования Н.И.Паниным и утвержденный Екатериной II, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве (вместо сенатской конторы).

     Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены  в первом департаменте, возглавляемым  самим генерал-прокурором. Этот департамент  обнародовал законы, ведал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственными и церковными имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрение прошений на имя императрицы и т.п. Третий департамент сосредоточил самые разнообразные дела: заведывание путями сообщения и медициной, попечительством о науках, образовании и искусствах; управление окраинами, имевшими некоторые права автономии (Прибалтика и Украина). Четвертый департамент занимался военно-сухопутными и военно-морскими делами. 

Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый — первому, а шестой — второму. Все департаменты, кроме первого, возглавлялись обер-прокурорами, подчиненными генерал-прокурору

     Генерал-прокурор Сената — глава правительства. Генерал-прокурор превратился в высшего чиновника государства, первого и единственного министра, в ведении которого находились важнейшие и разнообразные дела управления, с которым на практике чаще всего предпочитали сноситься президенты коллегий и губернаторы. Генерал-прокурор от имени и по поручению императорской власти осуществлял надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений; он выступал не только как блюститель законов, но и зачастую исполнял функции министра финансов, юстиции, внутренних дел. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрице о решенных в Сенате делах, а в случае разногласия в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Так, например, проект о новых штатах местных учреждений, составленный Л.П.Шаховским и одобренный Сенатом, не был утвержден Екатериной II. Назначая в феврале 1764 г. на этот пост князя А.А.Вяземского, который оставался фактическим главой государственного аппарата почти до конца царствования Екатерины II, императрица составила для него так называемое «Секретнейшее наставление» — программу практических мер, которые надлежало проводить генерал-прокурору в своей работе.

     Деятельность  разносторонне одаренного и хорошо образованного князя А.А.Вяземского, занимавшего свой пост почти 30 лет, не ограничивалась надзором и контролем за отправлением правосудия и организацией работы прокурорской системы, а была весьма разнообразна и временами настолько расширялась, что охватывала все основные отрасли государственного управления. Он пользовался полным доверием Екатерины II, был верным советником и надежным проводником всех ее идей и новшеств в области государственного устройства и управления.

     На  первый взгляд реформа Сената носила чисто административный характер, но если при Елизавете Петровне сенаторы имели право вносить предложения  о рассмотрении любого вопроса на заседание Сената, то теперь это  право полностью перешло к  генерал-прокурору. Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в случае возникновения  разногласий вопрос выносился на общее заседание Сената. Таким  образом, каждый департамент выступал как самостоятельное подразделение  Сената со своим кругом дел и своей  канцелярией, что разрушало единство этого высшего государственного учреждения. В ходе реформы Сенат  лишился своей законодательной  функции, но по-прежнему сохранял функции  контроля и высшего судебного  органа. Их сочетание в одном учреждении было главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный  аппарат управления заработал четче  и эффективнее.

 

2.2.1 Губернская реформа

     В историографии, особенно советской, закрепилось  мнение, что губернская реформа 1775 года вызвана событиями пугачёвщины, некой главной ответной мерой правительства на крестьянскую войну. Действительно, преступная бездеятельность, халатность и коррумпированность местных органов власти показали сою неисправность, не сумев ни предупредить, ни вовремя погасить пугачевского пожара. Кстати, императрица осуждала не систему, а её недостойных представителей, отличавшихся злоупотреблениями властью. Однако реформа готовилась заранее – еще в инструкции губернаторам 1764 г. Она признала губернии такими частями государства, «которые более всего исправления требуют», и обещала со временем приняться за это дело.  Определяющая мысль устава – губернатор – высшая ступень областной администрации, он представитель верховной власти на месте и является «хозяином» и «опекуном» вверенной ему губернии. Притом все представленные в Комиссии 1767 г. сословия так настойчиво и единодушно заявляли желание ведать свои дела своими выборными…  Этими двумя основными причинами и было вызвано обнародование 7 ноября 1775 года «Учреждение для управления губернии». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тыс. человек. Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. человек

     Генерал-губернатор (наместник) — следил за порядком в  местных центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединённые под его  властью. Имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные  в губерниях.

     Губернатор  — стоял во главе губернии. Он подчинялся непосредственно императору. Губернаторов назначал Сенат. Губернаторам был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Землеустройством занимался губернский землемер. Исполнительным органом губернатора являлось губернское правление, осуществлявшее общий надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. В ведении Приказа общественного призрения находились школы, больницы и приюты (социальные функции), а также сословные судебные учреждения: Верхний земский суд для дворян, Губернский магистрат, рассматривавший тяжбы между горожанами, и Верхняя расправа для суда над государственными крестьянами. Палата уголовная и гражданская судила все сословия, были высшими судебными органами в губерниях

     Капитан исправник — стоял во главе  уезда, предводитель дворянства, избираемый им на три года. Он являлся исполнительным органом губернского правления. В уездах, как и в губерниях, есть сословные учреждения: для дворян (уездный суд), для горожан (городской  магистрат) и для государственных  крестьян (нижняя расправа). Существовали уездный казначей и уездный землемер. В судах заседали представители  сословий.

     Совестный суд — призван прекратить распри и мирить спорящих и ссорящихся. Этот суд был бессословным. Высшим судебным органом в стране становится Сенат.

     Так как городов — центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала  в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными  центрами. Таким образом появилось 216 новых городов. Население городов стали называть мещанами и купцами.

     В отдельную административную единицу  был выведен город. Во главе его  вместо воевод был поставлен городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский  контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся над надзором частного пристава, а части делились на кварталы, контролируемые квартальным  надзирателем.

     Областная реформа принесла дворянству значительные экономические выгоды, т.к. значительно  увеличился штат чиновников, рекрутированных  из дворян. Реформа достигла той  цели, ради которой проводилась: в результате дробления губерний и уездов губернская и уездная администрация получили возможность без проволочек реагировать на события повседневной жизни губернии и уезда (взимание налогов, набор рекрутов, сыск беглых), так и на чрезвычайные обстоятельства: волнения, эпидемии, эпизоотии. Реформа унифицировала организацию местного управление на территории всей страны, что привело к уничтожению автономии некоторых окраин (запорожские казаки). Едва ли не главным результатом областной реформы стала независимость судебных учреждений. Правда независимость была не совсем полной, однако это был крупный шаг в этом направлении. Эта реформа была одна из тех, что имели долговременное значение. Если введённое административно-территориальное деление сохранялось до конца XIX века, то система местных учреждений – до реформ 1860-1870-х годов. Екатерине удалось сделать то, что в том же XVIII столетии не сумел осуществить, например, в Австрии Иосиф II. Несомненно, такой принцип устройства придавал устойчивость всему политическому строю страны, способствовал сохранению империи.

Информация о работе Реформы Екатерины II и сословные органы самоуправления