Реформы Екатерины II и сословные органы самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание

Приверженность Екатерины, по крайней мере, на словах идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». И некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь.

Содержание

1. Введение 3
2. Реформы 4
2.1 Реформа Сената 4
2.2.1 Губернская реформа 7
2.2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, 10 казачьего управления
2.3 Судебная реформа 15
2.4 «Устав благочиния» и совершенствование структуры городовой полиции 18
2.5 Городская реформа 22
2.6 Секуляризационная реформа 25
2.7 Реформы в области науки, образования и культуры 28
2.8 Денежная реформа 31
3. Заключение 33
4. Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

гос упр.docx

— 65.31 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, в результате реформ местного самоуправления и суда резко обозначился  их сословно-представительный характер, выразившийся в выборности как личного  состава сословных дворянских, так  и в сословном происхождении  личного состава общих бессословных учреждений. Благодаря этому дворянство стало руководящим классом в  местном и центральном управлении как выборный представитель своего сословия, с одной стороны, и как  назначенный верховной властью  чиновник, с другой стороны.

 

     2.2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления

     Для второй половины XVIII в. характерно развитие сословного управления в России. В  отличие от Запада, где разрушались  феодальные устои, сословные перегородки  в обществе и государственном  управлении, формировались общедемократические  властные и представительные органы, в Российской империи были усилены  как сословная замкнутость общества, так и сословный характер государственного управления. Обусловлено это политикой  упрочения феодальной абсолютистской монархии, политического оформления сословной структуры феодального  общества, которое стало коррозироваться  под воздействием новых буржуазных хозяйственных форм и отношений.

     Каждому сословию власть определила конкретные обязанности, повинности, права, привилегии, место во власти и управлении. Соответственно этому определена и социальная направленность административных реформ, подчиненность  их выражению главным образом  сословных интересов дворянства.

     Возникнув как служилое сословие, дворянство к середине XVIII в. стало сильным, богатым. Составляя 1% населения, оно владело  подавляющим большинством производительного  богатства России, огромными поместьями с миллионами крепостных крестьян, большинство уральских металлургических заводов, опиралось на крепнущую  экономическую основу, пользовалось расширяющимися привилегиями. В 1762 г. дворянство было освобождено от обязательной гражданской  службы и личных податей.

     Сложилась в государственном управлении ситуация, для которой характерны неограниченная власть монарха и сильное влияние  в управлении дворянства, дворянской чиновной бюрократии.

     Апогеем возвышения роли дворянства в российском управлении стала  «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 г., где подтверждены прежние и установлены новые права и привилегии господствующего феодального сословия.

     Во-первых, интересы дворянства отождествлены  официально с государственными. Государство обрело статус дворянского, обеспечивало защиту чести, имущества, жизни дворянина, освобожденного от телесных наказаний; монопольное право на землю, крепостных, на свой сословный суд, права распоряжаться имуществом, крепостными, заводить фабрики, заводы, торги, не платить податей, сохранять и передавать по наследству имущество, выезжать беспрепятственно за границу в случае уголовных преступлений; и др.

     Во-вторых, дворянство объединялось в свои сословные  общества, своеобразные дворянские корпорации, влияющие на устройство сословия, защиту и реализацию его корпоративных  интересов, подчиняющие государство  этим узкосословным интересам.

     В-третьих, кроме государственного управления, создавалось параллельно ему  особое дворянское общественное управление со своей системой органов с целью  повышения роли дворянства в государственных  делах. Состояло оно из губернского  предводителя дворянства, председательствующего  и в этом собрании, и по одному депутату от каждого уезда. Рассматривало  предварительно вопросы, подлежавшие  обсуждению на дворянских собраниях, вело учет личного состава, родословные  книги под контролем департамента герольдии Сената, выдавало грамоты  и свидетельства о внесении дворянских родов в губернскую родословную  книгу, участвовало в наложении  опеки на имения и в исключении отдельных лиц из местного дворянского  собрания, общества. Дворянство представлялось Екатерине II воплощением подвластного ей, послушного российского народа, который, как отмечено в «Грамоте», «верою к Богу и верностью к  престолу управляем».

     Екатерининские  реформы ориентированы целеустремленно  на обеспечение дворянству решающей роли в государственном управлении при абсолютной власти монарха. Они  укрепили сословную ограниченность управления государством. В то же время  ограничивался доступ в высшее сословие лиц из других сословий.

     При абсолютизации власти и управления в XVIII в. российское дворянство пережило тогда «золотое время» своей истории. Но абсолютная монархия подготовила  деградацию и в последующем гибель служилого сословия, ибо устранена  была зависимость между корпоративными интересами дворянства и его государственными функциями. Понижалась способность  дворянского сословия руководить обществом, и оно быстро превращалось в «историческую  ненужность».

     Екатерина II продолжила линию Петра I на ограничение  прав духовенства, усилила государственное  управление церковью, решительно подчиняя ее абсолютной монархии с учетом влияния  церкви на управление, жизнь общества и исходя из навеянной «Духом времени» Ш.Л. Монтескье перспективы ослабления и практического исчезновения духовенства как сословия. Необратимым оказался процесс уничтожения церковно-монастырского землевладения, образования новой огосударствленной церкви с ограниченным внутрицерковным управлением.

     Управление  крестьянами охватило 90% населения, лишенного элементарных гражданских  прав, даже права присягать императору.

     Во-первых, расширен и ужесточен институт крепостничества. Помещики получили расширенные вотчинные  права в отношении находившихся в их собственности крепостных, могли  ссылать строптивых крестьян в Сибирь, на каторгу, сурово наказывать за попытку  жаловаться на господина. Крепостники  имели абсолютную власть над своими крестьянами-рабами, распоряжались  их жизнью на правах собственности, продавали, покупали, меняли, судили, наказывали. Помещичье (вотчинное) управление крепостными  не имело правовой основы, было самым  жестоким и архаичным институтом феодального режима, вызывая массовый протест крестьянства, которое держали в темноте и забитости, и осуждение как прогрессивного отечественного дворянства, так и западноевропейских просветителей.

       Во-вторых, введена новая система управления государственными крестьянами, насчитывавшими 5 млн. ревизских душ, проживавшими на просторных землях Поволжья, Севера, Сибири и др. По закону 1797 г. они управлялись губернскими казенными палатами, их уездными структурами, несли тяжелые подати и повинности и сохранили чрезмерно ограниченные законами права в социально-экономической сфере, ведении хозяйства, занятия промыслами.

     В-третьих, Учреждением об императорской фамилии (5 апреля 1797 г.) упорядочено управление удельными (царскими) крестьянами с  целью извлечения средств на содержание растущей императорской фамилии (семьи). Создано ведомство Департамента уделов во главе с министром. Образованы специальные структуры – экспедиции удела на местах, при казенных палатах в девяти губерниях, где были компактно сосредоточены принадлежавшие фамилии крестьяне и земли. Царские крестьяне организованы административно в удельные волости по 3000 ревизских душ в каждой, которыми управляли непосредственно сельские приказы. В эти сословные учреждения крестьянами под руководством чиновников избирались удельный голова — «первый начальник крестьян», приказной старшина по полицейским делам, казенный старшина по податям и повинностям, писарь. Сельский приказ являлся финансовым и полицейским органом, обеспечивал исполнение распоряжений Департамента уделов, других властных органов, распределял подати и повинности, собирал налоги, рассматривал мелкие тяжбы и проступки крестьян. Усилены административные и полицейские функции управления государственными и удельными крестьянами, сохранен самодержавно-феодальный характер управления крестьянством. Не была введена в действие подготовленная жалованная грамота государственным крестьянам.

     Екатерина II продолжила тенденцию формирования государственного управления казачеством, ограничения казачьего самоуправления, «расказачивания. В 60-е гг. было развернуто наступление на казачье сословное управление. Решительно и радикально ущемлялись права казачества, расширялись сеть и сфера государственного чиновного люда в казачьем управлении. В 1764 г. ликвидированы на Левобережной Украине гетманство и полковое управление, создана Малороссийская коллегия, назначен генерал-губернатор Малой России.

     После народной пугачевской войны усилилось  государственное регулирование  жизни казаков. Земли войска Донского, Азов, крепость св. Димитрия Ростовского  и вся Азовская губерния подчинены  в 1775 г. наместнику Г.А. Потемкину. Ликвидирована  казачья автономия. Учреждено гражданское  войсковое правительство для  управления всеми делами войска Донского, ставшего субъектом системы имперского центрального управления. Гражданское  управление на Дону строилось на основе общероссийского законодательства и по типу губернской администрации.  Казацких старшин выслали или  ублажили землями и офицерскими  чинами. Рядовые казаки образовали с разрешения Екатерины Черноморское казачье войско, подчиненное Таврическому губернатору. Значительная часть казаков переселилась в Восточное Приазовье между реками Ея и Кубань, часть ушла в Турцию, образовала за Дунаем Задунайскую сечь.

     Образованные  в 1782 г. на территории бывшей Гетманщины Киевское, Черниговское, Новгород-Северское  наместничества вошли в сферу  имперского управления, ликвидирована  относительная автономия Малой  России. Вместо казацких сформированы первоначально гусарские полки, затем они заменены армейскими частями. Введено деление на губернии, уезды с соответствующим управлением. Рядовое казачество стало «войсковыми обывателями», а украинское шляхетство, старшины обрели все права и привилегии российского дворянства.

     Казачество  продолжало нести воинскую государеву службу, являлось, как и купечество, горожане, полупривилегированным сословием, было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности

     Рассматривая  нововведения Екатерины II, следует  отметить, что реформированию подверглась  и система губернских судебных учреждений. Причем в результате реформирования судебная система была чрезвычайно  усложнена. Тем не менее, вновь созданная  система характеризовалась такими принципами деятельности, как коллегиальность, привлечение (в известных пределах) населения к отправлению правосудия, выборный характер комплектования судебных органов.

2.3 Судебная реформа

     Судебная  реформа, как и другие реформы, была следствием определенного кризиса  российского общества, в том числе  и так называемого кризиса  верхов, под которым принято понимать осознание господствующими классами, правящей верхушкой необходимости  тех или иных изменений. Судебная система к тому времени находилась в плачевном состоянии. В ней  царило взяточничество, законов было множество, но они не исполнялись. Тюрьмы были забиты заключенными: в момент коронации Екатерины их насчитывалось свыше 8 тыс.

человек. Екатерина II решительно высказывалась за реформу судопроизводства. При этом она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: "Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать".

     Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе Уложенной  комиссии 1769г., на одном из заседаний  было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных  дел".

     Депутаты  предлагали сделать судебное разбирательство  гласным и открытым, однако выступили  за создание определенно сословных  судов. Это стремление сохранить  сословную систему и принципы судопроизводства, в конечном счете, препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского  сословия можно было только путем  усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения, сделанные  в ходе работы Уложенной комиссии, вошли в практику и послужили  основанием для реформистских преобразований 1775г. (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784 - 1786 гг. (реформа коллегий). Еще в 1769г. был подготовлен законопроект "О судебных местах", в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма". В процессе реформы 1775г. в губерниях была введена сословная судебная система.

     Деятельность  новых органов приобрела черты  самоуправления, так как в ней  принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суда для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости (крепостных судил в  основном сам помещик). Главная роль в этой новой судебной системе  принадлежала помещикам. Каждые три  года все уездные дворяне должны были съезжаться в центральный город  уезда, чтобы выбирать из своей среды  местную администрацию - предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей  в суды, палаты и другие учреждения. В результате дворяне каждого  уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда.

Информация о работе Реформы Екатерины II и сословные органы самоуправления