Иерархия славянских Богов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере в народном представлени, превратилось в симбиоз Византийского христианства и славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество. Например, день святых Бориса и Глеба (2 мая) совпадал с языческим праздником первых ростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………………………..…….3

ГЛАВА 1.Общая характеристика верований и обрядов восточных славян………………………………………………………………………….…10
1.1.Обшие сведения о язычестве восточных славян…………………………10
1.2.Мифы древних славян……………………………………………………….11
1.3. Мир в представлениях древних славян……………………………………13
1.4.Обряды, традиции, культы, связанные с определенным Богом………….16

ГЛАВА 2.Иерархия славянских Богов…………………………………………20
2.1. Низшие Божества……………………………………………………………20
2.2.Высшие Боги…………………………………………………………………26
2.3.Влияние язычества на культуру и быт восточных славян……………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Копия курсовая.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

2.3.Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.

Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей,

традиций.Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.[73]

Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.[74]

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.

К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.[75]

Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение основ возникновения и развития народов на Руси требует пристального и чуткого анализа существующих источников и литературы. Применение объективных технологий способствует упорядочению процесса развития религиозных представлений на историческом этапе.в ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

- изучен и охарактеризовано язычество, но в некоторых исторических фактах остаются сомнения в связи с отсутствием источников на них. Таким образом, язычество изучено не до конца, но правда этого сделать невозможно так как православная церковь целенаправленно искажала, уничтожала все факты связанные с язычеством;

- выявлены факты, свидетельствующие о принадлежности Восточных славян к язычникам ( множественность богов);

- история России целиком уходит в язычество, вся культура пропитана язычеством.

- в последнее время усиливается волнения связанные с людьми верующими в язычество, считающих его истинной религией в России, и на мой взгляд, образование языческих общин прекрасно конкурирующими с христианской, - вполне возможно.

- язычество древних славян также интересно, разнообразно и глубоко, как и мифология Древней Греции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

I Литература

1.      1Абрашкин А.А. Древние росы. Мифологические параллели и пути миграций. Н.Новгород. Издательство ННГУ. 1997

1.2Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. М. 2000.

1.3Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. Т. 1. Сочинения исторические. М. 1861

1.4 Алексеев С.В. Славянская Европа V-V1 веков. М. Вече. 2005

1.5 Амельченко В.М. Древние клады и сокровища Черномории. Ростов-на-Дону. Новая книга. 2004

1.6 Амельченко В.М. Клады и сокровища народа-воина Руси докиевской. Ростов-на-Дону. Новая книга. 2004

1.7 Андреев. Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Лениздат. 1990

1.8 Бердяев Н. Вера, обычаи, обряды и праздники восточных славян

1.9 Бикерман Э. Хронология древнего мира. М. Наука. 1975.

1.10 Бычков А.А. Московия. Легенды и мифы. М. Олимп. АСТ, Астрель. 2005

1.11 Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов: Мифы древних славян. М. 2001

1.12 Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М. 1999

1.13 Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М. 1978

1.14 Вернадский К.А. «Русская История», М. Аграф, 1997

1.15 Вернадский Г.В. Древняя Русь. М. 1996

1.16 Виноградова Л.Н. Народная демонология и  мифоритуальная традиция славян. М. 2000г

  1.17 Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону. Феникс. 1996

1.18 Глинка Г.А. Древняя религия славян // Мифы древних славян. Саратов. 1993

  1.19 Гогешвили А.А. Три источника «Слова о полку Игореве». М. Белые альвы. 1999

1.20Гобарев В.М. Предыстория Руси. В двух частях. М. 1994

1.21 Грушко Е.А., Медведев Д.М. Энциклопедия славянской мифологии. М. 1996

1.22 Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М. ФАИР-ПРЕСС. 2002

   1.23 Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982

1.24Ефименко П.С. О Яриле, языческом божестве русских славян. СПб. 1996

  1.25 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. В 2-х тт. М.1876-1879

1.26 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М.1880

1.27 Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. М. Республика. 1994

1.28 Зарубин Л.А. Солнце и зори в праславянском и славянском изобразительном искусстве // Советское славяноведение. 1996. № 1.

  1.29 Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зари у индоарийцев и славян. // Советское славяноведение. 1995. № 6.

1.30 Мячин.А.Н. «Мир Русской Истории», М., Вече, 1998

1.31 Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М. Наука, 1990

1.32 Рыбаков Б.А.  «Язычество древних славян», М. Наука, 1994

1.33 Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982

1.34 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. Эллис Лак. 1995

1.35 Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 1996

1.36 Телегин С.М. Мифология восточных славян. М. 1994

1.37 Топоров В.Н. Предыстория литературы славян: Опыт реконструкции. М. 1998

1.38 Топоров В.Н. О структуре некоторых архаичных текстов, соотнесенных с концепцией «мирового древа»//Труды по знаковым системам. Тарту. 1971. Т.5

1.39 Топоров В.Н. К реконструкции «загадочного» прототекста//Исследования в области балто-славянской культуры. Загадка как текст.2. М. 1999

1.40 Третьяков П.Н. Восточно-славянские племена. М. 1953

1.41 Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л. 1982,-

1.42 Федорова М.Р. Язычество славянского народа.М, 2003

 

II Источники

2.1 «Велесова книга» // Хрестоматия по истории России М.1998

2.2 « Великая хрогника» о Польше , Руси и их соседях XI-XIII в.// Хрестоматия по истории России IX-XVI вв. М. 2001г

2.3 Гуситская летопись, статья « о идолах русских»// Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. М. 1984г

2.4 Начальная летопись о договорах 907, 945, 971 годов//Хрестоматия по истории России. Т. 1. с древнейших времен до XVII века

2.5. «Слово об идолах»// Хрестоматия по истории государства и права России СПб 1993г.

 

 

48

 



[1] Бердяев Н. Вера, обычаи, обряды и праздники восточных славян//исторический архив.

 

[2] Абрашкин А.А. Древние росы. Мифологические параллели и пути миграций. Н.Новгород. Издательство ННГУ. 1997,- 245с.

 

[3] Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. М. 2000, 346с.

 

[4] «Велесова книга» // Хрестоматия по истории России М.1998,- с 11

 

[5] http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html

[6] Рыбаков Б.А.  «Язычество древних славян», М. Наука, 1994. с.12

 

[7] Рыбаков Б.А.  «Язычество древних славян», М. Наука, 1994. с.10

[8] Волошина Т. А.  Астапова С.Т. « Языческая мифология славян» Ростов-на-Дону,  1996 с 18

[9]  Семёнова М. « Мы славяне» СПб, 1997. с.14

[10] Вернадский К.А. «Русская История», М. Аграф, 1997, - 56с

 

[11] Абрашкин А.А. Древние росы. Мифологические параллели и пути миграций. Н.Новгород. Издательство ННГУ. 1997,- 245с.

 

[12] Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982, - 238с.

 

[13] Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. Т. 1. Сочинения исторические. М. 1861, -300с.

 

[14] «Слово об идолах». // Хрестоматия по истории государства и права России СПб 1993г. СПб 1993г,- с 154

 

[15] Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л. 1982,- 305с.

 

[16] Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982, ,-387с.

 

[17] Рыбаков Б.А.  «Язычество древних славян», М. Наука, 1994,-25с

 

[18] Глинка Г.А. Древняя религия славян // Мифы древних славян. Саратов. 1993,- 305с.

 

[19] Топоров В.Н. Предыстория литературы славян: Опыт реконструкции. М. 1998,-479с.

 

[20] Федорова М.Р. Язычество славянского народа.М, 2003,-190с.

 

[21] Алексеев С.В. Славянская Европа V-V1 веков. М. Вече. 2005,- 345с.

 

[22] Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. В 2-х тт. М.1876-1879,-387с.

 

[23] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. Эллис Лак. 1995,- 400с.

 

[24] Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М.1880,- 300с.

 

[25] Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 1996,- 123с

 

[26] Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982,- 289с

 

[27] Мячин.А.Н. «Мир Русской Истории», М., Вече, 1998,- 403с

 

[28] Андреев. Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Лениздат. 1990,-563с.

 

[29] Бикерман Э. Хронология древнего мира. М. Наука. 1975,-245с.

 

[30] Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982,- 182с

 

[31] Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М. 1978, -148с.

 

[32] Федорова М.Р. Язычество славянского народа.М, 2003, 190с.

 

[33] Бердяев Н. Вера, обычаи, обряды и праздники восточных славян

 

[34] Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону. Феникс. 1996-489с.

 

[35] «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях Х1-Х111 веков// Хрестоматия по истории России IX-XVI вв. М. 1987, 408с.

 

[36] Бычков А.А. Московия. Легенды и мифы. М. Олимп. АСТ, Астрель. 2005,- 305с.

 

[37] Третьяков П.Н. Восточно-славянские племена. М. 1953,189с.

 

[38] Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зари у индоарийцев и славян. // Советское славяноведение. 1995. № 6.

 

[39] «Велесова книга» // Хрестоматия по истории России М.1998,- 13с

 

[40] Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. М. Республика. 1994,-387с.

 

[41] Абрашкин А.А. Древние росы. Мифологические параллели и пути миграций. Н.Новгород. Издательство ННГУ. 1997,- 245с.

 

[42] «Велесова книга» // Хрестоматия по истории России М.1998, -14с

 

[43] Абрашкин А.А. Древние росы. Мифологические параллели и пути миграций. Н.Новгород. Издательство ННГУ. 1997,- 245с.

 

[44] Топоров В.Н. Предыстория литературы славян: Опыт реконструкции. М. 1998,-479с.

 

[45] Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л. 1982,- 305с.

 

[46] Рыбаков Б.А.  «Язычество древних славян», М. Наука, 1994,- 61с.

 

[47] Виноградова Л.Н. Народная демонология и  мифоритуальная традиция славян. М. 2000г- 305с.

 

[48] «Велесова книга» // Хрестоматия по истории России М.1998  41с.

[49] Алексеев С.В. Славянская Европа V-V1 веков. М. Вече. 2005 345с.

 

[50] Амельченко В.М. Клады и сокровища народа-воина Руси докиевской. Ростов-на-Дону. Новая книга. 2004 189с.

 

[51] Третьяков П.Н. Восточно-славянские племена. М. 1953 189с.

 

[52] Густинская летопись, статья ”о идолах русских”//Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. М.1984 81с

 

[53] Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов: Мифы древних славян. М. 2001 387с.

 

[54] Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. М. 2000 346с.

 

[55] Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982 387с.

 

[56] Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982 309с.

 

[57] Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М. 1999, 304с.

 

[58] Начальная летопись в договорах 907, 945, 971 годов. //Хрестоматия по истории России. Т. 1. с древнейших времен до XVII века М. 1996 с 67

 

[59] Топоров В.Н. К реконструкции «загадочного» прототекста//Исследования в области балто-славянской культуры. Загадка как текст.2. М. 1999 387с.

 

[60] «Велесова книга»// Хрестоматия по истории России М.1998 83с

 

[61] Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону. Феникс. 1996 489с.

 

[62] Абрашкин А.А. Древние росы. Мифологические параллели и пути миграций. Н.Новгород. Издательство ННГУ. 1997 245с.

 

[63] 

[64] Синопсис, статья -“о идолех Владимировых” //Хрестоматия по истории России IX-XVI вв. СПб 1988г 94с.

[65] Бердяев Н. Вера, обычаи, обряды и праздники восточных славян М.1995г 341с

 

[66] Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М. 1978 148с.

 

[67] Бикерман Э. Хронология древнего мира. М. Наука. 1975 245с

[68] Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. Т. 1. Сочинения исторические. М. 1861 300с.

 

[69] Виноградова Л.Н. Народная демонология и  мифоритуальная традиция славян. М. 2000г 305с.

 

[70] Грушко Е.А., Медведев Д.М. Энциклопедия славянской мифологии. М. 1996 380с.

 

[71] Гобарев В.М. Предыстория Руси. В двух частях. М. 1994 387с.

 

[72] Мячин.А.Н. «Мир Русской Истории», М., Вече, 1998 154с

 

[73] Вернадский К.А. «Русская История», М. Аграф, 1997 165с

 

[74] Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. М. 2000 346с.

 

[75] Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. Т. 1. Сочинения исторические. М. 1861 300с.

 


Информация о работе Иерархия славянских Богов