Иерархия славянских Богов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере в народном представлени, превратилось в симбиоз Византийского христианства и славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество. Например, день святых Бориса и Глеба (2 мая) совпадал с языческим праздником первых ростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………………………..…….3

ГЛАВА 1.Общая характеристика верований и обрядов восточных славян………………………………………………………………………….…10
1.1.Обшие сведения о язычестве восточных славян…………………………10
1.2.Мифы древних славян……………………………………………………….11
1.3. Мир в представлениях древних славян……………………………………13
1.4.Обряды, традиции, культы, связанные с определенным Богом………….16

ГЛАВА 2.Иерархия славянских Богов…………………………………………20
2.1. Низшие Божества……………………………………………………………20
2.2.Высшие Боги…………………………………………………………………26
2.3.Влияние язычества на культуру и быт восточных славян……………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Копия курсовая.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………………………..…….3

 

ГЛАВА 1.Общая характеристика верований и обрядов восточных славян………………………………………………………………………….…10

1.1.Обшие сведения о язычестве восточных славян…………………………10

1.2.Мифы древних славян……………………………………………………….11

1.3. Мир в представлениях древних славян……………………………………13

1.4.Обряды, традиции, культы, связанные с определенным Богом………….16

 

ГЛАВА 2.Иерархия славянских Богов…………………………………………20

2.1. Низшие Божества……………………………………………………………20

2.2.Высшие Боги…………………………………………………………………26

2.3.Влияние язычества на культуру и быт восточных славян……………….38

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к IX веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян. Язычество притягивает к себе любого любознательного человека не только таинственными, порой непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.[1]

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере в народном представлени, превратилось в симбиоз Византийского христианства и славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество. Например, день святых Бориса и Глеба (2 мая) совпадал с языческим праздником первых ростков.[2]

Язычество восточных славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства.

В настоящее время изучение далекого прошлого своега народа является респространенной темой для изучения. Изучение основ возникновения верований свидетельствует о принадлежности русских к исконно древней цивилизации, истоки возрождения которой прослеживаются с глубокой древности. В давние времена восточные славяне верили  не в единого Бога, как сейчас, а «всем тем, кто олицетворял добро или же, наоборот зло, обладая «большой силой»».[3] Язычество восточных славян поддается объяснению с точки зрения исторических фактов, так как  проживали они во времена разгрома войнами, стихийных бедствий т природных аномалий(грозы, ливни). Все это способствовало появлению в религиозном духе славян веры в предмет,  явление природы, путем олицетворения в них «живого духа», поятому выбранная нами тема курсовой является весьма актуальной в настоящее время.

Объект исследования – процесс поклонений и верований как всеобъемлющий процесс развития народов  Древней Руси.

Предмет исследования- язычество восточных славян.

Историографический анализ источников:

Следует заметить, что источников, касающихся данной темы сравнительно мало, и , причем в некоторых  источниках лишь всколзь и поверхностно упоминается о язычестве восточных славян как  исторического процесса становления Руси.Приведем характеристику основных источников, использованных в данной работе.

1. В "Слове об идолах" - произведении неизвестного христианского автора, текст которого основан на известном сочинении Григория Богослова, система материала дана на очень широком сопоставительном фоне всех известных тогдашней литературе религий Египта, Месопотамии, Греции и Малой Азии с добавлением мусульманства. Свои хронологические вехи автор "Слова" расставил в соответствии с тем культом, который он считал самым основным, - культом Рода, составлявшим, по его мнению, главное содержание современных ему языческих жертвоприношений на Руси. В произведении совершенно четко определены хронологические вехи русского язычества:

1. Культ упырей и берегинь.

2. Культ Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия. Автору представляется, что культ близок к культу Озириса (Древний Египет) и был распространен на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, откуда он дошел и до славянского мира, заслонив собою старую демонологию. Хронологически культ Рода и Рожаниц должен был охватывать всю эпоху земледельческого (неполивного) хозяйства.

3. Культ Перуна. Бог грозы, грома и молнии. Также очень древний культ (соотносят с древнеиндийским Парджаньей-Индрой).

2.

В Начальной летописи имена богов читаем в трёх договорах русских с греками. По договору 907 г. русские клялись “оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом”. Клятву Перуном дважды встречаем в договоре 945 г. В договоре 971г опять русские клянутся Перуном и Волосом, скотьим богом. В 980 г. князь Владимир поставил в Киеве на холме кумира Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла, и Мокошь.

3. В Густинской летописи, в статье”о идолах русских” перечислены следующие русские божества: Перун, Волос, Позвизд, или Похвист, Ладо, Купало, Коляда, Хорса, Даждьбог, Стрибог, Симарьгл, Мокошь.

4.В Синопсисе и статье-“о идолех Владимировых” упоминаются те же божества, и, кроме того, Лель и Полель-дети Лады. Но сборник Пискарёва и Густинская летопись относятся к концу 17века, а потому не могут быть выразителями верований древней Руси.

5.Главным и  основным источником является древнерусский текст «Велесовой книги», печатное издание которого выпущено в издательстве О.Творогова в «Вестнике русского западно-европейского патриаршего экзархата». В повествований часто употребляюя и встречаются названия высших богов и низших божеств, в частности Сварог - единый небесный бог, дед  богов,  он  же  -  Триглав,Троица, Вселенная.Белояр, Ладо, Купала, Синич, Житнич, Венич,  Зернич,  Овсенич,Просич, Сгудич, Ледич, Лютич - названия месяцев  и  имена  богов,приходящих в эти месяцы и покровительствующих явлениям природы. Встречается в тексте повествования также Матерь Сва - на санскрите "Сама Матерь" - Великая Матерь.По мнению автора у восточных славян существовала так же Сурица  -  священный  напиток,  от  индоевропейского  "сурья"- солнце.на протяжении всего повествования мы встречаемся с именами известных богов восточных славян:

 

«…И Громовержцу - богу Перуну,

Богу битв и борьбы

говорили:

"Ты, оживляющий явленное,

не прекращай колеса вращать!

Ты, кто вел нас стезею правой

к битве и тризне великой!"

О те, что пали в бою,

те, которые шли, вечно живите вы

в войске Перуновом!

И Свентовиту мы славу рекли,

он ведь восстал богом Прави и Яви!

Песни поем мы Ему,

ведь Свентовит - это Свет.

Видели мы через Него Белый Свет.

Вы посмотрите - Явь существует!

Нас Он от Нави уберегает -

Мы восхваляем Его!

Пляшущего мы воспевали,

к нашему Богу взывали мы,

ибо тот Бог - Землю нашу носил,

звезды держал,

Свет укреплял.

Славу творите во всем Свентовиту:

"Славу Богу нашему!"

Скорбите же сердцем нашим -

этим вы смели отречься

от злого деяния нашего,

и так притекли к добру.

Пусть обнимаются дети!

И говорите:

"Все сотворенное

не может войти в расторгнутый ум!"

Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,

ибо тайна та велика есть:

как Сварог и Перун -

есть в то же время и Свентовит.

Эти двое охватывают небо,

сражаются тут Чернобог с Бедобогом

и Сваргу поддерживают,

чтоб не был повержен тот бог Свентовит.

За теми двумя - Велес, Хорс и Стрибог.

Затем - Вышень, Леля, Летеница.

Затем Радогощ, Крышень и Коляда,

за ними - Удрзец, Сивый Яр и Дажьбог.

          А вот Белояр, Ладо, также Купала,

и Синич, и Житнич, и Венич,

и Зернич, Овсенич, и Просич,

и Студич, и Ледич, и Лютич.

За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич,

и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,

и Пчелич, Ирестич, и Кленич,

Озернич, и Ветрич" Соломич,

и Грибич, и Лович, Беседич,

и Снежич, и Странич, и Свендич"

и Радич, Свиетич, Корович,

и Красич, и Травич, и Стеблич.

За ними суть -

Родич, Масленич, и Живич,

и Ведич, и Листвич, и Цветич,

И Водич, и Звездич, и Громич,

и Семич, и Липич, и Рыбич,

Березич, Зеленич, и Горич,

и Страдич, и Спасич, Листвеврич,

и Мыслич, и Гостич, и Ратич,

и Стриничь, и Чурич - Родич,

и тут Семаргл-Огнебог -

он чистый и яростный, быстро рожденный.

То суть - Триглавы всеобщие…».[4]

Исследования религии древних славян появляются в работах историков с конца восемнадцатого века. Девятнадцатый век был веком расцвета русской культуры и исторической науки. В работах Ключевского и Платонова упоминается религия древних славян, однако, в их произведениях прослеживается скудность источников[5].

Дело в том, что не были исследованы многие летописи и документы на

древнеславянском языке, которые находились в монастырях. Постепенное

нахождение и перевод таких источников обогащало информацию о религии наших предков. Но произошла революция. Уничтожались храмы, гибли священнослужители, опустошались монастыри. В погоне за церковным золотом были разграблены монастырские книгохранилища. Много документов на древнеславянском языке было утрачено навсегда. Возможно, мы так никогда и не узнаем того, что знали средневековые летописцы. Позднее советская историческая наука не считала религию важным фактором, влияющим на историю народа, и о ней писали мало. Марксисты писали о язычестве лишь как о древней, примитивной религии, не отвечавшей новым феодальным отношениям в обществе, и потому замещённой христианством. Но и в то время появлялись труды, посвящённые этой теме, например “Язычество древних славян” Рыбакова Б.А., изданная в Москве в 1994 году, где автор рассказывает о язычестве на территории России, Украины и Белоруссии и его происхождении[6]. Книга pаскpывает истоки наpодного миpовозpения pyсских, yкpаинцев и белоpyссов, пpослеживает пеpиодизацию язычества: дyалистический анемизм (кyльт вампиpов и беpегинь), кyльт божеств плодоpодия (Рода и pожаниц), дpyжинный кyльт Пеpyна, сменяемый хpистианством. Анализиpyются пpоисхождение языческих богов, пpедставления о миpе и yпpавляющих им силах, восходящие к охотничьемy обществy палеолита и мезолита. Подpобно изyчены миpовозpение дpевних земледельцев IV--III тысячелетий до н. э. на теppитоpии Укpаины и его отголоски в миpовозpении славян. Рассмотpены этногенез славян, святилища и погpебальные обpяды пpаславян[7].

Лишь в последнее время из-за деидеологизации истории появляются книги, в

которых авторы серьёзно исследуют религию древних славян. Таковой является, например, книга “Языческая мифология славян” Волошиной Т.А. и Астапова С.Н., изданная в Ростове-на-Дону в 1996 году, в которой рассказывается о сохранившейся части мифологии славян[8]. Книга Марии Семеновой “Мы- славяне!”,изданная в Санкт-Петербурге в 1997 году, она  содержащая данные о религиозных представлениях, культуре и быте наших предков[9].

Цель исследовательской работы заключается в сборе достоверного материала по изучению язычества восточных славян с привлечением древних источников.

В связи с выдвинутой целью исследования нами выявлены следующие задачи:

- охарактеризовать язычество как один из важнейших звеньев в религии;

- выявить  факты, свидетельствующие о том, что восточные славяне по духу веры были язычниками;

- дать полную характеристику Низшим Божествам и Высшим Богам восточных славян;

- опимсать праздники и обычаи, связанные с языческими верованиями у восточных славян;

Информация о работе Иерархия славянских Богов