Екатерина II и общественное мнение (1762-1796 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:20, диссертация

Описание

Эпоха Екатерины Великой является переломной в истории России. Это своего рода переходный период от России дворцовых переворотов, когда положение монархов в государстве было неустойчивым и зависело от поддержки дворянской элиты и гвардии, к России с упорядоченной государственной властью, бурным промышленным взлетом и развитым общественным мнением. Получение вольности дворянством позволило больше мыслить, писать, думать, появились первые русские просветители, зарождалась интеллигенция. Другая сторона екатерининского правления -пик развития крепостного права, что также обуславливало российскую действительность. Острые социальные противоречия эпохи вылились в Крестьянскую войну 1773-1775 гг.

Содержание

Введение.
Источники.
Историография.
Глава I. Основные направления деятельности императрицы по укреплению репутации власти, формы и эффективность их реализации.
1.1. Представления Екатерины II об идеальном образе монарха.

1.2. Манифесты и узаконения как средства формирования общественного мнения.
1.3. Организация общественных мероприятий и их роль в укреплении авторитета царствующей персоны.

1.4. Система образования в формировании «верноподданнических чувств».

1.5. Периодическая печать и литература. Цензурные меры.
1.6. Поездки и путешествия Екатерины II и их роль в формировании образа власти.
1.7. Переписка Екатерины II как форма «политической рекламы».
1.8. Степень эффективности власти в формировании образа монарха среди подданных.

Глава II. «Пропагандистская политика» Екатерины II на примере русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791).
2.1. Меры по укреплению авторитета армии и военной службы в обществе.
2.2. Идеологическое обоснование русско-турецких войн и их освещение в печати.
2.3. Торжества по случаю побед и заключения мира с Оттоманской Портой.
2.4. Деятельность церкви в армии и среди народа
во время восточных конфликтов.
2.5. Организация общественного мнения в Европе в связи с русскотурецкими войнами.

Работа состоит из  1 файл

Екатерина II и общественное мнение.docx

— 64.39 Кб (Скачать документ)

Екатерина II и общественное мнение (1762-1796 гг.)

Автореферат

Диссертация

Артикул: 395481

Год: 

2010

Автор: 

Баклашов, Александр  Иванович

Ученая cтепень: 

кандидат исторических наук

Место защиты диссертации: 

Москва 

Код cпециальности ВАК: 

07.00.02

Специальность: 

Отечественная история 

Количество cтраниц: 

278

Оглавление: 

Введение.

Источники.

Историография.

Глава I. Основные направления деятельности императрицы  по укреплению репутации власти, формы  и эффективность их реализации.

1.1. Представления  Екатерины II об идеальном образе  монарха. 

1.2. Манифесты  и узаконения как средства  формирования общественного мнения.

1.3. Организация  общественных мероприятий и их  роль в укреплении авторитета  царствующей персоны. 

1.4. Система образования  в формировании «верноподданнических  чувств». 

1.5. Периодическая  печать и литература. Цензурные  меры.

1.6. Поездки и  путешествия Екатерины II и их  роль в формировании образа  власти.

1.7. Переписка  Екатерины II как форма «политической  рекламы».

1.8. Степень эффективности  власти в формировании образа  монарха среди подданных. 

Глава II. «Пропагандистская  политика» Екатерины II на примере  русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791).

2.1. Меры по  укреплению авторитета армии  и военной службы в обществе.

2.2. Идеологическое  обоснование русско-турецких войн  и их освещение в печати.

2.3. Торжества  по случаю побед и заключения  мира с Оттоманской Портой.

2.4. Деятельность  церкви в армии и среди народа  во время восточных конфликтов.

2.5. Организация  общественного мнения в Европе  в связи с русскотурецкими  войнами. 

Введение: 

Эпоха Екатерины  Великой является переломной в истории  России. Это своего рода переходный период от России дворцовых переворотов, когда положение монархов в государстве  было неустойчивым и зависело от поддержки  дворянской элиты и гвардии, к  России с упорядоченной государственной  властью, бурным промышленным взлетом  и развитым общественным мнением. Получение  вольности дворянством позволило  больше мыслить, писать, думать, появились  первые русские просветители, зарождалась  интеллигенция. Другая сторона екатерининского  правления -пик развития крепостного  права, что также обуславливало  российскую действительность. Острые социальные противоречия эпохи вылились в Крестьянскую войну 1773-1775 гг.

Различные стороны  правления Екатерины Великой  не раз становились предметом  углубленного исследования. Ее притягательная и во многом противоречивая фигура всегда вызывала повышенный интерес  историков. В наши дни стремление проанализировать разные аспекты царствования императрицы не ослабевает. Об этом свидетельствуют многочисленные международные  конференции в Москве, Санкт-Петербурге, Казани1, издание целого ряда монографий отечественных и зарубежных авторов.

Власть в разные эпохи внушала подданным, что  все осуществляемые меры совершаются  для их блага. Это было характерно для просвещенного монарха XVIII века, для большевиков, пришедших к  власти в 1917г., это столь же характерно для настоящего времени. Таким образом, тема нашего

1 20 марта 2009 года  в Москве, в Центральном Доме  ученых Российской Академии наук  состоялись «XV Международные Дашковские  чтения»; 25-26 сентября 2009 года в Казани  прошли «Вторые Кремлевские чтения»:  «Екатерина II и имперское многообразие  России: опыт политического и  культурного взаимодействия». исследования  актуальна и сейчас, так как  приемы и способы воздействия  универсальны во все времена. 

Современники  и потомки именовали Екатерину II Великой потому, что ее деятельность способствовала усилению, величию России. Именно в утверждении величия  страны императрица видела главную  задачу царствования. Могущество империи  выражалось не только в успехах русского оружия, но и в создании материальной базы, обеспечивавшей эти победы и  иные достижения, прежде всего, многочисленные реформы, укрепившие государство.

Екатерина И, как  мудрая правительница, понимала, что  успехи внутренних преобразований и  внешнеполитические победы зависят  от одобрения и широкой поддержки  подданными верховной власти. Это  обусловило формирование общественного  мнения, как важного стимула в  эффективном решении государственных  задач; являлось главным направлением деятельности государственной власти. До Екатерины Великой лишь Петр I придавал этому значение: в указах, уставах, посредством литературы разъяснял  позицию правительства, воспитывал верноподданнические чувства.

Научная новизна  исследования заключается в том, что политика Екатерины Великой  рассматривается через призму укрепления престижа монарха. Методы и способы  организации общественного мнения в правление императрицы разбираются  в их совокупности, что дает основание  поставить вопрос об эффективности  предпринимаемых пропагандистских мер. Впервые выявленные пути и средства формирования общественного мнения рассматриваются применительно  к русско-турецким войнам (1768-1774, 1787-1791 гг.).

Прежде чем  определить круг исследуемых задач, необходимо обратиться к понятию  «общественное мнение». Конечно, мы понимаем условность его применения для России второй половины XVIII века. Однако попытаемся выяснить, что же оно представляло в то время, и  кто являлся его носителем. В.Я. Гросул отмечает: «Общественное мнение — это, прежде всего, мнение общества, зарождение которого мы. связываем  с эпохой Петра I, с его преобразованиями. Именно с тех пор мы можем говорить о светском обществе как особом организме, особой прослойке между властью  и народом»1. П.Н. Милюков общественное мнение понимал более широко, видел  его и до эпохи Петра I. Но время  Екатерины II в процессе его становления  было более значимым .

В науке общественное мнение рассматривается по трем параметрам: мнение общества, мнение народа и мнение населения в целом.

Под общественным мнением в России екатерининского  периода мы понимаем отношение разных слоев населения к тем мероприятиям, которые предпринимались на государственном  уровне. В реалиях того времени - это, прежде всего, окружение императрицы, элита дворянства, дворянское сословие в целом, средние слои и даже крепостное крестьянство3. Отметим, что общественное мнение предполагает «устойчивые, долговременные взгляды, на те или иные животрепещущие вопросы общественного характера»4.

Другим часто  употребляемым нами термином является «образ верховной власти» - форма  отражения верховной власти в  сознании подданных, понимаемая комплексно: на чувственном уровне (ощущения, восприятия и представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, концепции, теории)5. Образ - это обобщенное представление или оценка, сложившиеся на основании полученной информации6.

В Российской империи  идеология и политика всегда были предельно персонифицированы. Соответственно восприятие подданными государственной  идеологии (а, стало быть, и идеологии  верховной власти)

1 Гросул В.Я.  Русское общество ХУШ-Х1Х веков.  Традиции и новации. М., 2003. С. 72.

2 Милюков П.Н.  Очерки по истории русской  культуры. Т.З. М., 1995. С.282, 337.

3 В Европе  оно зарождалось и росло во  второй половине XVIII века преимущественно  в среднем классе населения  — в мелкопоместном дворянстве, в мире ученых, в среде торговых  людей, даже в корпусе офицеров  и отчасти среди низшего духовенства. 

4 Гросул В.Я.  Русское общество ХУШ-Х1Х веков.  Традиции и новации. М., 2003. С. 72.

5 Образ // Философия.  Энциклопедический словарь. М., 1989. С. 432.

6 Большая энциклопедия  в 62-х тт. М., 2006. Т. 33. С. 228. было в  значительной мере обусловлено  восприятием образа конкретного  носителя верховной власти —  в его идеологической, политической  и эстетической составляющих.

Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура. Речь пойдет, прежде всего, о первом.

В нашей работе под термином «пропаганда» подразумевается  политическая и идеологическая ее составляющая - распространение взглядов, идей царствующей  особы (информации, фактов, аргументов) с целью укрепления репутации  верховной власти, формирования положительного отношения подданных к проводимой политике. В екатерининское время  пропаганда сводилась к систематическим  попыткам убеждения посредством  различных символов: слов, лозунгов, монументов, медалей, музыки и т.д.

При этом отметим, что отличие пропаганды от других форм выражения мнения, заключается, в том, что в ее основе лежит  организованная воля, желание убедить  в чем-то других или активизировать их деятельность1.

Хронологические рамки диссертации определяются периодом правления Екатерины II: временем, когда в области внутренней и  внешней политики не только были закреплены достижения предыдущих эпох, но и достигнуты качественные сдвиги в главных сферах общественной жизни.

Цель диссертации - выявить государственную политику по укреплению престижа верховной власти, пути и методы ее осуществления.

Для ее достижения были поставлены следующие задачи: проанализировать манифесты и узаконения, всенародно провозглашаемые; рассмотреть  общественные мероприятия Екатерины II (торжества по случаю важных государственных  событий, праздники, юбилеи); показать место системы образования в  формировании «верноподданнических чувств»;

1 Байрау Д.  Пропаганда как механизм самомобнлизации  // ВИ. 2008. № 1. С. 91. проанализировать  содержание периодической печати  и литерагуры и определить  степень влияния цензуры; раскрыть  механизмы того, как власть добивалась  поддержки населения на местах, в отдаленных губерниях через  путешествия и поездки императрицы;  рассмотреть обширную эпистолярную  деятельность Екатерины и тем  самым оценить ее личный вклад  в создание образа идеального  монарха внутри страны и в  Европе; на примере русско-турецких  войн изучить государственные  приемы по мобилизации общественного  мнения в России и за рубежом;  выявить степень эффективности  усилий власти в деле организации  общественного мнения.

Методологической  основой диссертации являются принципы диалектики и историзма, научности  и объективности. Они реализуются  в комплексе к изучению исторического  процесса. Также применяются сравнительно - исторический, проблемно-хронологический  и системно-структурный методы, выработанные отечественной и зарубежной историографией. Всесторонний анализ деятельности Екатерины II позволит раскрыть внутренние механизмы  и сущность политики императрицы  по укреплению престижа власти, формы  и способы ее реализации в зависимости  от решаемых государственных задач  в тот или иной период ее царствования.

Структура диссертации  определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений, содержащих наглядные элементы репрезентации  образа императрицы.

Заключение: 

Заключение 

При подведении итогов нашего исследования попытаемся ответить на вопрос: существовала ли государственная  политика по укреплению престижа верховной  власти в годы правления Екатерины II? Если под определением «государственная политика» понимать совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые  разрабатываются и реализуются  органами государственной власти, то, на наш вгляд, ответ будет отрицательным. Но, если государственную политику рассматривать как средство, позволяющее  власти достичь определённых целей  в конкретной области, используя  при этом правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, и мощные ресурсы, имеющиеся в  ее распоряжении, то склоняемся, скорее, к положительному ответу на этот вопрос. В работе мы исходили из второго  определения, и поэтому пришли к  выводу, что совокупность мер, используемых монархиней для повышения авторитета власти, вполне может рассматриваться  как государственная политика. Это  политика включала в себя конкретные мероприятия Екатерины II, укреплявшие  престиж трона. Ее ключевые инициативы, искусно обеспеченные «информационным  прикрытием», были окрашенны в соответствующие  идеологические цвета.

Внутри - и внешнеполитическая обстановка влияла на ход «пропагандистской» политики Екатерины II. В неспокойные  для страны годы войн, социальных взрывов (крестьянская война), любого проявления оппозиционности властям (например, дворянская «фронда», издательская деятельность московских просветителей, объединившиеся вокруг Н.И. Новикова) усиливались, меры по укреплению лояльности монархии. К  ним можно отнести «милостивые  манифесты» и указы о введении цензурного контроля, а также публикацию правительством печатных материалов официального характера (комедии, автором которых была императрица, панегирические речи, литература, направленная против внешних врагов

Информация о работе Екатерина II и общественное мнение (1762-1796 гг.)