Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:07, реферат
Воздействие на общественность и общественное мнение, с целью управления общественными отношениями, является на сегодняшний день основной задачей многих предприятий, управленческих сфер, политиков и дипломатов. Управление общественными отношениями является искусством, а специалист, владеющий достаточными знаниями для управления общественными отношениями, является незаменимым во многих сферах управления.
Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Общее понятие……………………………………………………………………………………..4
2. Понятие "общественное мнение" в философской мысли…………………….6
3. История…………………………………………………………………………………………………8
4. Функции  общественного мнения………………………………………………………10
5. Формирование общественного  мнения……………………………………………..12 
Заключение…………………………………………………………………………………………….13 
Список использованной литературы……………………………………………………14
Содержание 
стр. 
Введение…………………………………………………………
1. Общее понятие……………………………………………………………
2. Понятие "общественное мнение" в философской мысли…………………….6
3. История……………………………………………………………
4. Функции 
общественного мнения…………………………
5. Формирование общественного 
мнения……………………………………………..12 
Заключение……………………………………………………
Список использованной 
литературы……………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Введение
Теория общественного 
мнения представляет совокупность концепций, 
в которых анализируются 
Воздействие 
на общественность и общественное мнение, 
с целью управления общественными 
отношениями, является на сегодняшний 
день основной задачей многих предприятий, 
управленческих сфер, политиков и 
дипломатов. Управление общественными 
отношениями является искусством, а 
специалист, владеющий достаточными 
знаниями для управления общественными 
отношениями, является незаменимым 
во многих сферах управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
1. Общее понятие
Общественное 
мнение принадлежит к числу явлений, 
которые с большим трудом поддаются 
всестороннему анализу и 
Попробую привести одно из популярных определений:
Общественное 
мнение — форма массового сознания, 
в котором проявляется 
В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.
Общественное 
мнение существовало во все исторические 
эпохи, еще в период Древности, однако, 
сам термин, обозначающий этот уникальный 
феномен общественной жизни Человечества, 
появился в Англии в XII в. По некоторым 
данным, возникновение термина «
Такой уникальный феномен, как "общественное мнение" принадлежит к числу социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен[4].
4
В последние годы, постоянно растущий уровень участия представителей мировой общественности в политической сфере очевиден[3]. Во многом именно этим обстоятельством объясняется также неизменно возрастающее внимание исследователей из различных стран мира к проблемам в контексте их рассмотрения сквозь призму такого феномена как "общественное мнение"[5].
Общественное 
мнение не может существовать вне 
системы экономических, социально-политических, 
идейно-нравственных отношений. Оценочные 
суждения, содержащиеся в этом феномене, 
имеют социальный характер. Еще Г.В. 
Плеханов в «Очерках по истории материализма» 
писал, что «общественное мнение» 
имеет свои корни в социальной 
среде и в конечном счете в 
экономических отношениях; это не 
противоречит тому, что всякое данное 
«общественное мнение» начинает 
стареть, как только начинает стареть 
вызывающий его способ производства»[4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5
2. Понятие "общественное мнение" в философской мысли
Зарождение представлений об общественном мнении относится к эпохе Античности.
В Древней 
Греции софисты, будучи сторонниками демократического 
государства, отводили значительную роль 
в его делах общественному 
мнению. Протагор, подразумевая под 
общественным мнением "мнение большинства", 
отдавал ему на откуп решение 
вопросов о том, что истинно и 
что ложно, что справедливо и 
что несправедливо. В гражданской 
общине он видел меру и источник 
правовых норм. Школа Сократа 
Известная латинская поговорка Vox Pópuli - Vox Déi (лат. "Голос Народа — Голос Бога"), эквивалент русской пословицы: «глас народа — глас божий», по всей видимости, появилась в период, когда существовало могущественное Римское государство. Авторство этого крылатого выражения зачастую неверно приписывается английскому историку XII в. Вильяму Мальмсберийскому. Другое общеизвестное употребление выражения находим в послании известного учёного VIII в. Алкуина к будущему императору Карлу Великому. Письмо датируется 798 г. и содержит следующую цитату по-латыни: "Nec audiendi qui solent dicere, Vox populi, vox Dei, quum tumultuositas vulgi semper insaniae proxima sit". В переводе на русский это звучит следующим образом: "И людям не должно прислушиваться к тем, кто говорит, что глас народа является гласом Божиим, ибо необузданность толпы всегда граничит с безумием"[7].
В свою очередь, Ф. Бэкон обратил внимание на то, что ложные суждения оказывают определенное влияние на общественные умонастроения, чем могут пользоваться власть имущие. Однако распространение предрассудков в общественном мнении он связывал с прирожденным стремлением людей некритически воспринимать общественные идеи, с чувствами и мыслями, искажающими познание[6].
Понятие общественного 
мнения как "всеобщего, субстанциального 
и истинного", которое отражает 
"правильные тенденции                     
действительности" и "связано в нем со своей противоположностью, со
стоящим само 
по себе своеобразным и особенным 
мнением многих" впервые появилось 
в "Философии права" Гегеля: "Формальная 
субъективная свобода, состоящая в 
том, что единичные лица как таковые 
имеют и выражают свое собственное 
мнение, суждение о всеобщих делах 
и подают совет относительно них, 
проявляется в той 
Французские 
энциклопедисты (Вольтер, Ш.-Л. Монтескьё, 
Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др.), подчеркивая 
значимость общественного мнения в 
общественной жизни, заявили, что "мнения 
правят миром"[6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7
3. История
Термин общественное 
мнение вошел в употребление сравнительно 
недавно, всего несколько столетий 
назад, однако, сам феномен наблюдался 
практически во все исторические 
эпохи. Об этом могут свидетельствовать 
исследования механизмов формирования 
общественного мнения у примитивных 
народов, которое провела известный 
антрополог Маргарет Мид. Она отметила 
эффективность общественного мнения в 
регуляции жизни племён: "Общественное 
мнение эффективно, если кто-нибудь выступает 
как нарушитель заповедей, или в случае 
конфликта, или если необходимо принять 
решение относительно будущих действий"[6]. 
В одном 
из письменных источников, относящихся 
к эпохе Древнего Египта, «Разговор 
со своей душой, человека, уставшего 
жить» упоминаются события, очевидно 
глубоко потрясшие общественное 
мнение: 
С кем сегодня я поговорю?
Всех обуяла жадность…
Благородству нет более места
Народ смеется над преступлениями
Честных людей не осталось
 Земля 
попала во власть злодеев 
Пророки древнего 
Израиля иногда оправдывали действия 
властей в глазах народа, а иногда 
призывали к сопротивлению 
 В демократиях 
древней Греции мнение граждан 
имело решающее значение во 
всех областях общественной 
 
 
 
 
 
                              
 8 
В Средние 
века в Европе взгляды того или 
иного человека зависели от того слоя, 
к которому он принадлежал. Однако феномен 
общественного мнения существовал 
в среде религиозных и 
Эпоха возрождения
Общественное 
мнение в его современном значении 
впервые появляется в конце XIX века 
в работе французского социолога 
Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». 
Общественность рассматривается как совокупность 
людей, потребляющих одну и ту же информацию 
и вырабатывающих во многом совпадающие 
мнения и оценки, то есть общественное 
мнение — мнение общности, группы людей, 
основанное на принятии либо отрицании 
одинаково поданой и эмоционально окрашенной 
информации[6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9
4. 
Функции общественного 
мнения 
Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы[2].