Биография Гиппократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:13, реферат

Описание

Гиппокра́т (греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос — между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса) — знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».
Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников — Платона и Аристотеля. Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины — как науки, так и специальности.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Работа состоит из  1 файл

дороботанная версия гипократ.docx

— 231.51 Кб (Скачать документ)

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что  заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную  науку, отделив её от религии, за что  и вошёл в историю как «отец  медицины». В произведениях Корпуса  присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» — описаний течения  заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание  является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере  в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических  данных, учении о жизненных соках.

В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы — косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Темпераменты

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, — крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).

  • Преобладание желчи (греч. χολή, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
  • Преобладание слизи (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
  • Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

В произведениях  Гиппократа имеются описания свойств  сангвиников, холериков, флегматиков  и очень беглое — меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям.

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что  он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» .

Стадийность течения заболеваний

Заслугой Гиппократа также является определение стадийности  в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся  явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни — дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Обследование  больных

 

«Скамья Гиппократа»

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных — аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Вклад в хирургию

Гиппократ также  известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются  способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием[1].

Кроме этого  Гиппократ описал правила положения  хирурга и его рук во время  операции, размещения инструментов, освещение  при операции.

Диетология

Гиппократ изложил  принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях.

Медицинская этика и деонтология

См. также: Деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком  моральном облике и этике поведения  врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный  и опрятный вид, постоянное совершенствование  в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие  больного, умение хранить врачебную  тайну. 
 
 
 

Клятва  Гиппократа

Основная  статья: Клятва Гиппократа

 

Византийская рукопись клятвы Гиппократа в форме креста. XII век.

«Клятва» (др.-греч. Ὅρκος, лат. Jusjurandum) является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:

1. Обязательства  перед учителями, коллегами и  учениками

Считать научившего меня этому  искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости  помогать ему в  нуждах, потомство  его принимать  как братьев и, по их желанию, учить  их этому искусству, безвозмездно и без  договора; наставления, устные уроки и  всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя  и ученикам, связанным  обязательством и  принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.

2. Принцип непричинения вреда

Я направлю режим больных  им на пользу, сообразно  моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости.

3. Отрицание эвтаназии и абортов

Я не дам никому просимого  смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно  как и ни одной  женщине не вручу  абортивного пессария.

4. Отказ от  интимных связей с больными

В какой бы дом я  не вошёл я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел...

5. Сохранение  врачебной тайны

Что бы при лечении, а  также и вне  лечения я ни увидел или ни услышал  о жизни людей  такого, чего не следует  болтать, о том  я умолчу, считая всё это постыдным  для разглашения.

Оплата  врачебного труда

Вопрос об оплате врачебного труда в современном  обществе является довольно актуальным.

При этом имеются  две кардинально противоположные  точки зрения об отношении самого Гиппократа к данному вопросу. С  одной стороны, многие уверены, что  согласно клятве Гиппократа врач обязан предоставлять помощь бесплатно. Оппоненты, ссылаясь на того же Гиппократа, приводят легенду о лечении некоего Анахерсита, согласно которой Гиппократ, оказав больному первую помощь, поинтересовался у родственников, способны ли те заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался» .

Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно её можно воспринимать лишь как легенду.

В произведениях  Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:

Всё, что ищется для  мудрости, всё это  есть и в медицине, а именно презрение  к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде...

Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении —  ведь и это имеет отношение  ко всему нашему делу, — то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий  момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как  мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности  при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а  скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности.

А иногда лечил бы и  даром, считая благодарную  память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно её доставить, ибо где любовь к людям, там и любовь к своему искусств.

Согласно вышеприведённым  цитатам, предложение «а иногда лечил  бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» лучше всего  отражает отношение Гиппократа к  вопросу об оплате врачебного труда.

Внешний и внутренний облик  врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения, а излишне суровый теряет необходимое доверие. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета.

Крылатые  выражения

Многие из выражений  Гиппократа стали крылатыми. Несмотря на то, что изначально они и написаны на древнегреческом, часто цитируются на латыни — широко использовавшемся в медицине языке.

  • Врач лечит, природа исцеляет (лат. Medicus curat, natura sanat) — переведённый на латынь один из афоризмов Гиппократа. Означает, что несмотря на то, что врач назначает лечение, исцеляет всегда природа, которая поддерживает жизненные силы больного.
  • Жизнь коротка, искусство [долго]вечно (лат. Ars longa, vita brevis) — выражение представляет сформулированное Сенекой на латыни первое предложение «Афоризмов» Гиппократа. Изначально Гиппократ подчёркивал, что не хватит и всей жизни для того, чтобы постичь великую науку медицины.
  • Медицина — благороднейшая из всех наук (лат. Omnium artium medicina nobilissima est).
  • Не навреди (лат. Noli nocere) — главная заповедь врача, сформулированная Гиппократом.
  • «Огнём и мечом» — перефразированный афоризм «Чего не излечивают лекарства, излечивает железо; чего не излечивает железо, излечивает огонь» (лат. Quae medicamenta non sanant, ferrum sanat; quae ferrum non sanat, ignis sanat).
  • «Противоположное излечивается противоположным» (лат. Contraria contrariis curantur) — один из афоризмов Гиппократа. На данном принципе основана современная медицина. Основоположник гомеопатии Самюэль Ганеман предложил лечить «подобное — подобным», противопоставив гомеопатию той медицине, которая лечит «противоположное противоположным», назвав её аллопатией.

Информация о работе Биография Гиппократа