Александр Невский: князь, отец, сын

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:55, научная работа

Описание

Цель работы – показать образ святого благоверного князя Александра как образец истинного сына и отца, сумевшего в самое сложное время сочетать в себе христианскую любовь к ближнему и твердость в решении государственных задач
Для реализации поставленной цели была сделана попытка решить следующие задачи:
- раскрыть суть политики князя Александра Ярославовича, цель которой сбережение Православия как источника нравственной и политической силы русского народа;
- показать на примере жизни Александра Невского традиции воспитания в княжеской семьи, построенные на почитании заветов отцов и дедов;
- показать суть христианского подвига князя Александра – отца, выбравшего интересы государства выше интересов личных.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Александр Невский – князь, отец, сын:
Александр Невский– сын………………..……………………….5
Александр Невский – князь……………………………………..11
Александр Невский – отец………………………………………20
Заключение………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………..24
Приложение……………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

     Александр Невский воспитывал детей в соответствии с традициями, заведенными его прапрадедом Владимиром Мономахом и прописанными в его "Поучении", воспитывал так, как воспитывали его.

Сыновья выросли настоящими князьями-воинами: много ходили в походы на литовцев, старались проводить политику своего отца ( Василий в 1253 и 1256 году, Дмитрий в 1262 и 1268 году, Андрей в 1301 году). Дмитрий и Андрей, помятуя о том, чему учил отец – угроза с Запада страшна особо, вписали свои имена в летопись побед русского оружия. Князя Дмитрия Александровича историки называют «лучшим из русских военачальников того времени»24. Знаменитая Ракоборская битва 1269 года, когда русские потеряли много воинов, но еще больше убитых и раненых было у немцев остановила на три десятилетия набеги на Западе. Были дети Александра великими князьями во Владимире, княжили  в Новгороде, Переяславле-Залесском.

Вместе  с тем  трудные времена наложили отпечаток на взаимоотношения между  братьями и на отношения отца с детьми.

     Александр Ярославович, как истинный  правитель, ответственный за жизни  многих тысяч русских людей,  за судьбу страны, иногда пренебрегал  интересами своих детей и наказывал  их, когда они не исполняли  своего долга перед русским  народом. 

     События 1257 года, когда Александр Невский был вынужден выбирать между отцовским долгом и долгом перед Новгородом, предпочел последнее, за что его часто критикуют историки.

    В 1257 г., с целью точнее определить доходы, какие можно получать с  Руси, татары прислали своих чиновников исчислить всех русских людей. Великий князь хорошо понимал, что как бы ни была тяжела эта мера, необходимо подчиниться, чтобы не вызвать сопротивлением еще худшего со стороны татар. Но не все так думали.  
Как только в Новгороде услышали о готовящейся переписи, в народе началось брожение, начали устраивать вечевые собрания и постановили скорее умереть, чем подчиниться ханскому требованию. Александр Ярославич, чтобы предотвратить от Новгорода страшную татарскую месть, поспешил сюда. «Никто так не дорожил интересами славного города, никто не чувствовал так глубоко всей горечи того, что приходилось ему испытывать, как доблестный князь, который вырос среди новгородцев и не раз мужественно вместе с ними боролся против врагов. Но никто в то же время не видел так ясно необходимости покориться воле завоевателей.»25 Кроме того, бедствие, вызванное отказом подчиниться ханскому приказу, могло бы отразиться на всей земле Русской.

    Он  надеялся, что новгородцы послушают  его благоразумного совета и примут условия хана.

      Но еще до приезда князя  в городе начались несогласия: в то время, как чернь хотела бороться против татар, богатые люди предпочитали уплатить требуемую дань, чтобы не раздражать и татар, и великого князя. Александр Ярославич воспользовался этим и своею твердостью успел склонить новгородцев на перепись.  
Однако появление татарских чиновников и злоупотребления, которые происходили во время переписи не только от татар, но и от зажиточных новгородцев, снова возбудили движение в Новгороде. Сторону волновавшихся принял на этот раз и новгородский князь Василий Александрович, но, боясь отца, он убежал в Псков. Благоверный князь Александр приказал схватить непокорного сына и, лишив его новгородского княжения, отправил в Суздальскую Русь. Глава мятежников и злые советники. сбившие с пути его неопытного сына, были наказаны.

    В некоторых источниках упоминается  об особой жестокой расправе над зачинщиками: «носы урезал и очи вынул тем, кто подбивал Василия на зле. ..»26 Безусловно, Александр, как истинный христианин  не мог наказать по – язычески бунтовщиков и скорее всего, это авторское преувеличение. Но суровых наказаний город, в котором буйства продолжались несколько дней и были убиты многие «лучшие люди», которые поддерживали Александра в его непротивлении татарам. И народ, осознав свою неправду, покорился  князю, избрал по указанию Александра нового посадника и тысяцкого 
Есть и другой случай не столь известный, в нем особенно сильно видно, что интересы государства и русского народа, для него важнее всего, даже его семьи.  
     "В 1261 году Бог обрадовал его рождением четвертого сына - Даниила, будущего князя московского и родоначальника князей - собирателей Русской земли. Радостное событие, без сомнения, было светло отпраздновано в присутствии собравшихся во Владимире князей - ближайших родственников".  
      Но, в это время хан Берке требует набора русских рекрутов в свою армию. И князь, несмотря на рождение сына, отправляется к хану, отмаливать русский народ от беды. Как нам известно, там он заболел и по возвращении домой в Городце , приняв иночество в Федоровском монастыре, умирает.

    Его дочь Евдокия уже замужем за Константином, сыном смоленского князя Ростислава. Дмитрий княжил в Новгороде, вместо своего брата Василия, и в Переяславле, уже позже князь во Владимире. Андрею, Александр Невский оставлял Городец с Нижним Новгородом. После смерти князя Александра Андрей начал борьбу за власть против Дмитрия, она шла с переменным успехом. Братья то постоянно обращались за помощью к ордынским ханам, что заканчивалось разорением русской земли, то мирились. Все-таки время наложило отпечаток на деятельность сыновей Александра.

     Наверное из всех сыновей, на него больше всего был похож Даниил, который впоследствии стал основателем династии московских князей.  
      Князь Александр Ярославович был отцом, стремившимся привить своим детям любовь к Родине, своим примером показать образец служения Руси. Но он был отцом не только своим детям, он был отцом всего русского народа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
 

     Несмотря  на то, что имя Александра Невского стало именем России, споры о нем, о значении его дел не утихают до сих пор. Но все признают, что среди русских святых князей - воителей, готовых отдать душу свою "за други своя", первенство бесспорно принадлежит Александру Невскому. Да и имя само означает "защитник людей". Множество переписок и переделок его жития указывают на особую почитаемость святого.

      И сегодня говоря о тех или иных деяниях Александра Невского, необходимо учитывать множество различных факторов. Это и историческая эпоха, в которую жил св. Александр – тогда многие поступки, сегодня кажущиеся нам странными, были совершенно обычным делом. Это и политическая обстановка в государстве – вспомним, что в то время страна испытывала серьезную угрозу со стороны татаро-монголов, и св. Александр делал все возможное для того, чтобы свести эту угрозу к минимуму.

      Таков был Александр Невский – князь  – правитель, с которого можно  брать пример современным политикам, поскольку главное качество, которое  должно быть присуще власти в любые времена - это безграничная любовь к Отечеству и своему народу. Вся политическая деятельность Александра Невского определялась именно этим сильным и возвышенным чувством.

      Велик и пример князя Александра – сына и отца. Верность традициям с одной  стороны и понимание особой роли правителя, с другой стороны, сделали  Александра Ярославовича бескомпромиссным отцом, у которого чувства отеческие не смогли затмить интересов государства. И это один из величайших подвигов князя, совершенный во имя нашей страны в тяжелые времена завоеваний Запада и Востока в XIII веке.

      .  
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

Великий князь  Александр Невский. Русь, Орда и Запад  в эпоху Александра Невского.Земное и небесное в посмертной биографии Александра Невского. Два подвига Александра Невского /автор-составитель Карпов А.Ю., М., Русский мир, 2002

Владимир Мономах  «Поучение детям», М., Просвещение, 1982 г

Житие святого благоверного князя Александра Невского, часть 1, М., 2007

Макарихин В., Витязь северной Руси, М., Профиздат, 1993

Повести о житии  и о храбрости благовернаго и  великаго князя Алексан- дра // Памятники  литературы древней Руси: Х111 век, М., 1981

Соколов А. Святой витязь земли Русской. святость жизни  благоверного великого князя Александра Ярославича Невского, Н.Новгород, 2008

Соловьев С.М. История России с древнейших времен// Соловьев С.М. Сочинения. М., 1993. Т. 3.

Татищев В.Н., История Российская// в кн. :Соколов А, Святой витязь земли Русской. святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского, Н.Новгород, 2008

Хитров М. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Л., 1992.  

Интернет-ресурсы:

www.foma.ru. Александр Невский.

www.naimofrussia.ru. Биография Александра Невского

www.pravmir.ru/ Житие святого благоверного князя Александра Невского

www.naimofrussia.ru. Постижение России или открытый урок гражданственности. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 2008 г

 
 
 
 
 
 
 

                                                  Приложение

                                                                                                                    

                                                                                                                                      «1249/50 года 

    Благородному  мужу Александру герцогу  Суздальскому, Иннокентий епископ, раб рабов  Божиих.

    Отец  грядущего века, князь мира, сеятель благочестивых помыслов, искупитель наш Господь Иисус Христос окропил росою своего благословения дух родителя твоего, светлой памяти Ярослава, и, с дивной щедростью явив ему милость познать Себя, уготовил ему дорогу в пустыне, которая привела его  к яслям Господним, подобно овце, долго блуждавшей в пустыне, ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из Ордена миноритов, пронотария нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев, обратился в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, с ведома одного военного советчика, и вскоре бы о том поведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и злосчастно не вырвала его из жизни.

    Поелику он столь блаженно завершил свой жизненный, то надобно благочестиво и твердо уверовать  в то, что, причисленный к сонму праведников, он покоится в вечном блаженстве (там), где  сияет немеркнущий  свет, недосягаемый взорам с земли, где разливается от дуновения (ветра), и (где) он постоянно пребывает в объятиях любви, в которых несть пресыщения.

    И так, желая, чтобы  ты, будучи законным наследником отца своего, обрел блаженство, как и он,(мы) наподобие  той женщины из Евангелия, которая зажгла светильник, дабы разыскать утерянную драхму, разведываем путь, прилагая усердие и тщание, чтобы мудро привести тебя к тому же, чтобы (ты) смог последовать спасительной стезей, по стопам своего отца, достойного подражания (во) все времена, и с такой же чистотою в сердце и правдивостью в уме предаться исполнению заветов и поручений Римской церкви, (чтобы) ты, оставив бездорожье, обрекающее на вечную смерть, смиренно возъединился с тою церковью, которая тех, кто её чтит, безсомненно, ведет к спасению прямой стезей своих наставлений.

    Да  не будет тобою  разом отвергнута просьба наша (с  которой обращаемся к тебе), исполняя наш долг, (и) которая  служит твоей же пользе; ибо весь спрос  с тебя – чтобы  убоялся ты Бога и  всем сердцем своим  Его полюбил, блюдя Его заветы; но, конечно, не останется сокрытым, что ты смысла здравого лишен, коль скоро откажешь в своем повиновении к нам, мало того – Богу, чье место мы, недостойные, занимаем на земле. При повиновении этом никто, каким бы могущественным он не был, не поступится своей честью, напротив, всяческая мощь и независимость со временем умножается, ибо во главе государств стоят те достойные, кто не только других превосходить желает, но и величию Божию служить стремиться.

    Вот о чем светлость  твою просим, напоминанием и (в чем) ревностно увещеваем, дабы (ты) матерь Римскую церковь признал и ее папе повиновался, а также со рвением поощрял твоих подданных к повиновению апостольскому престолу, чтобы вкусить тебе от неувядаемых плодов вечного блаженства. Да будет тебе ведомо, что коль скоро пристанешь ты к людям, угодным нам, более того – Богу, тебя среди других католиков первым почитать, а о возвеличении славы твоей неусыпно радеть будем.

    Ведомо, опасности легче  бежать, прикрывшись  щитом мудрости, и  мы просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтобы (ты) не преминул немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих, дабы, как только это (известие) через братьев оных дойдет до нашего сведения, мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом, с помощью Божией, сим татарам мужественное сопротивление оказать.

Информация о работе Александр Невский: князь, отец, сын