Александр Невский: князь, отец, сын

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:55, научная работа

Описание

Цель работы – показать образ святого благоверного князя Александра как образец истинного сына и отца, сумевшего в самое сложное время сочетать в себе христианскую любовь к ближнему и твердость в решении государственных задач
Для реализации поставленной цели была сделана попытка решить следующие задачи:
- раскрыть суть политики князя Александра Ярославовича, цель которой сбережение Православия как источника нравственной и политической силы русского народа;
- показать на примере жизни Александра Невского традиции воспитания в княжеской семьи, построенные на почитании заветов отцов и дедов;
- показать суть христианского подвига князя Александра – отца, выбравшего интересы государства выше интересов личных.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Александр Невский – князь, отец, сын:
Александр Невский– сын………………..……………………….5
Александр Невский – князь……………………………………..11
Александр Невский – отец………………………………………20
Заключение………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………..24
Приложение……………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

    «И  бысть сеча зла, и трусь от копий  ломления, и звукъ от сечения мечнаго, яко же и езеру померзъшю двигнутися, и не бъ видъти леду, покры бо ся кровию». «И возвратися князь Александръ с победою славною, и бяше множество полоненых в полку его. и ведяхут босы подле коний, иже именують себе божий ритори»13

    Целым рядом побед в 1245 году Александр  отразил набеги Литвы, возглавляемой князем Миндовгом. По сказанию летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».

    Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили новгородцам часть Латгалии.

О деятельности князя – воина Александра Ярославовича на Западе много спорят. Так,  Н.Данилевский сомневается не только в масштабе событий на Чудском озере, но и необходимости упорного сопротивления крестоносцам. Главную причину  борьбы с нашествием тевтонцев автор видит «только» в желании сохранить  православие на Руси, а не политические интересы. В этом он солидарен с русским историком С.Соловьевым:

           «Зная..., с каким намерением приходили  шведы, мы поймем то религиозное значение, которое имела Невская победа для Новгорода и остальной Руси; это значение ясно видно в особенном сказании о подвигах Александра: здесь шведы не иначе называются как римлянами - прямое указание на религиозное различие, во имя которого предпринята была война»14

      Но и этого «только» достаточно, ибо,  потеряв православие, Русь  потеряла бы свою сущность.

    Сам Данилевский понимает эту роль князя  Александра:

         « В условиях страшных испытаний,  обрушившихся на православные  земли в первой половине XIII в., Александр - едва ли не единственный из светских правителей - не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере, не отступился от своего Бога. Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств древнерусские летописцы. Защита идеалов православия искупила (но не оправдала, как это делают многие современные историки) его политические прегрешения.»15

    Несмотря  на поражения рыцарей, римские папы продолжали терпеливо делать новые  попытки насаждения католичества на Руси. Они оказывали давление на князей и снова стали предлагать русским князьям – Ярославу II и Александру Невскому – вступить с ними в переговоры о слиянии церквей под эгидой папы. Полагают, «что папа Иннокентий IV отправил 7 посланий владимирским князьям, адресатом которых был князь Иоанн Всеволодович Стародубский. Несколько ранее они предложили такое и Галицкому князю Даниилу Мстиславичу I.»16

    Вскоре  после возвращения из Орды в Новгород князь Александр получил послание от римского папы Иннокентия IV, датированное 1248 годом. Наслышанный об Александре от Плано Карпини и, несомненно, знавший о победах русского князя над шведами и тевтонцами, папа хотел бы видеть его среди своих союзников по антиордынской коалиции. Послание это удивляет тем, сколько много уважения и даже некоего почитания выказано папой римским в адрес Александра (см. Приложение № 1)

    Есть  мнение, что папское послание было доставлено Александру в 1251 году. Ответ Александра, датированный этим же годом, четко показал, что Александр уже сделал свой выбор – выбор духовный и жизненный на перспективу. «Александр отдавал себе отчет в том, что Запад едва ли сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной  для страны.»17

    Но  еще больше споров вызывает деятельность Александра на Востоке, его взаимоотношения с Ордой, установившей господство на Руси.

     В 1243 хан Батый, правитель западной части монгольской державы — Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра — Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно скончался (по общепринятой версии, он был отравлен). Тогда в Коракорум были вызваны его сыновья — Александр и Андрей. Пока Ярославичи добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума ханша Огуль-Гамиш принимала братьев. Сколь унизительным и опасным  было пребывание в Орде, хорошо представляет Александр Соколов: «Сколько горьких унижений пришлось пережить Александру Ярославичу и его брату Андрею…, сколько пришлось вытерпеть презрительного обращения не только от окружения хана, но и от простых татар. Унижения были бы нестерпимыми, если  бы Александр не помнил о Том, Кто претерпел бесконечно большие унижения и позор для спасения людей. Унижение становилось подвигом… И в этом унижении себя, склонении перед силой жизни – Божией волей – был больший подвиг, чем славная смерть. Отныне на Александра ложится печать мученичества. И именно это мученичество, страдание за Русскую землю, почувствовал  и оценил народ, сквозь весь ропот и возмущение, которыми был богат путь Александра после его подчинения злой татарской воле.»18 

     Ханша решила назначить великим князем Андрея, Александр же получал в управление опустошенную южную Русь и Киев. Возможно, татары, отдавая преимущества младшему брату, хотели еще раз испытать Александра, а возможно «они еще опасались отдать наиболее сильное княжество князю с выдающимися военными способностями.»19

     Лишь  в 1249 братья смогли вернуться на родину. Невский в свои новые владения не поехал, вернулся в Новгород, где тяжело заболел. Именно в это время, римский папа Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов. В 1252 в Каракоруме Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менгке). Воспользовавшись этим обстоятельством и решив отстранить от великого княжения Андрея Ярославича, Батый вручил ярлык великого князя Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды Сарай. Но младший брат Александра, Андрей Ярославич, поддержанный братом Ярославом, тверским князем, и Даниилом Романовичем, галицким князем, отказался подчиниться решению Батыя.

Для наказания  непокорных князей, якобы «после жалобы Александра Ярославовича», Батый посылает монгольский отряд под командованием Неврюя (т. н. «Неврюеву рать»), в результате чего Андрей и Ярослав бежали за пределы Северо-Восточной Руси.

      Во  время «неврюевой рати» татары взяли  Переяславль, убили княгиню Ярослава и его детей и многих людей  увели в полон.

      Предвидел ли такой оборот дел князь Александр? Наверное, нет. Случившееся еще  раз показало, что в отношениях с Ордой надо быть сверхосторожным и не давать повода для ее  буйства.

        Попытка объяснить причины   этих событий имеет принципиальное значение.

      Почему  князь Александр пошел «в Орду к хану Сартаку, Батыеву сыну и жаловался на брата своего великого князя Андрея, яко обольстив хана взя великое княжение под ним, яко старейшим и грады отческие ему поймал, и выходи тамги хану платить не сполна»?20 Получается, что Александр предал своих братьев, ведь приход Неврюя был вызван жалобой Александра, в которой многие историки видят жажду увеличения своей власти. Но сообщений о жалобе именно Александра нет ни в одном источнике, кроме «Истории Российской» В.Н.Татищева, отрывок из которой приведен выше.

        Несколько иную трактовку событиям дает Н.М.Карамзин, ссылаясь на сообщение Степенной книги: «Великий князь Александр паки прииде в Орду к новому царю Сартаку. Славный же град Владимир и всю землю Суздальскую поручи брату своему Андрею. Он же аще и преудобен бе благородием и храбростию, но обаче правление державы яко поделие вменяя, и на ловитвы животных упражняяся, и советникам малоумным внимая от них же быть зело многое настроение, и оскудение в людех, и тщета имению.»21 Как свидетельствуют некоторые источники, знал Александр и о том, что Андрей вместе со своим зятем готовят восстание против татар. А это могло привести к новому карательному набегу и новым жертвам.

      Доказательством истины выводов из данных Степенной  книги будет служить и тот факт, что вскоре после «неврюевой рати» князь Александр возвратился во Владимир, и митрополит Кирилл с крестами и всем священным собором торжественно встречал его у стен города. Не встречают так предателей на Руси!

      Владимирский  период жизни явил в Александре новые черты князя – мирного строителя и управителя земли. В Новгороде это было невозможно, ведь там Александр был князь – воин, и все попытки подойти поближе к делам управления, встречали сопротивление новгородцев.

      Говоря  о роли Александра Невского в качестве правителя земли Русской, нужно признать, что ключом к пониманию его деятельности все-таки является его отношение к монголо-татарам. Из всех возможных путей развития, он выбрал верный путь, который в конце-концов привел к освобождению. А ведь был еще и путь  использовать приглашение папы римского и воспользоваться помощью христианского Запада, чтобы попытаться сокрушить татар. Но для этого нужно было принять католичество. Так сделал Даниил Романович, современник Александра Невского, который принял помощь католического мира. Но Запад обманул его, и западные земли сделались добычей чужеземцев: «восточной частью Южной Руси завладели литовцы, западной – поляки, и на долгие годы эта часть наших земель была оторвана от русской семьи, подвергаясь насильственному давлению чуждых стихий и выбиваясь из-под гнета их тяжелыми, долгими и кровавыми усилиями народа»22

      Время показало, кто был прав в то трудное  время и принцип князя Александра, завещанный ему его отцом: «Крепи оборону на Западе, а друзей ищи на Востоке» был оправдан историей.

      В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать  в Орду, чтобы отвести от русских  земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю.

      В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в  третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке.

        В 1261 г. стараниями св. Александра  и митрополита Кирилла была  учреждена в Сарае, столице  Золотой Орды, епархия Русской  Православной Церкви.

      Эта дипломатическая  поездка св. Александра Невского в Сарай была шестой и последней. Новый правитель Беркай собирался в поход и требовал собрать с Руси русских воинов в свое войско. В 1262 году он приказал привести Александру Невскому русскую рать. Александр отказался и поехал в Орду отмаливать русских воинов.Он смог это сделать и в очередной раз упредил карательный поход на русь На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Узнав о кончине заступника за Русь, митрополит Кирилл сказал в Успенском соборе стольного города Владимира: "Зайде солнце земли русской". Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно».

      Таков был жизненный путь политического  деятеля, талантливого военного стратега,  святого благоверного князя Александра Ярославовича, суть которого можно определить так:

      «Два  подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель: сбережение Православия как  источника нравственной и политической силы русского народа».23 
При этом, основой внешней политики Александра был не столько меч, сколько умелая дипломатия,  недаром в дореволюционной России он считался покровителем отечественной дипломатической службы и на 700 лет раньше сформулировал современные принципы международной политики, выраженные в его трех, ставших крылатыми фразах:

      «Не в силе Бог, а в правде!», «Жить, не преступая в чужие части!», «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       3. Александр Невский – отец.

«Он был отцом не только своим детям,

  он был отцом  всего русского  народа» 

     У Александра Ярославовича была традиционная для древнерусских князей семья. В 1239 году он женился на Александре, дочери Брячислава Полоцкого. Известно, что свадьба была в Торопце, в храме святого Георгия (сегодня он восстанавливается). В 1240 году родился первенец – Василий, в 1250 году – Дмитрий, спустя пять лет – Андрей, вскоре дочь Евдокия и незадолго до смерти князя – в 1261 году – Даниил – будущий родоначальник династии московских князей.

Информация о работе Александр Невский: князь, отец, сын