Александр Невский: князь, отец, сын

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:55, научная работа

Описание

Цель работы – показать образ святого благоверного князя Александра как образец истинного сына и отца, сумевшего в самое сложное время сочетать в себе христианскую любовь к ближнему и твердость в решении государственных задач
Для реализации поставленной цели была сделана попытка решить следующие задачи:
- раскрыть суть политики князя Александра Ярославовича, цель которой сбережение Православия как источника нравственной и политической силы русского народа;
- показать на примере жизни Александра Невского традиции воспитания в княжеской семьи, построенные на почитании заветов отцов и дедов;
- показать суть христианского подвига князя Александра – отца, выбравшего интересы государства выше интересов личных.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Александр Невский – князь, отец, сын:
Александр Невский– сын………………..……………………….5
Александр Невский – князь……………………………………..11
Александр Невский – отец………………………………………20
Заключение………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………..24
Приложение……………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)
 

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

Советского  района г. Нижнего Новгорода 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Александр Невский: князь, отец и сын. 
 
 
 

Работу  выполнила

ученица 10 класса «Б»

Гуревич Надежда

Руководитель:  Шалаева О.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     г. Нижний Новгород – 2009 г

                                                   Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Александр Невский – князь, отец, сын:

  1. Александр Невский– сын………………..……………………….5
  2. Александр Невский – князь……………………………………..11
  3. Александр Невский – отец………………………………………20

Заключение………………………………………………………………23

Список  литературы……………………………………………………..24

Приложение……………………………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   

                                                    Введение

      Для русского человека, христианина, понятие  о душе всегда имело особое значение. Чистая душа, незапятнанное имя считалось  высшей добродетелью с давних времен. Но случались в истории времена, когда сохранить чистоту душевную  было особенно трудно, поэтому и приравнивалось это к подвигу, поэтому и отмечалось это святостью.

      Из  истории мы знаем Александра Невского как искусного военачальника, тонкого дипломата и мудрого политика. Кроме того, Александр Невский был правителем с последовательным, как мы сформулировали бы сегодня, геополитическим мышлением, все его усилия, в сущности, были направлены на реализацию евразийского проекта XIII столетия. Его имя связано с поисками той идентичности, которая находится между двумя полюсами – Востоком и Западом.1

      Святой  благоверный князь Александр Невский – имя России - занимает особое место в ряду героев-князей не случайно. Он был одним из тех, кто закладывал национальные основы нашего государства. Был одним из первых. А первым всегда труднее.

      Трудно  было и потому, что приходилось  порой выбирать между выбором решения государственных задач и чувствами сына и отца. Александр Невский был сыном своего времени, времени жестокого, времени, еще не изжившего до конца язычества, времени, когда следовать христианскому образцу истинного правителя, отца, брата и сына было трудно.

      Цель  работы – показать образ святого  благоверного князя Александра как  образец истинного сына и отца, сумевшего в самое сложное время сочетать в себе христианскую любовь к ближнему и твердость в решении  государственных задач

      Для реализации поставленной цели была сделана  попытка решить следующие задачи:

      - раскрыть суть политики князя  Александра Ярославовича, цель которой сбережение Православия как источника нравственной и политической силы русского народа;

      - показать на примере жизни  Александра Невского традиции  воспитания в княжеской семьи,  построенные на почитании заветов  отцов и дедов;

      - показать суть христианского подвига князя Александра – отца, выбравшего интересы государства выше интересов личных.

      Работая над данной темой, пришлось рассмотреть  различные точки зрения на личность князя, оценку его деятельности. Особенно интересными и важными для  написания реферата была работа митрофорного протоиерея Соколова Александра «Святой Витязь земли русской», в которой автор приводит мнения историков на такие проблемные и спорные моменты в жизни Александра как «Неврюева рать» на Русь в 1252 году, жестокое подавление восстания в Новгороде, взаимоотношения с сыновьями и братом Андреем.  Определенный интерес представляют материалы Интернет-сайтов, посвященных Александру Невскому, где представлены мнения не только историков, общественных деятелей, но и мнения рядовых граждан нашей страны, которые приняли активное участие в национальном голосовании в проекте «Имя Россия».

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Александр Невский - сын.

    «Прежде всего,  Бога ради и души своей,

    страх имейте Божий в  сердце своем...»

    (Владимир  Мономах)

         С детских лет и на протяжении всей своей жизни Александр Невский имел перед собой ориентиры высокой нравственности и державности, заповеданные ему славными предками.

   Отец  Александра, великий князь Ярослав  Всеволодович, по отзывам его современников, был кроткий, милостивый, благочестивый, всеми любимый князь. Мать благоверного Александра, благоверная княгиня Феодосия, своим благочестием и подвижничеством еще при жизни своей приобрела от современников имя святой княгини. Под надзором благочестивых, нежно любивших его родителей и проходили детские годы жизни благоверного князя Александра. 2

    По  линии отца род Александра известен такими великими   именами как Владимир Мономах, князь-патриот, – прапрадед Александра, Юрий Долгорукий, основатель Москвы – прадед, Всеволод Большое Гнездо – дед, построивший много церквей и монастырей, дядя – Георгий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода и его отец – Ярослав II.

    Род Александра Невского по материнской  линии не менее славен: дед - Мстислав Удалой; прадед Мстислав Храбрый. Именно поэтому известный историк 19 в. Историк М. Хитров утверждал,  что "в характере и деятельности предков святого Александра по матери мы видим черты блестящей беззаветной храбрости, видим золотые сердца, а в соединении с благоразумием, унаследованным от суздальских предков, в Александре Невском мы видим в одном лице прекрасное гармоничное соединение разнообразных дарований, видим цельный могучий характер, прекрасное создание Божие, дар всеблагого Провидения в одну из труднейших годин нашей истории". 3

    Воспитание  Александра было традиционным для княжеской  семьи. Эти традиции были сформулированы еще в «Поучении детям» великого Владимира Мономаха.

    Среди них важнейшая – любовь к Отечеству, которую дети князей  впитывали  с ранних лет. Именно любовью к своей Родине пронизана вся деятельность князя Александра. Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. По мнению историков, изучающих тот далекий период, Русь заимствовала не столько идеал воспитания Нового Завета, основанный на проповеди любви, кротости, ценности каждого человека, сколько старый идеал Ветхого Завета – во многом суровый. По нему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их - его оскорблению. Именно осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Так было и в семье родителей Александра.

   По  тогдашнему обычаю его рано начали учить. По традиции больше всего заботились тогда о развитии в душе ребенка страха Божия и благочестия, поэтому учили благоверного князя, прежде всего священным книгам — Евангелию, Псалтири, любимой в святой Руси священной книге, в мудрых словах которой наши благочестивые князья искали и находили себе утешение в самые тяжелые минуты своей жизни, когда ни от кого, кроме Господа, нельзя было ожидать ни помощи, ни утешения.

      В русских семьях бережное отношение к природе прививали ребенку с детства. «Земля - кормилица» давала урожай. Не будет его - пропадет род. Нельзя было стоя на земле, даже говорить о ней плохо, ибо «мать земля не простит этого». Любовь к земле-матушке пронес через всю свою жизнь благоверный Александр, в каждой фразе о ней – благоговение.

    Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. В семье Ярослава  детей готовили быть правителями, воинами – защитниками земли Русской, поэтому строго соблюдали традиции и обычаи княжеского воспитания.

    Так одним из важнейших событий в жизни княжеской семьи был постриг сыновей.

    Известно, что в  1225 году князь Ярослав учинил второму сыну «княжеский постриг». (ОЛЬГА ЮРЬЕВНА) С этого момента началось обучение Александра ратному делу под руководством опытного воеводы – кормильца - боярина Федора Даниловича.

    И это еще одна интересная традиция в княжеских семьях того времени. Кормильцы - специально подобранные воеводы, знатные бояре (порой из отдаленных областей государства), которые выполняли роль наставника в делах управления, на него возлагались все обязанности по воспитанию мальчика 
     «Княжеский постриг» заключался в том, что пятилетнего княжича сажали на коня  и  давали ему в руки меч, лук и стрелы. В начале меч был сделан из легкой древесины – липы и длиной до 60 см. Научившись им владеть, княжич брал меч, сделанный из дуба, он был тяжелее предыдущего и длиннее, уже 90 см. Постепенно, приставленный к княжичу воевода обучал его военному делу, развитию силы и ловкости, умению владеть мечом и копьем, ездить на коне, пользоваться луком и стрелами.4

    Ярослав передал своим детям и  представление  о предпочтительности скромного образа жизни, близости к дружине, военной доблести. Он и сам всю жизнь чтил совет Владимира Мономаха, который в своем «Поучении детям» пишет: «На войну выйдя, не ленись, не полагайся на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью... около воинов ложитесь, а вставайте рано»5. Постоянная ратная выучка и боеготовность, подвижный образ жизни диктовались условиями бесконечных княжеских междоусобиц и борьбы с постоянными вторжениями степных кочевников тогда в XII веке, нужны были они и в трагическом тринадцатом столетии.

    Рано  начали подготавливать юных князей к  государственной деятельности. Здесь  для Александра высоким примером и образцом для подражания мог  служить его знаменитый отец, по отзыву современников, положивший душу свою за вверенную ему в управление страну.

    Недолго пришлось благоверному князю Александру жить под родительским кровом, в 1228 году, Ярослав Всеволодович, княживший  в Великом Новгороде, вступил  в конфликт с горожанами и был  вынужден отъехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. Несмотря на свой отъезд, он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух своих малолетних сыновей Федора и Александра. Трудно представить, какие чувства испытывал Ярослав, оставляя в мятежном Новгороде своих детей, младшему из которых было всего восемь! Но, как уже отмечалось выше, так было заведено в семье князя – детей приучать к будущему делу правления страной сызмальства.

    5 июня 1233 года совершенно неожиданно  скончался старший из княжичей Федор и тринадцатилетний князь Александр остался один в чужом для него городе. Но видимо, «в жизни не только народа, но и отдельного человека явно прослеживается промысел Божий, направляющий течение жизни к большему благу. Поэтому в те времена надо было, чтобы во главе русского народа стоял не старший брат Федор, а именно Александр.»6

    Нелегко было его положение. С одной стороны, свободолюбивые новгородцы хотели, чтобы  молодой князь не выходил из-под  их воли, послушно выполняя их желания, считался с вольностями и обычаями. С другой стороны, твердый в своих стремлениях, Ярослав Всеволодович требовал от сына идти тою же дорогою, какой шел он, заботиться о возвышении в Новгороде княжеской власти, не считаясь с вспышками недовольства этим новгородцев. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, его отец говорил ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоей грозою!»

    Не  раз вспоминал в те сложные  годы Александр слова своего дяди – Константина Всеволодовича: «Все мнят, будто князь есть велик в человецех, и так то является несведущему. А яз испытал, что у князя тягчайшая жизнь,  ему не только о себе едином, но обо всех тех, что сами о себе не помышляют, тех поправлять, не дать никого  обидеть и право судить, недужным помогать, войска устраивать.

    И кто в вас более страждет, и  о всех печалует, яко князь, что  не имеет ни день, ни ночь покоя в  душе своей, все боится, как бы все  добре устроить и, став в день судный, даст Богу  ответ за себя и за всех своих подручных.»7

Информация о работе Александр Невский: князь, отец, сын