Защита авторский и смежных прав в уголовно-правовом аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:51, дипломная работа

Описание

Динамическое развитие науки, техники и культуры невозможно без соответствующего законодательного закрепления прав интеллектуальной собственности, таких как право авторства, право на имя, право на воспроизведение результатов творческой деятельности, право на оплату интеллектуального труда и т.д., конечно же, право на их охрану и защиту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1. Гражданско-правовые отношения в сфере авторских и смежных прав………………………………………………………………………….....6-28
1.1. Исторические предпосылки возникновения авторских и смежных прав в России…………………………………………………………………………..6-13
1.2. Понятие и предмет авторских и смежных прав……………………………………………………………..……………..13-15
1.3. Общие положения смежных прав……………………….……………..16-18
1.3.1. Объекты авторского права …………………………..…………..18-23
1.3.2. Имущественные и личные неимущественные права авто-ров….…………………………………………………………………….22-23
1.3.3. Виды объектов авторского права……………..…............................22-24
1.4. Правовые вопросы защиты авторских и смежных прав………………………………………………………………………………24
1.4.1. Гражданско-правовой способ защиты авторских и смежных прав…………………………………………………………………………....24-25
1.4.2. Административно-правовой способ защиты авторских и смежных прав……………………………………………………………………………25-27
1.4.3. Уголовно правовой способ защиты авторских и смежных прав……………………………………………………………………………….27
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика
преступлений, нарушающих авторские и смежные права…………...28-63
2.1. Общественная опасность преступлений в сфере нарушения авторских и смежных прав.………..……………………………………………………....28-30
2.2. Криминологическая характеристика преступления в сфере нарушения авторских и смежных прав…………………………………………………..31-35
2.3. Субъект преступления в авторских и смежных правах………………36-40
2.4. Субъективная сторона защиты авторских и смежных прав………….40-47
2.5. Объект защиты авторских и смежных прав…………………………...47-49
2.6. Объективная сторона преступления, предусмотренная ст. 146 УК.....49-63
Заключение……………………………………………………………...........64-67
Список используемых источников……………………………………….....68-71

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ НАСТОЯЩИЙ2.doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, к концу XIX века в России сформировался институт авторского права, объектами которого явились произведения литературы, науки, искусства, в том числе музыкальные и художественные произведения. Однако стало совершенно очевидно, что частичное усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В этот же момент назрела необходимость принятия нового закона, который соответствовал бы  потребностям и дал бы ответы, на сложившейся в практике, вопросы. И  20 марта 1911 года, по прошествию тринадцати лет, Государственный Совет принял новый закон, который назывался «Положение об авторском праве» и был составлен на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционно для российского авторского права, более низкого уровня охраны авторских прав. В нём говорилось, в частности, что договоры об отчуждении авторского права, относительно будущих произведений автора, сохраняют силу на срок, не выше 5 лет, хотя в договоре устанавливалась бессрочность, а также закон регламентировал положение о переводе на произведение, которые действовали теперь 10 лет со дня издания присоединения, при условии подготовки  автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала.

Таким образом, можно  отметить, что Закон 1911 года явился значительным шагом в развитии авторского права в России. Хотя во многом этот закон требовал доработок и существенных преобразований, например в уравнивании прав авторов российского происхождения, с авторами стран Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений в международно-правовом аспекте.

После победы Октябрьской революции в 1917 году и установления власти Советов, действовавшее в России законодательство было упразднено, включая и «Положение об авторском праве».

  Как ни странно,  но Российское правовое развитие  в области  авторских прав  развивалось, почти с той же  скоростью, что и в ряде Европейских стран. Об этом факте рассказывает историк Пиленко А.А., который исследовал развитие авторских прав в Европе. В частности, он утверждает, что на протяжении XIX-XX веков такие яркие деятели, как И. Кант, Ж. Фихте, М. Ланге, А. Шеффле, утверждали, что нет как таковой защиты авторских прав на книги, а также факультативной защиты для предметов искусства, в частности  картин и статуй. В целом же мыслители были удовлетворены деятельностью правоведов по реализации и закреплению авторских прав в букве закона. На наш взгляд, историк Пиленко А. А в своих размышлениях был прав, так как в принципе предметы искусства на тот момент не имели чётко прописанной нормой закона правовой поддержки, в отличие от сегодняшних дней, где законодатель чётко прописывает правовые нормы, касающиеся непосредственно защиты авторских и смежных прав.

Следующим важным этапом послужило, принятие и вступление в  силу «Основ авторского права» 1925 и 1928 годов, а также принятого в  их развитии Закона РСФСР «Об авторском  праве» от 8 октября 1928 года. Вся прелесть этих нормативно-правовых актов сводилась к тому, что за всеми авторами признавалось исключительное право на созданные произведения, после первого публичного исполнения, по закону 1925 года, имело силу 25 лет, теперь же стало пожизненным правом автора. После смерти автора, предусматривался переход авторских прав к наследникам на период 15 лет.

Использование произведений допускалось не иначе как на основе договоров с авторами, условия  достаточно  детально регулировались законом. Ярким предметом может послужить такой момент, что не считалось  нарушениями авторских прав перевод произведения на другой язык, использования чужого произведения для создания нового и др.

Таким образом, можно  отметить, что Основы авторского права и Закон РСФСР «Об авторском праве» вполне отвечали требованиям тех лет. Но всё же круг предоставляемых прав и гарантий советским гражданам был гораздо меньше, чем права, которые предоставлялись иностранным гражданам стан - участниками Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года9. Однако, несомненно, данный этап развития можно рассматривать как период постепенного восстановления и расширения охраны авторских прав. Одним из важных юридических достоинств, служит ещё и тот момент, что этот закон в своей основе был перенесён в последующее законодательство.

В начале 60-х годов, в  ходе проводившейся в этот период кодификации законодательства, законодателями было принято решение, включить в  законодательство об авторском праве, в качестве самостоятельного раздела, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

В 1973 году, когда Советский  Союз стал участником Всемирной Женевской  конвенции об авторском праве 1952 года, это событие  существенно  повлияло на степень развития авторского права в России. После вступления в Конвенцию в 70-х годах, целый ряд учёных высказывались за необходимость дальнейшего сближения советского авторского права с принципами регулирования авторских отношений в большинстве развитых стран. В связи с этим, предлагали привести авторское законодательство в соответствии с требованиями международных конвенций. В соответствии с этим требованием, был разработан раздел «Авторское право» Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы гражданского законодательства исключили свободное использование произведений в кино, телевидении, а также публичного исполнения опубликованных произведений. Советские  законодатели продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора и  впервые за всю историю ввели понятие  «смежные права», расширили круг охраняемых произведений. Высокая оценка специалистов дала возможность применить это законодательство не только в самой России, но и союзных республиках.

Однако, после распада Советского Союза в декабре 1991 года, закон не смог вступить в силу, так как он должен был легализоваться с 1 января 1992 года. Однако после непродолжительных дискуссий, некоторая часть союзных республик приняли всё же на вооружение новый закон. В самой же Российской Федерации, новый закон вступил в силу лишь 3 августа 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» 10.

Завершающим этапом по развитию в России авторского права, стало создание 3 августа 1993 года проекта закона «Об авторском праве и смежных  правах», который вступил в силу 9 июля 1993 года. После этого перестали действовать в России «Основы гражданского законодательства 1991 года». Таким образом, основные тенденции развития авторских и смежных  прав способствовали развитию и укреплению российской правовой системы в области интеллектуальной собственности в целом.

 

1.2. Понятие  и предмет авторских и смежных  прав

 

При рассмотрении вопроса о понятии авторских  и смежных прав можно отметить, что большое количество учёных сходны во мнениях при даче определения  авторского права. В большинстве  научных публикаций  понятие авторского права звучит следующим образом: авторское право – это система законодательно-нормативных актов, регулирующих создание, использование и защиту произведений науки, литературы и искусства (авторские права), а также исполнений фонограмм и передач организаций вещания (смежные права)11.

 Авторское  право  в объективном смысле – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. Под защитой же авторских прав понимается: «совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав, при их нарушении или оспаривании».

В настоящее  время, авторское право представляет достаточно сложную и целостную систему. Центральное место среди нормативных актов, регулирующих авторское право, занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09. 07. 1993 года (далее - Закон). Им регулируются две большие группы отношений: отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права,  отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания - так называемые «смежные» права.

 Закон об авторских и смежных правах довольно полно раскрывает предмет правового регулирования, условия возникновения авторского права, сферу его действия, переход его к другим лицам. Особый раздел посвящен организационно-правовым вопросам, функциям и обязанностям организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Последняя часть содержит нормы, раскрывающие понятия нарушения авторских и смежных прав, а также способы защиты и обеспечения соответствующих исков.

Конечно, требуется  пояснить само понятие предмета, которое  регулирует авторское право. Этим предметом  является интеллектуальная собственность. Данное понятие достаточно широко, но в то же время довольно неконкретно и размыто, что позволяло возникать спорам об уместности его применения в юриспруденции.

И в Конвенции, и в ГК РФ термин «интеллектуальная  собственность» используется в собирательном  смысле. В настоящее время, под  этим понятием понимается совокупность прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности и на некоторые приравненные к ним объекты.

Таким образом, нормы ГК РФ, относящиеся к интеллектуальной собственности, образуют особую подотрасль гражданского права, которую можно разделить на 4 относительно самостоятельных правовых института.

Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права и смежных прав, на котором можно остановиться более подробно.

 

 

 

Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:

  • стимулирование деятельности по созданию произведений науки, искусства, литературы. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и защиту достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений, получение доходов и т. д.;
  • создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.

Такие несколько  противоречивые функции и задачи авторского права тесно связаны с его принципами, которые пронизывают все содержание системы авторского права, воплощаются в субъективных правах и юридических обязанностях участников авторских правоотношений. К числу основных принципов авторского права можно отнести:

  • принцип свободы творчества, который закреплен непосредственно Статьёй 44 Конституции РФ. Он предполагает творческий поиск в любом направлении, с любой темой, независимо от назначения произведения и, соответственно, запрещает цензуру сочетания личных интересов автора с интересами общества. Он определяет меру монопольного права использования автором своих произведений не в ущерб обществу. Полная монополия сохраняется, конечно, только касаемо не обнародованных произведений. В остальном, признаётся право граждан РФ участвовать в культурной жизни и пользоваться достижениями культуры;
  • положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав. Эти права не могут перейти к другим лицам даже при согласии автора. К этим правам относятся право на имя, авторство, защиту репутации. В то же время имущественные права авторов могут передаваться другим лицам по авторскому договору в силу закона;
  • принцип свободы авторского договора, который исключает появление в авторском договоре откровенно «кабальных» условий для автора, в то же время обеспечивая его определенным набором прав.

 

1.3. Общие  положения смежных прав

 

В отношении  смежных прав отметим, что наибольшая сложность самого института состоит  в том, что его нормы разбросаны по всем разделам Закона и почти  нет норм отсылочных. Из самого названия смежных прав становиться понятно, что данный раздел Закона регулирует, своего рода, производные и связанные с авторскими правами  вопросы, как правило, на основе использования ранее созданных объектов авторских прав.

Федеральный закон об авторском праве и смежных  правах, в настоящее время, устанавливает  четыре категории смежных прав:

  1. права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);
  2. права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);
  3. права организаций эфирного вещания на их передачи;
  4. права организаций кабельного вещания на их передачи. Указанные три категории смежных прав отличаются друг от друга по субъектам, содержанию, исчислению сроков охраны и т.п. В этой связи нельзя говорить о смежном праве как о едином правовом институте. Вот почему Закон правомерно употребляет выражение «смежные права» во множественном числе.

Объектами исполнительских смежных  прав являются исполнения и постановки, т.е. то, что создается исполнителями (толкование терминов «исполнитель»  и «режиссер-постановщик спектакля» дано в ст. 4 Закона). Они также  могут восприниматься слухом, или зрением отдельно, или слухом и зрением одновременно. Исполнительские права возникают, независимо от того, осуществлена ли запись исполнения (постановки).

Смежные права исполнителя  в силу п. 1 ст. 35 Закона, признаются за последним в случаях, если: исполнитель является гражданином Российской Федерации; исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации; исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с положениями п. 2 ст. 35 Закона; исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с положением п. 3 ст. 35 Закона.

Перечисленные выше термины  в правовом смысле имеют важное значение не только для уяснения круга объектов и субъектов смежных прав, но и для их зашиты. Важной особенностью служит и тот момент, что законодатель устанавливает охраняемость объекта смежных прав в зависимости от первоначального обладателя смежных прав, при этом  стоит учесть, что права исполнителя будут охраняться только в том случае если он является гражданином Российской Федерации. Также согласно Статье 4 Закона первоначальным правообладателем исполнительских прав является исполнитель, которым может быть только гражданин РФ, но не юридическое лицо12.

Информация о работе Защита авторский и смежных прав в уголовно-правовом аспекте