Виды наказаний, неприменяемых к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет. Их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:47, контрольная работа

Описание

Система наказаний для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, предусмотрена в ст. 109 УК. В нее включено семь наказаний:
1) общественные работы;
2) штраф;
3) лишение права заниматься определённой деятельностью;
4) исправительные работы;
5) арест;

Работа состоит из  1 файл

Виды наказаний, неприменяемых.doc

— 59.00 Кб (Скачать документ)
  1. Виды наказаний, неприменяемых к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет. Их характеристика

 

 

Система наказаний для  лиц, совершивших преступления в  возрасте до 18 лет, предусмотрена в  ст. 109 УК. В нее включено семь наказаний:

1) общественные работы;

2) штраф;

3) лишение права заниматься  определённой деятельностью; 

4) исправительные работы;

5) арест; 

6) ограничение свободы  – к лицу, достигшему восемнадцатилетнего  возраста ко дню постановления  приговора;

7) лишение свободы.

В силу изложенных в отдельных статьях ограничений к лицам в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет могут быть применены только штраф и лишение свободы. Однако если за совершённое в этот период времени преступление несовершеннолетний привлекается к ответственности по достижении шестнадцати лет, то к нему могут быть применены любые из вышеперечисленных шести наказаний.

Общественные работы состоят в выполнении несовершеннолетним в свободное от основной работы или учёбы время бесплатного труда в пользу общества. Вид общественных работ определяется органами, ведающими их применением, однако закон требует назначать только те виды работ, которые посильны для несовершеннолетнего.

Данное наказание применяется  к несовершеннолетним, достигшим  шестнадцати лет. Не применяется  оно только к беременным женщинам, а также к инвалидам I и II групп.

Общий срок общественных работ установлен от тридцати до ста  восьмидесяти часов, а продолжительность  исполнения данного вида наказания  не может превышать трёх часов  в день и не более трёх дней в неделю.

Штраф назначается лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте, имеющему самостоятельные источники существования: заработок или имущество. Взыскание штрафа за счёт имущества родных или иных лиц не допускается.

Штраф устанавливается в размере до двадцати минимальных заработных плат, а за корыстное преступление не свыше стократного размера минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы определяется на момент постановления приговора, а не на момент совершения преступления. Конкретный размер штрафа определяется судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого преступления и материального положения несовершеннолетнего.

Лишение права заниматься определённой деятельностью назначается лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста ко дню вынесения приговора, на срок от одного года до трех лет. Данное наказание применяется в качестве основного или дополнительного наказания, если преступление несовершеннолетнего было связано с осуществлением им какой-либо деятельности и суд сочтёт невозможным оставить за ним такое право.

Исправительные работы назначаются лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста ко дню вынесения приговора, на срок от двух месяцев до одного года по месту работы с удержанием в доход государства от пяти до пятнадцати процентов заработка осуждённого. Длительность исправительных работ и конкретный размер удержаний определяются судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого преступления и материального положения несовершеннолетнего.

Не могут быть назначены  исправительные работы беременным женщинам, лицам, находящимся в отпуске  по уходу за ребёнком, а также  инвалидам I и II групп.

Арест назначается лицу мужского пола, достигшему ко дню вынесения приговора шестнадцатилетнего возраста, и устанавливается на срок от пятнадцати суток до трёх месяцев.

Лишение свободы является самым строгим наказанием, применяемым к несовершеннолетним. Обладая рядом преимуществ, данный вид наказания имеет весьма существенный недостаток, усиливающийся несовершенством практики его исполнения. Для привития навыков соблюдения правил поведения в обществе осужденный изолируется от этого общества и помещается в среду, правила поведения, в которой весьма далеки от правил человеческого общежития. Психологические особенности несовершеннолетних приводят к тому, что присущие условиям изоляции законы поведения достаточно прочно укореняются в их психике. По возвращении на свободу несовершеннолетний будет вести себя в соответствии с правилами поведения, которые он усвоил в колонии.

Часть первая ст.115 УК исключает  применение лишения свободы к  лицу, впервые совершившему в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности. Это не исключает возможности осуждения к лишению свободы за совершение преступления данной категории, если ранее несовершеннолетний уже совершил какое-либо преступление, и оно не утратило своего правового значения.

Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, срок лишения свободы не может превышать:

1) за менее тяжкое  преступление - трёх лет; 

2) за тяжкое преступление - семи  лет;

3) за oсoбo тяжкoе преступление - десяти  лет. 

Осуждённые к лишению свободы  несовершеннолетние отбывают это наказание  в специально созданных для них воспитательных колониях.

 

2. Функции (задачи) уголовного  права

 

 

 

Социальное назначение уголовного права определяется его  задачами, которые сформулированы непосредственно  в уголовном законе. В статье 2 УК указывается, что задачей настоящего Кодекса является охрана "мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств". Далее в указанной статье говорится о том, что Уголовный кодекс "способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь".

Защищенность (наличие системы защиты) от общественно опасных посягательств – объективное качество любого организованного общества. Функцию охраны общества и установленного в нем правопорядка берет на себя государство, являясь властно-охраняющей инстанцией. Уголовное право является в руках государства правовым средством охраны установленных и сложившихся в обществе отношений путем определения и объявления в уголовно-правовых нормах в качестве преступных деяний, опасных для общества, и всеобщего их запрещения под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит преступление.

Уголовное право, объявляя наиболее опасные  для общества деяния преступными  и запрещая их совершение под угрозой  уголовной ответственности, тем  самым предупреждает совершение преступлений. Многочисленные исследования убедительно подтверждают тот факт, что количество преступлений во много раз возросло бы, если бы была снята угроза уголовной ответственности за совершение соответствующих преступных деяний. Конечно, само по себе уголовное право не может решить задачу борьбы с преступностью, причины которой носят социально-индивидуалистический характер и в конечном счете не устранимы. Причины, порождающие преступность, сохраняются и будут сохраняться в той или иной степени в любом обществе. При сохранении социальных причин преступных проявлений уголовное право может лишь способствовать предупреждению преступности посредством угрозы уголовной ответственности и применения мер ее воздействия в случае совершения преступления.

Задачу предупреждения преступлений уголовное право решает двояко: во-первых, путем общепредупредительного воздействия на граждан фактом объявляемого в уголовном праве запрета на совершение соответствующего преступного деяния под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит такое деяние, и, во-вторых, путем предупреждения новых преступлений со стороны лиц, осуждаемых за совершение преступлений к определенной мере уголовной ответственности. В последнем случае предупреждение осуществляется путем реального применения в отношении виновного мер уголовной ответственности.

Уголовное право объективно способствует решению задачи воспитания граждан сообщества, ориентируя их на правопослушное поведение, укрепляя общественные позиции нравственного осуждения преступного поведения. Эффективность воспитательного резонанса уголовного права определяется адекватностью уголовно-правового запрета социальным ожиданиям и интересам большинства членов общества, справедливостью и неотвратимостью уголовной ответственности за совершение преступления.

Охранительная, предупредительная  и воспитательная задачи реализуются  уголовным правом в единстве посредством установления и регулирования особого рода публичных отношений – охранительных уголовно-правовых отношений. Регулирование соответствующих общественных отношений - неотъемлемое свойство права, в том числе и уголовного, несмотря на его охранительный характер. Поэтому регулирование охранительных отношений – это не задача, а функция (функциональное свойство) уголовного права. Уголовное право посредством введения запрета на совершение опасных для общества деяний под угрозой уголовной ответственности решает следующие задачи: охранительную, предупредительную и воспитательную.

Охрану общественных отношений от преступных посягательств  уголовное право осуществляет путем  регулирования общих охранительных  отношений, которые возникают между  государством и гражданами по поводу соблюдения установленных под угрозой уголовной ответственности запретов, а также конфликтных охранительных отношений между государством и лицом, совершившим деяние, содержащее признаки запрещенного уголовным законом.

Правовой запрет, установленный государством под угрозой уголовной ответственности за совершение преступного деяния, заключает в себе комплекс взаимных прав и обязанностей государства, установившего запрет, и граждан, обязанных воздерживаться от совершения запрещенных уголовным законом деяний. Нормы уголовного права, запрещая совершение преступных деяний, устанавливают для граждан не только обязанность воздерживаться от совершения деяний, нарушающих уголовно-правовые запреты, но и право требовать от государства уголовно-правовой неприкосновенности, если их деятельность не нарушает соответствующего запрета.

Таким образом, содержание общих охранительных уголовно-правовых отношений образует совокупность взаимных прав и обязанностей субъектов: с  одной стороны, граждане обязаны  соблюдать уголовно-правовые запреты и одновременно требовать от государства обеспечения уголовно-правовой неприкосновенности (неприменения наказания и иных мер уголовной ответственности), если их поведение не нарушает данных запретов; с другой стороны, государство вправе требовать от граждан под угрозой уголовной ответственности соблюдения установленных запретов и в то же время обязано обеспечивать уголовно-правовую неприкосновенность граждан, не нарушающих уголовно-правовые запреты. Возникают общие охранительные уголовно-правовые отношения непосредственно из уголовного закона с момента его принятия и вступления в силу. Специфика общих охранительных правоотношений, возникающих на основе действия уголовно-правовых запретов, заключается в том, что организуются они непосредственно государством, являющимся одновременно и субъектом данных правоотношений, и носителем властных полномочий по их утверждению.

Конфликтные уголовно-правовые отношения возникают на основе общих  охранительных уголовно-правовых отношений  с момента совершения лицом деяния, подпадающего под признаки запрещенного уголовным законом. В соответствии с нормами уголовного права государство в лице его правоохранительных органов вправе дать правовую оценку совершенному деянию и при признании его преступлением привлечь виновного к уголовной ответственности. В свою очередь государство обязано осуществить правовую оценку совершенного деяния на предмет признания его преступным в строгом соответствии с уголовным законом и возложить на виновного меру ответственности, предусмотренную санкцией уголовного закона. Лицо, совершившее преступление, обязано претерпеть возлагаемую на него меру уголовной ответственности и в свою очередь вправе требовать от государства соблюдения пределов применения мер ответственности, установленных уголовным законом за совершенное им преступление.

С учетом рассмотренных  задач уголовного права можно  определить его функции.

Функции уголовного права - это направления практической реализации норм уголовного права по обеспечению поставленных перед ним задач, а также по регулированию общественных отношений [4, с.14]. Исходя из специфического назначения уголовного права выделяются следующие его функции:

охранительная,

предупредительная,

воспитательная,

регулятивная

Охранительное функционирование уголовного права осуществляется посредством установления уголовно-правовых запретов и реализации уголовной ответственности за их нарушение. Аналогичным путем осуществляется общепредупредительное функционирование уголовного права. Этому должны способствовать обеспечение информированности граждан о сущности запретов уголовного права и санкциях за их нарушение, а также обеспечение высокого уровня раскрываемости преступлений.

Частнопредупредительное и воспитательное функционирование уголовного права обеспечивается главным образом уголовно-правовым воздействием на лиц, совершивших преступлении и привлеченных к уголовной ответственности, а также созданием комплекса мер адаптационного характера, которые должны положительно воздействовать на лиц, отбывших наказание.

В процессе применения уголовно-правовых норм осуществляется регулятивная функция  уголовного права. Такую функцию  уголовное право выполняет и  посредством охранительного, предупредительного и воспитательного его функционирования, направляя общественные отношения и русло должного и дозволенного.

Информация о работе Виды наказаний, неприменяемых к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет. Их характеристика