Умысел и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 05:40, курсовая работа

Описание

Я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что за неимением других доступных
источников уголовного законодательства дореволюционного периода, при
рассмотрении вопроса «Умысел в Российском законодательстве в дореволюционный
период» я воспользовался трудом великого русского учёного Н.С. Таганцева. На
мой взгляд, профессор уголовного права не мог необъективно отразить реалии
законодательства того времени.
В связи с тем, что наши современники пользовались в своей практической
деятельности при применении норм уголовного права в большинстве своём
Уголовным кодексом 1960 года, при изучении данного вопроса я выделил
особенности определения умысла в данном законе отдельным пунктом.

Содержание

1. Введение...............................3

2. Определение умысла в Российском уголовном законодательстве:
a) Умысел в Российском законодательстве в дореволюционный период...4
b) Уголовное законодательство Советской России.............12
c) Умысел в уголовном праве России по УК РСФСР 1960 г.......17
d) Определение умысла в действующем уголовном законодательстве...22
3. Заключение............................31
4. Список литературы.......................33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая умысел и его виды.doc

— 312.00 Кб (Скачать документ)

как уже наступившие, и, следовательно, представляет их себе как неизбежные.

Лишь в отдельных  случаях совершения преступления с прямым умыслом общественно

опасные последствия  предвидятся не как неизбежные, а  лишь как реально

возможные. Такая  ситуация складывается, если избранный  виновным способ

осуществления преступления объективно способен с примерно равной степенью

вероятности вызвать  разноплановые последствия. Например, сбрасывая жертву из

тамбура движущегося  поезда, виновный понимает, что и  смерть, и любой тяжести

вред здоровью потерпевшего будут в зависимости  от обстоятельств падения

одинаково закономерным результатом этого преступления. В данном случае

желаемое последствие (смерть) является закономерным, но не единственно

возможным результатом  совершённых действий, поэтому оно  предвидится не как

неизбежное, а как  реально возможное последствие  преступления.

Волевой элемент  прямого умысла, характеризующий  направленность воли субъекта,

определяется в  законе как желание наступления  общественно опасных

последствий.

Желание - это воля, мобилизованная на достижение цели, это  стремление к

определённому результату. Оно может иметь различные психологические оттенки.

Желаемыми следует  считать не только те последствия, которые  доставляют

виновному внутреннее удовлетворение, но и те, которые  при внутренне

отрицательном эмоциональном  отношении к ним виновного  представляются ему, тем

не менее, нежными  или неизбежными на пути к удовлетворению потребности,

ставшей побудительной  причиной деяния, его мотивом. Как  признак прямого

умысла желание  заключается в стремлении к определённым последствиям, которые

могут выступать  для виновного в качестве либо конечной цели (убийство из

ревности, мести), либо промежуточного этапа (убийство с  целью облегчить

совершение другого  преступления), либо средства достижения цели (убийство с

целью получения  наследства), либо необходимого сопутствующего элемента

деяния.

Законодательное определение прямого умысла ориентированно на преступления с

материальным составом. Поэтому желание связывается  в нём только с общественно

опасными последствиями, в которых воплощён вред, причиняемый  объекту. Однако

большинство известных  российскому законодательству преступлений имеют

формальный состав, и последствия находятся за его  пределами. В таких составах

предметом желания  являются сами общественно опасные  действия (бездействие).

Так, субъект клеветы, сознавая порочащий другое лицо характер ложных

сведений, желает распространить именно ложные и позорящие  другое лицо

измышления. А субъект  хулиганства, сознавая, что его действия грубо нарушают

общественный порядок  и выражают явное неуважение к  обществу, желает совершить

действия, обладающие именно такими свойствами. Следовательно, при совершении

преступлений с  формальным составом предметом желания  являются действия

(бездействие), которые  по своим объективным свойствам  обладают признаком

общественной опасности  независимо от факта наступления вредных последствий.

Косвенный умысел в соответствии с законом (часть  третья статьи 25 УК) имеет

место, если лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность

своего действия (или бездействия), предвидело возможность наступления

общественно опасных  последствий, и хотя и не желало, но сознательно допускало

их либо относилось к ним безразлично.

Сознание общественно  опасного характера деяния при косвенном  умысле, по

существу, не отличается от соответствующего элемента прямого умысла. Но

характер предвидения  общественно опасных последствий  неодинаков при прямом и

при косвенном  умыслах.

Предвидение неизбежности наступления последствий означает наличие не косвенного,

а прямого умысла. Невозможно говорить о нежелании  причинить вредные

последствия, если человек мобилизует свою волю на совершение действий, которые

заведомо повлекут указанные последствия. Так, в одном  из решений высших

судебных органов  по конкретному уголовному делу указано, что подсудимый

«совершил действия, которые заведомо для него должны были привести к

смертельному исходу», и последствия в виде смерти потерпевших, таким образом,

«явилось для  него не только предвиденным, но и желанным результатом»,

следовательно, деяние «свидетельствует о наличии прямого  умысла на лишение

жизни»[25].

Напротив, косвенному умыслу свойственно предвидение  только возможности

наступления общественно  опасных последствий. При этом субъект  предвидит

возможность наступления таких последствий как реальную, то есть считает их

закономерным результатом  развития причинной связи именно в данном конкретном

случае. Косвенный  умысел, да и вообще умысел, исключается, если субъект не

распространяет  возможность наступления вредных последствий на данный конкретный

случай, то есть сознаёт  закономерность наступления таких  последствий в других

аналогичных случаях. Практика высших судебных органов страны связывает именно с

косвенным умыслом  предвидение лишь возможности наступления  общественно опасных

последствий[26]. Итак, интеллектуальный

элемент косвенного умысла характеризуется сознанием  общественной опасности

совершаемого деяния и предвидением реальной возможности наступления общественно

опасных последствий.

Волевой элемент  косвенного умысла  характеризуется  в законе как отсутствие

желания, но сознательное допущение общественно опасных  последствий либо

безразличное к  ним отношение (часть третья статьи 25 УК). Сравнивая косвенный

умысел с прямым, следует иметь в виду, что при  косвенном умысле общественно

опасное последствие - это побочный продукт преступных действий виновного,

направленных к  достижению иной цели, находящейся  за рамками данного состава

преступления. Виновный не стремится причинить общественно опасные

последствия. Однако подчёркнутое законодателем отсутствие желания причинить

вредные последствия  нельзя понимать как их нежелание, стремление избежать их

наступления (активное нежелание). Было бы неверным утверждать, что лицо,

действующее с  косвенным умыслом, относится к  общественно опасным последствиям

отрицательно, стремится  к их наступлению. На самом деле сознательное

допущение означает, что виновный вызывает своими действиями определённую цепь

событий и сознательно, то есть осмысленно, намеренно, допускает развитие

причинно-следственной цепи, приводящее к наступлению общественно  опасных

последствий. В  отличие от нежелания - активного  волевого процесса, связанного

с отрицательным  отношением к общественно опасным последствиям, сознательное

допущение есть активное переживание, связанное с положительным  волевым

отношением к  последствиям. Содержание воли, проявляемое  в сознательном

допущении, довольно близко по своей психологической  сущности к желанию.

Именно положительное, одобрительное отношение к последствиям сближает

сознательное допущение  с желанием, делает их разновидностями  волевого

содержания одной  и той же формы вины.

Волевое содержание косвенного умысла может проявиться и в безразличном

отношении к наступлению общественно опасных последствий. Оно, по существу,

мало, чем отличается от сознательного допущения и  означает отсутствие

активных эмоциональных  переживаний в связи с общественно  опасными

последствиями, реальная возможность наступления которых отражается

опережающим сознанием  виновного. В этом случае субъект  причиняет вред

общественным отношениям, что называется, «не задумываясь» о последствиях

совершаемого деяния, хотя возможность их причинения представляется ему весьма

реальной.

Косвенный умысел встречается в законодательстве и в реальной жизни

значительно реже, чем прямой. Он невозможен при совершении преступлений с

формальным составом, в преступлениях, состав которых  включает специальную

цель деяния, при  покушении на преступление и приготовлении к преступлению,

при сознании неизбежности наступления общественно опасных  последствий, а

также в действиях  организатора, подстрекателя и пособника.

И прямой и косвенный  умыслы являются разновидностями одной  и той же формы

вины, поэтому между  ними много общего. Интеллектуальный элемент обоих видов

умысла характеризуется  сознанием общественной опасности  совершаемого деяния и

предвидением его  общественно опасных последствий. Общим для волевого элемента

прямого и косвенного умысла является положительное, одобрительное отношение к

наступлению предвидимых  общественно опасных последствий. Тем не менее, речь

идёт о различных  видах умысла, каждый из которых  имеет свои особенности.

Различие между  прямым и косвенным умыслом по содержанию интеллектуального

элемента состоит в неодинаковом характере предвидения последствий. Если

прямой умысел характеризуется предвидением, как  правило, неизбежности, а

иногда реальной возможности наступления общественно  опасных последствий, то

косвенному умыслу присуще предвидение только реальной возможности наступления

таких последствий. Но основное  различие между прямым и косвенным умыслом

заключается в  том, что волевое отношение субъекта к последствиям проявляется

в различных формах. Положительное отношение к ним при прямом умысле

выражается в  желании, а при косвенном умысле - в сознательном допущении либо

в безразличном отношении.

Деление умысла на прямой и косвенный, основанное на различиях  в их

психологическом содержании, помимо чисто теоретического, имеет немалое

практическое значение. Строгое разграничение обоих  видов умысла необходимо

для правильного  применения ряда уголовно-правовых институтов (приготовление,

покушение, соучастие  и др.), для квалификации преступлений, законодательное

Информация о работе Умысел и его виды