Умысел и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 05:40, курсовая работа

Описание

Я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что за неимением других доступных
источников уголовного законодательства дореволюционного периода, при
рассмотрении вопроса «Умысел в Российском законодательстве в дореволюционный
период» я воспользовался трудом великого русского учёного Н.С. Таганцева. На
мой взгляд, профессор уголовного права не мог необъективно отразить реалии
законодательства того времени.
В связи с тем, что наши современники пользовались в своей практической
деятельности при применении норм уголовного права в большинстве своём
Уголовным кодексом 1960 года, при изучении данного вопроса я выделил
особенности определения умысла в данном законе отдельным пунктом.

Содержание

1. Введение...............................3

2. Определение умысла в Российском уголовном законодательстве:
a) Умысел в Российском законодательстве в дореволюционный период...4
b) Уголовное законодательство Советской России.............12
c) Умысел в уголовном праве России по УК РСФСР 1960 г.......17
d) Определение умысла в действующем уголовном законодательстве...22
3. Заключение............................31
4. Список литературы.......................33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая умысел и его виды.doc

— 312.00 Кб (Скачать документ)

нас окружающего, мы называем желаниями.

Весьма часто эти желания благодаря или их содержанию, или условиям

возникновения бесследно  проносятся перед нами, не оставляя никаких,

дальнейших следов в нашей психической жизни; но иногда эти желания, благодаря

настроению лица или совпадению их с его характером, получают, так сказать,

значение волевых  актов, делаясь или отправной  точкой построения разных

планов, или даже стимулом дальнейшей деятельности лица, определяют его

поведение. В последнем  случае возникшие желания получают двоякое значение.

Как возбуждающий момент нашей деятельности, желание, получившее

воленаправляющую  силу, является стимулом, мотивом, а  как полагаемый нашим

сознанием предел, достижением которого должна завершиться  наша деятельность,

оно составляет цель действия. Таким образом, мотив и цель  моменты

психической деятельности, рассматриваемой с двух различных точек зрения:

ощущение голода рождает в нас желание его  удовлетворения; если для его

удовлетворения мы предпринимаем что-либо, то это желание удовлетворения как

отправной пункт деятельности будет мотивом, а как предел, ее заканчивающий,

— целью.

Но эта относительность  мотива и цели не предполагает их безусловной

тождественности, а допускает различие в объеме, в степени специализирования.

Очень нередко  цель представляется специализированным мотивом, особенно когда

двигателями являются побуждения, могущие проявляться в разнообразных

конкретных формах, каковы, например, любовь, ненависть  и т.п.; цель может

представляться  осуществлением нашего желания во всей его полноте или же в

определенной части; она может проявляться в виде конкретного зла для других

или в виде достижения блага для нас: мотив мщения воплощается  в конкретную

форму причинения физического страдания, боли, лишения жизни; мотив улучшения

материального положения воплощается в цели овладения определенными

материальными предметами, ценностями. Далее, как мотив, так  и цель могут быть

простыми, когда, например, удовлетворение желания иметь карманные  часы может

быть исключительно  и мотивом, и целью деятельности, или же сложными. Сложная

цель, кроме того, как предел деятельности, может быть расчленяема во

времени.

Постановкой цели не исчерпывается тот психический  процесс, путем которого

наше желание  может получить удовлетворение; мы предполагаем далее, что лицо

наметит дорогу, выберет путь, которым оно пойдет к поставленной им цели. Этот

выбор пути, эту  наметку дороги мы будем называть созданием намерения, а самый

путь — намерением; поставив целью своей деятельности удовлетворение голода,

человек полагает достигнуть этой цели или покупкой чего-либо съестного, или

испрошением милостыни, или самовольным взятием вещи.

Но так как  задуманное достижение цели намеченным путем должно быть реально

осуществлено, то по необходимости одна только общая  наметка пути.

Установление общего характера деятельности представляются недостаточными:

человек, предполагающий действовать, по необходимости входит в рассмотрение

индивидуальной  обстановки пути, определяет, хотя и в общих чертах, время,

место, средства и  способы действия, определяет, где и что он купит, когда и

у кого учинит кражу  и т.д., составляет план действия.

Таким образом, хотение  как элемент умышленной вины предполагает возбуждение к

деятельности или  мотив, постановку цели, выбор намерения и обрисовку плана.

Все указанные  выше моменты хотения относятся к развитию его содержания; но

хотение может  быть также расчленяемо и со стороны  формы, со стороны

процессов сформирования  хотения и его элементов. Постановка цели, выбор

пути, создание плана  не всегда совершаются мгновенно, они нередко требуют

более или менее  продолжительного обдумывания, выбора, определения,

предполагают психическую  работу, которая часто изменяет энергию преступной

воли, степень ее опасности, а вместе с тем влияет и на наказуемость. Но и

после того, как  эта психическая работа окончена, сформированы отдельные

моменты хотения, для того чтобы замышленное не осталось одним фантастическим

планом, одним из тех мечтаний, которые зарождаются, растут и исчезают

бесследно в душе каждого, чтобы оно действительно  было преддверием

деятельности, ее определением, необходим новый психический акт,

энергетический порыв, в силу которого творческие построения нашего мышления

получают практическое значение; этот порыв мы будем называть актом решимости,

составляющим то соединительное звено между мыслью и делом, после которого

начинается уже  осуществление воли в деятельности, так что умысел является

сознательно-волевой  решимостью на учинение известного деяния и

соответствующего  направления деятельности, обнимая  этим понятием как

содеяние, так и  бездействие

Различение элементов  хотения имеет существенное значение и при установлении

оттенков умышленной вины.

Таганцев остановился  только на тех деяниях, которые или  имеют действительное

теоретическое и  практическое значение, или сохранились в  праве того периода.

Наиболее старым и наиболее важным практически делением умышленной

виновности,  по его мнению, является различие между  умыслом прямым (dolus

directus) и непрямым (dolus indirectus, а позднее eventualis), хотя  самое

понятие об этих типах в истории доктрины существенно изменялось. Так, в

первичном, дофейербаховском периоде под непрямым умыслом  понимали умысел

предполагаемый, свидетельствуемый  обстоятельствами дела, например,

употребленным оружием, силой удара и т.д., благодаря которым можно было

заключить, что  виновный сознавал, что делает, а  потому и умышлял на

сознанное. Таганцев пишет, что это деление вызывало неоднозначную реакцию: с

одной стороны, по поводу вводимой этим путем презумпции виновности, а с

другой — ввиду  отождествления умышленности с сознательностью.

Мало-помалу выросло  новое учение о непрямом эвентуальном умысле, или преступном

безразличии, с  выделением другой группы случаев, относимых к непрямому умыслу,

в смешанную виновность, под именем culpa dolo determinata

[4].

Сознательное направление  нашей деятельности на правоохранительные объекты, по

этой теории, может  быть двоякое:

или посягающий желал  именно этого посягательства, ради него и предпринял

какое-либо действие — умысел прямой;

или же, предвидя, что предпринятое им произведет такое  нарушение, он

безразлично к  этому относился, допускал его наступление — умысел

эвентуальный.

Таганцев считал: «...всякое сознательно предпринимаемое  действие предполагает

наличие цели, к  которой стремится данное лицо, то умысел эвентуальный по

самой природе  своей является дополняющим умысел прямой, причем дополняемое

может быть само по себе преступно или же юридически безразлично, так что

эвентуальный умысел может совпадать или с преступным, или с непреступным

направлением воли», и приводит пример: некто пускает  фейерверк, предвидя,

что ракеты или  даже искры благодаря сильному ветру  могут зажечь близлежащие

чужие, легко воспламеняющиеся материалы, что действительно и случилось;

эвентуальный умысел на истребление чужого имущества  конкурирует в этом

примере с непреступным прямым умыслом, направленным на устройство фейерверка;

кто-либо поджигает  ночью строение, в котором лежит  больной, предвидя при

этом, что больной может сгореть, или насилует заведомо беременную, на

последнем месяце беременности, предвидя, что может произойти выкидыш; в

обоих этих случаях  эвентуальный умысел на убийство или  на выкидыш

конкурирует с прямым преступным умыслом на поджог, на изнасилование.

В дореволюционном  Российском уголовном праве постановления  об умысле непрямом

появились под  несомненным влиянием австрийского уложения, с изданием Уложения

1845 г., но в форме,  весьма неудачной.

Различие умысла прямого и преступного безразличия положено в

основу постановлений  Уголовного уложения. Всякая умышленная вина предполагает

сознание учиненного виновным преступного деяния; но затем  эта вина разделяется

на два вида:

     первый, соответствующий прямому умыслу, когда виновный желал учинения

преступного деяния,

     и второй, соответствующий умыслу эвентуальному, когда виновный допускал

наступление тех последствий, которые обусловливали преступность учиненного им.

По поводу этого  деления объяснительная записка  содержит следующие замечания:

"Указанное различие  видов умысла служит главным  образом для определения объема

деяний, входящих в область умышленной виновности вообще, так как с

практической стороны  оба эти вида вполне объединяются общим для них понятием

умысла, так что, по предположениям комиссии, в тех случаях, где закон говорит о

виновности умышленной, не делая никаких особых оговорок, должны быть

подразумеваемы  как умысел прямой, так и непрямой. Точно так же они стоят, по

общему правилу, наравне и по отношению к уголовной  ответственности, влияя разве

только на меру наказания при выборе ее судом: человек, безразлично

относящийся к тому, что из его действий произойдет чья-нибудь смерть, весьма

нередко может  проявлять такую же нравственную испорченность и такую же

опасность, как и человек, прямо желающий чьей-нибудь смерти"

[5].

По поводу различия в объеме обоих видов умысла объяснительная записка

указывает: "Преступные деяния в том техническом значении, которое придано

этому понятию  первой статьей, могут быть, по их внешней  характеристике,

подразделены на четыре группы:

1) преступные содеяния, т.е. акты деятельности виновного,  воспрещенные сами

по себе, безотносительно  к вызванным ими результатам;

2) содеяния, преступность коих обусловливается наличностью известного,

указанного законом  последствия;

3) преступное бездействие,  или неисполнение чего-либо требуемого законом,

воспрещенное само по себе, безотносительно к вызванным  им результатам;

Информация о работе Умысел и его виды