Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика стадий подготовки террористического акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Террор и терроризм — давняя проблема человеческого общества. Это социально негативное явление во второй половине XX века стало существенным элементом международной напряженности. Резкие «вспле­ски» террористической активности в 1970— 1980-х гг. были характерны как для разви­тых стран Европы (Италия, ФРГ, Франция, Испания, Великобритания), так и для стран Латинской Америки и других регионов

Содержание

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы …………
3
Отзыв руководителя………………………………………………………….
4
Рецензия специалиста………………………………………………………...
5
Введение ……………………………………………………………………...
6
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика террористической
деятельности………………………………………………………...

13
§ 1. Понятие и классификация преступлений террористического
характера…………………………………………………………………

13
§ 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма и террористического акта……………………………………………………………………….

36
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика стадий подготовки
террористического акта…………………………………………….

56
§ 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления………..
56
§ 2. Публичные призывы к осуществлению террористической
деятельности или публичное оправдание терроризма………………...

66
§ 3. Незаконное пересечение Государственной границы Российской
Федерации………………………………………………………………..

72
§ 4. Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или
сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных
устройств, а также их хищение или вымогательство………………….


77
§ 5. Содействие террористической деятельности…………………………..
85
§ 6. Финансирование акта терроризма либо террористической
организации……………………………………………………………...
88
Глава 3. Криминалистическая характеристика стадий подготовки
террористического акта ………………………………………….

101
§ 1. Понятие и значение криминалистической характеристики………….
101
§ 2. Определение стадий преступления при отработке типичных
оперативно-розыскных версий по факту совершения
террористического акта………………………………………………….

105
§ 3. Первоначальные следственные действия по расследованию
преступлений террористического характера…………………………..
121
§ 4. Перспективные направления развития криминалистической
характеристики стадий подготовки террористического акта………..

133
Заключение …………………………………………………………………...
140
Список использованной литературы ……………………………………….
147
Приложение…………………………………………………………………..
151

Работа состоит из  1 файл

Диплом (2).doc

— 860.00 Кб (Скачать документ)

если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, данное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу;

приостановление деятельности политических партий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях".

В отношении приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения в ст. 39 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) [25] установлено следующее:

в случае нарушения политической партией Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона "О политических партиях" и иных федеральных законов федеральный уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления федерального уполномоченного органа (п. 1 ст. 39);

в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона "О политических партиях" и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа (п. 2 ст. 39);

уполномоченные органы вправе внести в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения после вынесения двух письменных предупреждений в соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 38 Федерального закона "О политических партиях", если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или если они не признаны судом не основанными на законе. Заявление федерального уполномоченного органа или его территориального органа в суд о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения не может быть внесено в суд в период рассмотрения им жалоб на указанные предупреждения (п. 3 ст. 39);

в случае если местное или первичное отделение политической партии не является юридическим лицом, установленную Федеральным законом "О политических партиях" ответственность за допущенные указанным местным или первичным отделением нарушения несет соответствующее региональное отделение политической партии (п. 4 ст. 39);

деятельность политической партии, федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ был допущен к распределению депутатских мандатов, не может быть приостановлена по основаниям, предусмотренным подп. "г" и "д" п. 3 ст. 41 Федерального закона "О политических партиях", в течение четырех лет со дня голосования на указанных выборах (п. 5 ст. 39);

не допускается приостановление деятельности политической партии со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выборов Президента до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 4 и 5 ст. 9 Федерального закона "О политических партиях" (п. 6 ст. 39);

не допускается приостановление деятельности регионального отделения политической партии со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 4 и 5 ст. 9 Федерального закона "О политических партиях" (п. 7 ст. 39).

В соответствии с подп. "б" п. 3 ст. 41 Федерального закона "О политических партиях" в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ. Согласно подп. "б" п. 3 ст. 42 Федерального закона "О политических партиях" в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии.

В статье 43 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрена возможность обжалования решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения:

решение суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральным законом (п. 1 ст. 43);

отмена решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных политической партией в связи с незаконным приостановлением ее деятельности, деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии либо незаконной ликвидацией политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения (п. 2 ст. 43).

 

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПОСЯГАЮЩЕЕ НА МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (СТ. 360 УК РФ)

В части 1 ст. 360 УК РФ установлена уголовная ответственность за нападение:

на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой;

на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой.

Основанием для закрепления такой нормы явилась Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая в г. Нью-Йорке 14 декабря 1973 г. резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН [26].

В статье 1 названной Конвенции определено, что лицо, пользующееся международной защитой, есть:

a) глава государства, в т.ч. каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи;

b) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1975 г. N 2727-IX "О ратификации" [27] со следующей оговоркой, сделанной при подписании: "Союз Советских Социалистических Республик не считает себя связанным положениями пункта 1 статьи 13 Конвенции, согласно которой любой спор между двумя или более государствами-участниками, касающийся толкования или применения Конвенции, передается по просьбе одного из них на арбитраж или в Международный Суд, и заявляет, что для передачи такого спора на арбитраж или в Международный Суд необходимо в каждом отдельном случае согласие всех сторон, участвующих в споре" В соответствии с Федеральным законом от 03.03.2007 №28-ФЗ «О снятии оговорок к некоторым международным договорам» снята оговорка к пункту 1 статьи 12 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов и признан не действительным абзац третий Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1975 года № 2727 –IX «О ратификации Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов».[28]

В ч. 2 ст. 360 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления. Квалифицирующим признаком является нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Уголовно-правовая характеристика терроризма и террористического акта

 

В статье 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35 – ФЗ раскрывается понятие "терроризм" как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. По сравнению с ранее действующим Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" это понятие существенно изменилось. Так, в названном Федеральном законе терроризмом признавалось:

- насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

- нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Но, несмотря на то, что терроризмом является уже сама идеология насилия, уголовная ответственность предусмотрена ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации только за совершение определенных действий, т.е. за совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях, т.е. за непосредственное совершение террористического акта.

Не соответствует закрепленное в статье понятие терроризма тому, что понимается под ним в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.), ратифицированной Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 3-ФЗ и вступившей в силу для Российской Федерации 29 марта 2003 года. Так, терроризм указанная Конвенция определяет как:

"а) какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в приложении к настоящей Конвенции, и как оно определено в этом договоре;

б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, - и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон" (статья 1).

В приложении к Конвенции указаны следующие международные документы, понятия из которых также будут приведены ниже:

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, совершенная в Гааге 16 декабря 1970 года;

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенная в Монреале 23 сентября 1971 года;

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 декабря 1973 года;

- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 года;

- Конвенция о физической защите ядерного материала, принятая в Вене 3 марта 1980 года;

- Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенный в Монреале 24 февраля 1988 года;

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, совершенная в Риме 10 марта 1988 года;

Информация о работе Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика стадий подготовки террористического акта