Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание

Целями настоящей курсовой работы является раскрытие квалифицирующие особенности, объект, субъект, объективную и субъективную стороны уголовной ответственности за браконьерство.
Задачи данной работы:
– проанализировать уголовно - правовой состав браконьерства;
– привести уголовно–правовую характеристику преступлений, предусмотренных ст.ст. 256 и 258 УК РФ;
– сформулировать выводы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ)
1.1 Предмет, объект и объективная сторона незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст.256 УК РФ) 6
1.2 Субъект и субъективная сторона незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст.256 УК РФ) 12
1.3 Квалифицирующие признаки незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст.256 УК РФ) 13
Глава 2. Уголовная ответственность за незаконную охоту (ст.258 УК РФ)
2.1 Объект и объективная сторона незаконной охоты 14
2.2 Субъективные и квалифицирующие признаки незаконной охоты (ст. 258 УК РФ) 23
Заключение 24
Список использованных источников 27

Работа состоит из  1 файл

курс Татищ Ответственность за браконьерство Незаконная охота и добыча вылов 256 и 258 УК РФ.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

Если установлено, что  в ходе вылова применялись такие  орудия лова, использование которых не могло повлечь массового истребления водных животных и растений при отсутствии иных способов их массового вылова, в действиях такого лица отсутствует состав преступления, предусмотренный пунктом «б» части 1 статьи 256 УК РФ.

Преступление считается  оконченным с момента начала добычи независимо от того, была ли фактически добыта рыба или иные водные животные либо нет. При этом для того, чтобы  признать деяние преступным, необходимо установить, что оно было незаконным и содержит хотя бы один из признаков, указанных в статье 256 УК РФ. Состав преступления формальный.

Исключение составляет незаконная добыча водных животных и растений, повлекшая причинение крупного ущерба. Здесь состав преступления материальный, следовательно, между действием и его последствиями необходимо установить причинную связь.

1.2 Субъект и  субъективная сторона незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст.256 УК РФ)

 

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи водных животных или промысловых морских растений и желает совершить эти действия. В случае причинения крупного ущерба сознает общественную опасность указанных действий, предвидит возможность или неизбежность наступления крупного ущерба и желает наступления этих последствий. Среди мотивов совершения преступления преобладают корыстные (более пятидесяти процентов).9

Субъект преступления - лицо, достигшее шестнадцати лет. Субъект общий. Действия работников органов рыбоохраны, промысловых и рыбохозяйственных организаций, органов власти, использующих свое служебное положение для занятия незаконной добычей животных и растений вод, надлежит квалифицировать только по ч. 3 статьи 256 УК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14).

1.3 Квалифицирующие  признаки незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст.256 УК РФ)

 

В ч. 3 ст. 256 УК РФ предусмотрены квалифицирующие признаки к обоим составам незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов. К ним законодатель относит совершение преступления: с использованием своего служебного положения; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В силу прямого разъяснения  Пленума Верховного Суда РФ в данном Постановлении от 5 ноября 1998 г. незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, совершенная должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не требует дополнительной квалификации по ст. ст. 201, 285 УК РФ.

Пленум подчеркнул: «Рассматривая дела, связанные с  нарушением законодательства об охране природы, судам следует иметь  в виду, что заранее обещанное приобретение добытой заведомо преступным путем продукции либо систематическое приобретение ее от одного и того же правонарушителя лицом, которое сознавало, что своими действиями дает возможность правонарушителю рассчитывать на содействие в сбыте этой продукции, должно квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества», т.е. применительно к составу незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов по ст. ст. 33, 256 УК (соответствующим частям).

Разовое, заранее  не обещанное приобретение браконьерски добытых водных животных или растений влечет уголовную ответственность по ст. 175 УК РФ (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем).

 

 

 

ГЛАВА 2. УГОЛОВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ ОХОТУ (ст.258 УК РФ)

2.1 Объект и объективная сторона незаконной охоты

 

Незаконная охота в  структуре регистрируемой экологической  преступности в Российской Федерации  традиционно занимает третье место  после незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ). Так, в 2008 г. в России зарегистрировано 44883 экологических преступления (выявлено 23755 причастных к ним лиц), из них квалифицируемых по ст. 260 УК - 23802 (выявлено 8641 лицо), по ст. 256 УК - 15841 (14420 лиц), а по ст. 258 УК - 1186 (520 лиц). Однако фактически (с учетом латентности) статистические показатели, характеризующие состояние данного вида преступности, гораздо выше.10

Статья 258 УК РФ предусматривает ответственность за наиболее опасные формы незаконной охоты: а) сопряженной с причинением крупного ущерба; б) совершенной с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 1 ст. 258 УК РФ). Перечисленные деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, квалифицируются по ч. 2 ст. 258 УК РФ. Объект рассматриваемого преступления теперь следует определять как отношения по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов.

Диспозиция ст. 258 УК РФ бланкетная, поэтому для установления содержания признаков состава преступления необходимо обратиться к ряду специальных нормативных актов, которыми регулируется охота.

Предмет незаконной охоты составляют охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2009 г.11 и (или) законами субъектов Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Их исчерпывающий перечень теперь изложен в ст. 11 данного Закона. Ими являются копытные млекопитающие (кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, лань, серна, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом и др.), медведи, пушные животные (волк, шакал, лисица, корсак, песец, росомаха, барсук, куницы, соболь, норки, выдры, белки, хомяки, ондатра и др.), птицы (гуси, утки, казарки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, фазаны, улары, бекасы, дупеля, голуби, горлицы и др.).

В целях обеспечения ведения  традиционного образа жизни и  осуществления традиционной хозяйственной  деятельности коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые.

Законами субъектов Федерации  допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Закона от 24 июля 2009 г.

Запрещается добыча млекопитающих  и птиц, занесенных в Красную книгу  РФ, за исключением отлова таковых в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов.

Ежи, змеи, крысы, мыши, вороны, сороки, воробьи, ласточки, стрижи, певчие птицы (зяблики, соловьи и другие), а также масса иных животных не указаны в Законе в качестве охотничьих ресурсов. Охота на тех из них, которые считаются вредными и достаточно распространены (крысы, мыши, вороны серые), по смыслу рассматриваемого Закона не требует специального разрешения и другими нормативными актами никак не регулируется. Другие полезные животные, не указанные в качестве охотничьих ресурсов в данном Законе, охраняются нормами природоохранного законодательства на общих основаниях как природные ресурсы.

По смыслу ст. ст. 17 - 18 Закона от 24 июля 2009 г. нашло свое дальнейшее законодательное закреплении ранее сформулированное некоторыми исследователями12 и закрепившееся в литературе мнение, что предметом рассматриваемого преступления могут быть звери и птицы, как обитающие в природной среде в естественном состоянии, так и выращенные трудом человека и выпущенные в нее в целях размножения.

Завладение животными, содержащимися  в клетках, вольерах, огороженных  территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества13, а отстрел или умерщвление таких зверей и птиц иным образом (при наличии признаков состава) - как умышленное уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК РФ), поскольку в данном случае животные обособлены трудом человека от естественной природной среды (или созданы им), не являются более природным ресурсом, а перешли в категорию «имущество», «товар»14.

Объективная сторона преступления состоит в производстве незаконной охоты при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п. п. «а» - «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ.

Охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (ст. 1 п. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г.). Данное определение охоты близко, но не тождественно определению, ранее изложенному в п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР 10 октября 1960 г. № 1548 (с последующими изменениями), где говорится, что охота - это выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Эта же формулировка приводится в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

Как видим, новое  определение расширяет содержание понятия «охота». К тому же в Законе от 24 июля 2009 г. усматривается в этом плане некоторая непоследовательность. Часть 2 ст. 12 данного Закона указывает (применительно к разным видам охоты), что она осуществляется путем отстрела или отлова охотничьих ресурсов либо только путем отлова (например, в целях акклиматизации, разведения, переселения). Очевидно, что в этом случае речь следует вести не о поиске, выслеживании, преследовании диких зверей и птиц, а о способах их добычи.

Указанное выше Положение об охоте и охотничьем хозяйстве (п. 10) приравнивает к охоте пребывание в охотничьих угодьях с ружьями, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде и на дорогах общего пользования. Это Положение не было воспринято однозначно ни в литературе, ни в судебной практике. Так, нахождение А. в охотничьих угодьях с оружием в чехле было приравнено к охоте15. В другом случае положение Закона Камчатской области от 3 августа 2001 г. «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Камчатской области», содержащее аналогичное указание, решением Камчатского областного суда (по протесту прокурора), а затем и Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ признано противоречащим федеральному законодательству16. Представляется, что, исходя из определения охоты, данного в названном Федеральном Законе, нахождение лица с оружием на территории охотничьего угодья не является охотой и, соответственно, не может образовать оконченного преступления. Эти действия могут быть расценены лишь как приготовление к преступлению, но в силу ч. 2 ст. 30 УК РФ они уголовно не наказуемы, поскольку незаконная охота не относится к числу тяжких и особо тяжких преступлений. В этом случае возможно только применение административной ответственности.

Названный Закон от 24 июля 2009 г. увеличивает число видов охоты. Выделяются промысловая, спортивная, любительская охота, охота в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, регулирования численности охотничьих ресурсов, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, их содержания и разведения в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ст. 12).

Правовой основой  осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила  охоты, утверждаемые уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти. На основе этих правил высшее должностное  лицо субъекта Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти) определяет виды разрешенной охоты и параметры ее осуществления в соответствующих охотничьих угодьях.

Преступлением может быть признана только незаконная охота, т.е. охота без надлежащего  на то разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами, в том числе осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту либо получившим разрешение без необходимых оснований незаконным путем (абз. 2 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

Охотником, т.е. лицом, имеющим право на охоту, признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора. Охотник должен иметь охотничий билет (за исключением иностранных граждан) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Удостоверением  на право охоты служат (в зависимости  от вида охоты и категории охотника) по общему правилу путевка (документ, подтверждающий наличие договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное охотнику. Для ведения промысловой, любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях по смыслу ст. ст. 13 - 14 Закона от 24 июля 2009 г. достаточно только разрешения, хотя очевидно, что ведение промысловой охоты без предварительного заключения договора вряд ли возможно. В любом случае основным документом является разрешение. В нем указываются: сведения об охотнике, вид охоты, сведения о добываемых охотничьих ресурсах, их количество, сроки и места охоты.

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов