Уголовная ответственность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:38, реферат

Описание

Особенности назначения наказания несовершеннолетним и освобождения от него. Деятельность органов внутренних дел в деле профилактики подростковой преступности.

Содержание

Введение
1. Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних
2. Система и виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним
3. Особенности назначения наказания несовершеннолетним и освобождения от него
4. Пути совершенствования деятельности органов внутренних дел в деле профилактики подростковой преступности
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Уголовная ответственность несовершеннолетних.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

     Криминологическая обстановка в стране в процессе становления  и развития рыночной экономики существенно ухудшилась. Перераспределение собственности, имущественное расслоение населения вызвали резкий рост преступности. Наиболее быстро реагирует на изменения в обществе молодое поколение - несовершеннолетние. Преступность среди несовершеннолетних «помолодела», - это первый признак неблагополучия общества. В этих условиях как никогда актуальной становится задача предупреждения преступности. Криминологические исследования показывают, что семь из десяти преступлений могут быть предотвращены при действенной профилактике28. В первую очередь это касается несовершеннолетних. Важнейшую роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних сыграл Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»29. Он установил перечень органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 1 ст. 4). К ним относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), органы управления социальной защиты населения, органы управления образования, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел. Важно отметить, что в органах системы профилактики могут создаваться дополнительные учреждения. Законодатель не установил исчерпывающего перечня учреждений, входящих в систему профилактики. То есть его можно еще расширить. Но возрастет ли от этого эффективность профилактической деятельности?

     Изучение  опыта работы зарубежных правоохранительных структур позволяет провести сравнительный анализ истории становления профилактической системы за рубежом, увидеть просчеты и недостатки отечественной системы профилактики.

     История развития зарубежной системы профилактики нарушений несовершеннолетних начинается с 1846 г., когда в Массачусетсе открылся первый реформаторий для малолетних правонарушителей, а в Великобритании в 1854 г. был принят Закон об исправительных школах для несовершеннолетних преступников (Reformatory Schools Act).

     С конца ХIХ в. во многих странах действуют отдельные системы правосудия: по уголовным делам и делам несовершеннолетних. Последнее опирается на квазимедицинскую теоретическую модель, согласно которой малолетние правонарушители считались психически неуравновешенными и нуждались во вмешательстве, таком, как испытательный срок, с целью устранения и корректировки расстройства. Рассматривая дела несовершеннолетних, суды исходили из того, что сообщество принимает на себя ответственность за их опеку (parens patriae). Специалисты в области теории конфликтов считают, что отдельная система борьбы с антисоциальным поведением молодежи появилась как средство защиты власти и привилегий средних классов индустриального общества. С другой стороны, Байндер (Binder, 1987) предполагает, что эта система создана из гуманистических соображений, поскольку изменились представления о детстве и юности. Таким образом, цель суда по делам несовершеннолетних - решить, каким образом можно помочь ребенку или перевоспитать его. Однако при этом ребенок оказывается лишенным права на надлежащую правовую процедуру, то есть права быть представленным защитником, отказаться давать показания против самого себя и требовать перекрестного допроса свидетелей30.

     В 1960-е гг. Верховный суд США принял ряд решений, которые способствовали признанию прав детей, что отразилось на характере законов о несовершеннолетних и судебных процедур. С другой стороны, и в США, и в Великобритании предпринимаются попытки свести к минимуму юридическое вмешательство посредством использования таких мер, как постановка на учет малолетних правонарушителей в полиции или направление их на перевоспитание по общественным программам без суда. В Объединенном королевстве такое направление развития наиболее заметно в Шотландии, где после доклада Килбрандона 1964 г. правосудие по делам несовершеннолетних было декриминализировано, и суды для несовершеннолетних заменены системой менее формального разбирательства, так называемой системой слушания по делам детей, исключая тяжкие преступления. Это дает возможность составу непрофессионалов в области юриспруденции, но профессионалов в области детства, решить, как поступить, чтобы в наибольшей мере соблюсти интересы ребенка: оправдать его, поставить под надзор социальных служб или поместить в специальное учреждение.

     В международных стандартах не содержится прямого требования о создании специальных  отдельных судов по делам несовершеннолетних. Подавляющее большинство стран  их не имеет. Но в таких странах  дела несовершеннолетних слушаются  в иных условиях (например, на закрытых заседаниях) и приговаривают детей к более мягким наказаниям, чем взрослых. Но все-таки в этих стандартах подразумевается необходимость новой системы, соответствующей названию «правосудие в отношении несовершеннолетних». В ряде стран созданы семейные суды, которые рассматривают весь комплекс вопросов, связанных с семьей и детьми.

     В нашей стране существуют четыре этапа  профилактики: ранняя профилактика, непосредственная профилактика, профилактика предпреступного  поведения, профилактика рецидива. В  западной системе существуют три этапа: первичная профилактика, вторичная профилактика и третичная. Последняя направлена на ресоциализацию бывших преступников. Вторичная – профилактика представляет собой замену уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия с целью остановить развитие преступности путем минимизации юридического вмешательства. Первичная профилактика адресована детям и подросткам группы риска, которые не совершили правонарушений, но в силу ряда причин могут их совершить. Такая профилактика ориентирована на специфические факторы, причины, условия, недостатки, личностные конструкты, которые в большей мере коррелируют с делинквентностью в данной возрастной группе. Таким образом, профилактическое вмешательство зависит от того, какая стадия развития является мишенью, и от того, на чем оно фокусируется: референтной группе, школе или семье.

     В настоящее время в нашей стране рассмотрением большинства дел  о правонарушениях несовершеннолетних занимаются два органа: суд и комиссия по делам несовершеннолетних (КДН). При этом к компетенции судов относятся дела несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, а в ведение комиссий входят дела об объективно противоправных общественно опасных деяниях неделиктоспособных подростков, а также о совершенных ими административных правонарушениях и антиобщественных поступках. КДН в силу организационных недостатков и дефектов правового статуса не в состоянии справиться с возложенными на нее обязанностями. Опыт личного участия в работе КДН приводит автора статьи к мысли о формальности большинства заседаний. Как правило, они проводятся один-два раза в месяц и длятся несколько часов. На повестку дня выносятся 10-15 дел о правонарушениях несовершеннолетних и их родителей. На рассмотрение одного дела и оглашение принятых решений отводится в среднем 20 минут. В этих условиях невозможно всесторонне рассмотреть материалы, а тем более обеспечить контроль над выносимыми решениями. В большинстве случаев при рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссии ограничиваются применением к правонарушителям мер ответственности и крайне редко решают вопросы, связанные с оказанием им необходимой государственной и общественной помощи. Воздействие КДН на окружающий несовершеннолетнего социум выражается лишь в привлечении родителей или лиц, их заменяющих, к административной ответственности, хотя чаще всего материалы дел свидетельствуют о неэффективности этой меры.

     Комиссии  – одни из основных субъектов системы  профилактики правонарушений несовершеннолетних, ее ключевое звено. В самом деле, если исходить из нормативной регламентации, именно комиссии должны обеспечивать функционирование единой комплексной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, определять профилактический аспект деятельности входящих в нее органов и учреждений, выполнять по отношению к ним контролирующие функции. Однако КДН не наделены властными полномочиями, которые могли бы способствовать их реальному осуществлению. Решения комиссий воспринимаются другими субъектами профилактики только как рекомендательные.

     Не  определен и правовой статус. К  настоящему времени ученым так и  не удалось прийти к выводу, являются ли КДН государственными органами или  они относится к общественным организациям. Сторонники первой точки  зрения считают, что деятельность комиссий направлена на осуществление определенных функций государственного характера, выражающегося в праве издавать юридические акты, обязательные для исполнения, которые подкрепляются силой государственного принуждения31. Приверженцы другой точки зрения доказывают, что КДН относятся к органам общественности, так как члены комиссий работают безвозмездно и выполняют не служебный, а общественный долг32.

     В настоящее время КДН превратились в своеобразные административные суды. Отсутствие специальной подготовки у членов комиссий приводит к тому, что проблемы социально-правовой реабилитации несовершеннолетних остаются без внимания. Практика показывает, что комиссии не могут оказывать должного влияния на состояние подростковой преступности.

     Как же найти выход из создавшегося положения? Прежде всего, переориентировать КДН  от функций административного воздействия  и констатации факта совершенного правонарушения на создание и реализацию индивидуальных программ пропедевтической работы с несовершеннолетними из группы риска. А для этого необходимо преобразовать КДН в консультативный и координирующий орган профилактики правонарушений несовершеннолетних при системе исполнительной власти и местного самоуправления33. Полномочия в области юрисдикционной деятельности – передать специальным судам по делам несовершеннолетних, в которых вопросы судебной защиты прав несовершеннолетних и юридической ответственности за совершенные ими правонарушения решались бы комплексно34. Необходимо напомнить, что специализированные суды по делам несовершеннолетних существовали еще в дореволюционной России. На основе зарубежного опыта, по инициативе прогрессивных юристов того времени они создавались в крупных городах России. Первый детский суд открылся 21 января 1910 г.г. Санкт-Петербурге. До 1917 г. в царской России функционировали суды в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове35. Российская модель детского суда оценивалась юристами того времени как наиболее удачная. Дела несовершеннолетних рассматривались мировым судьей, который избирался населением судебного округа. Судопроизводство в основном сводилось к беседе судьи с подростком в присутствии его попечителя. Предпочтение отдавалось воспитательным, а не карательным мерам воздействия.

     В советский период полномочия по отправлению правосудия по делам несовершеннолетних были возвращены судам в 1920 г. Представляется правильным предложение восстановить утраченный положительный опыт нашей страны привлекать общественность к работе по предупреждению преступлений.

     В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги.

     Во-первых, существующая экстенсивная система  профилактики правонарушений несовершеннолетних терпит крах. С каждым годом регистрируемая подростковая преступность растет. Для  преступлений несовершеннолетних характерна высокая латентность. Если состояние и тенденции развития преступности в целом можно определить по количеству ежегодно регистрируемых преступлений, то среди несовершеннолетних - только по раскрытой их части. Ежегодно остаются не раскрытыми около 30% преступлений и примерно на столько же следовало бы увеличить число совершенных (выявленных) преступлений несовершеннолетних, отражаемых в статистике36.

     Во-вторых, хотелось бы надеяться, что созданный  в будущем ювенальный суд будет  специализированным учреждением, законодательно наделенным функцией организации и координации деятельности не только судей, которые рассматривают конкретные дела, но и объединяющим при себе различные социальные службы, подразделения полиции, прокуратуру, пенитенциарные учреждения, центры временной изоляции, как это организовано за рубежом.

     В-третьих, в случае становления в России ювенальной юстиции работа комиссий по делам несовершеннолетних не утратит  своей актуальности. Реализуя правозащитную, координирующую и контролирующую функции, они смогли бы проводить полное и объективное исследование условий жизни подростков, разрабатывать индивидуальные программы профилактики, осуществлять психологическую диагностику личности несовершеннолетних, содействовать их трудоустройству или получению образования.

     В-четвертых, привлечение общественности к работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних в виде использования старого  опыта или выработки новых  форм работы с трудными подростками  должно дать положительные результаты. Проблема профилактики подростковой преступности должна осознаваться всеми гражданами нашей страны, так как по сути это проблема ближайшего будущего нашего государства, его качественного состава. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Преступность  несовершеннолетних - это явление, имеющее множество граней, а это значит, что причины ее нельзя познать, изучая лишь отдельные факторы или стороны нравственного формирования подростка в семье, школе. Необходимо рассматривать взаимодействие и взаимообусловленность этих явлений, так как они взаимосвязаны и влияют друг на друга.

     Решение проблем, связанных с профилактикой групповой преступности несовершеннолетних, является важнейшей задачей современного российского общества и государства. Поэтому необходимо проводить целенаправленную государственную политику, которая бы способствовала объединению усилий семьи, школы, общественных организаций, правоохранительных органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Важнейшими составляющими этой политики наряду с решением социально-экономических проблем должны являться устранение социально-психологических причин и условий, способствующих групповой преступности несовершеннолетних; внимательное отношение к подросткам и их проблемам в семье и школе; организация трудоустройства и досуга несовершеннолетних; предоставление несовершеннолетним возможности в самоутверждении в социально-позитивных видах деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних