Терроризм как преступное и социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание

Терроризм, давно выйдя за национальные рамки, приобрел международный характер. Он стал весьма эффективным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой.

Содержание

Введение
Глава 1 Терроризм – глобальная проблема современности
1.1 Понятие и виды терроризма
1.2 Основные причины, порождающие терроризм
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика терроризма
2.1 Место состава в системе особенной части УК РФ
2.2 Определение преступления
2.3 Законодательная характеристика
2.4 Вид состава
2.5 Объект преступления
2.6 Объективная сторона
2.7 Субъективная сторона
2.8 Субъект преступления
2.9 Квалифицирующие признаки
2.10 Отграничение от сходных деяний
Глава 3 Борьба с терроризмом
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

     - обеспечение эффективного контроля  над оружием, боеприпасами и  взрывчатыми веществами и другими  опасными материалами, которые  попадают в руки лиц, использующих их в террористических целях;

     - эффективная защита свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия, включая присяжных заседателей и адвокатов, участвующих  в судебных процессах по делам о террористических актах;

     - разработка руководящих принципов  для средств массовой информации  в целях недопущения создания  сенсаций и оправдания террористического  насилия, распространения стратегической  информации о потенциальных целях  и тактической информации на  тот период, когда продолжаются террористические акты.10

     Исторический  опыт России и современный зарубежный опыт показывают, что борьба с терроризмом  – прежде всего разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная  деятельность. Правильная постановка этих форм работы позволяет выявлять террористические идеи на стадии их появления, террористические организации – на этапе формирования их организационных структур, а террористические акции пресекать на стадии планирования и подготовки.

     Проведение  силовых операций с привлечением авиации, артиллерии, спецподразделений – это прежде всего следствие плохой агентурной работы.

     Размышления о перспективах борьбы с терроризмом  следовало бы начинать с изучения антигосударственных идей, реализация которых потребует совершения террористических акций; сбора информации об организационном ядре, способствующем распространению идей; с организации контроля за формами и методами реализации антигосударственных идей. Для этого вначале надо разработать теоретические аспекты терроризма, установить причины и условия зарождения и развития его в определенном регионе и только потом переходить к выработке конкретных мер.

     В настоящее время в России формируется  новая правовая система противодействия  терроризму. Принят Федеральный закон  РФ от 6марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», конкретизирующий его Указ Президента РФ от 15 февраля 2006г. №116 «О мерах противодействию терроризму», а также модернизируется существующее законодательство – Федеральным законом от 27 июля 2006г. №153-ФЗ внесены изменения в 15 существующих нормативных актов.

     Концепция противодействия терроризму состоит  из трех элементов деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления:

     - предупреждение, в том числе и  деятельность по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

     - борьба с терроризмом, то есть  деятельность по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического  акта;

     - минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.

     Несмотря  на явные плюсы нововведений, возникла проблема, требующая своего разрешения. Применительно к борьбе с терроризмом  законодателем используется термин «террористический акт» - данное понятие  закреплено в новой редакции ч.1 ст.205 УК РФ. Из анализа ст.ст. 6,11,12,14,15,17-19,22,25 Закона «О противодействии терроризму» можно сделать вывод, что все силы общества и государства в России по борьбе с терроризмом будут направлены только против единственного преступления, предусмотренного ст.205 УК РФ. Бесспорно то, что данная статья является основным уголовно-правовым запретом практики терроризма, но не единственным, так как не включает в себя самостоятельные составы преступлений.

     Например, общепринятые проявления терроризма – захват заложников (ст.206 УК РФ), сопряженный с угоном воздушного судна (ст.211 УК РФ) по буквальному толкованию Закона не будут являться террористическим актом, а следовательно, нельзя будет проводить контртеррористическую операцию для пресечения и раскрытия этих преступлений. При этом судебная практика говорит о том, что угроза расстрела заложников и иные действия, совершенные в целях понуждения к выполнению какого-либо действия как условия освобождения заложников, охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст.205 УК РФ не требуют.

     Подобное  упущение может негативно сказаться  на эффективности практического  применения нового антитеррористического  законодательства и говорит нам о необходимости дальнейшей работы по его улучшению в целях недопущения совершения террористических преступлений в будущем.

     Борьба  с преступностью осуществляется главным образом путем применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и воспитательного характера. Однако только этих мер для достижения положительных результатов может быть недостаточно, все большую роль начинает играть сотрудничество государств. Такое сотрудничество, развиваясь, отражает эволюцию межгосударственных отношений вообще, процесс развития международного права. Это сотрудничество нельзя рассматривать изолированно, ибо оно, как губка, впитывало черты международного права предшествующих исторических периодов, в его нормах и принципах фиксировались результаты сотрудничества государств по другим проблемам.

     Региональное  и глобальное сотрудничество можно  рассматривать в качестве перекрещивающихся  стратегий, которые дополняют друг друга. Такой подход оказывает синтетическое  воздействие, особенно в случаях, когда  результаты совместных операций ощущаются на национальном уровне и поощряют государства к разработке внутреннего права в соответствии с их обязательствами, принятыми на международном уровне. Но существуют различия в исходных предпосылках, лежащих в основе двустороннего сотрудничества, с одной стороны, и многостороннего сотрудничества, с другой стороны, особенно тогда, когда предпринимаются усилия по многостороннему сотрудничеству в глобальных формах. Двусторонний подход основывается на так называемой эволюционной модели сотрудничества, для которой характерно постепенное укрепление системы двусторонних связей. Такой процесс носит планомерный характер и предусматривает тщательное укрепление и постепенное расширение норм, механизмов и инструментов сотрудничества. Укрепление двустороннего сотрудничества осуществляется снизу вверх, стержневым моментом являются понятия целесообразности и практичности. Конечная цель отнюдь не игнорируется, но осознается, что для ее достижения потребуется много времени. Приверженцы двустороннего подхода считают наилучшей основой для развития сотрудничества совпадение интересов двух государств, которые сталкиваются с аналогичными проблемами и проявляют готовность решить эти проблемы. Эффективность в значительной степени зависит от воли государств, и это наилучшим образом проявляется в случаях, когда отдельные государства готовы налаживать активное и стабильное сотрудничество для достижения общих целей. При этом действующие двусторонние договоры о взаимной помощи и выдаче, а также различные другие формы содействия обеспечивают модель для более высокого уровня сотрудничества.

     Комплексный подход к международному сотрудничеству состоит в том, что, поскольку  проблема носит глобальный характер, наилучшим решением является деятельность, широкая по масштабам, многосторонняя по форме и глобальная по охвату. Признается необходимость упорядочить ситуацию, которая может оказаться "довольно беспорядочным набором глобальных, региональных и двусторонних механизмов, созданных без учета общих параметров". Применение многостороннего подхода позволило бы исправить сложившееся положение. Сотрудничество развивалось бы постепенно, без какой-либо общей стратегии, однако на современном этапе процесс требует планирования и регулирования, в частности за счет применения более комплексных и долгосрочных подходов, например, разработки конвенции о борьбе против организованной транснациональной преступности. Ключевая концепция многостороннего подхода состоит в том, что для решения острых проблем необходимы кардинальные меры, но такой подход наталкивается на традиционную приверженность национальному суверенитету. Но в действительности речь идет не об утрате суверенитета, а о том, готовы ли государства пожертвовать частью формальных требований, связанных с ним, чтобы предотвратить разрушения в результате деятельности транснациональных преступных организаций. Как и большинство других теоретических схем, многосторонний подход ориентирован на определенную конечную цель и предусматривает наиболее короткий и прямой путь ее достижения. Такой подход, действующий сверху вниз, учитывает различные проблемы и в то же время исходит из неумолимой логики, которая обеспечивает стимулы для их преодоления.

     Существенная  черта современного состояния международной  борьбы с преступностью — возрастание роли международных организаций в качестве организационных и координирующих центров.

     Учитывая, что межгосударственные связи в  области борьбы с преступностью весьма динамичны, что почти ежегодно появляются новые и новые соглашения относительно отдельных видов преступлений, в данном исследовании подробно рассмотрим меры по борьбе именно с международным терроризмом.

     В документах ООН отмечается, что при  рассмотрении деятельности транснациональных  преступных организаций неизменно  встают вопросы, касающиеся использования тактики террора и связей с террористическими организациями. Преступные организации прибегают к террору чаще всего для того, чтобы создать более благоприятные условия для деятельности своих преступных предприятий. Их действия направлены против конкретной политики в области обеспечения законности, а не против существующих властных структур. Напротив, террористические группы преследуют политические цели, которые зачастую направлены на изменение сложившегося положения либо на уровне государства, либо на международном уровне. В преступной деятельности, например в торговле наркотиками или оружием, террористические группы участвуют, как правило, с целью добыть средства, необходимые им для более эффективного выполнения их политических задач. Однако при этом, что средства и цели преступных и террористических организаций совершенно различны, в настоящее время все больше проявляется тенденция к их слиянию, которая может стать необратимой.

     Одним из признаков этой тенденции является прямое использование преступными организациями акций террора.

     Исследуемая проблема являлась предметом неоднократного рассмотрения в ООН. Так, ее седьмой Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в своей резолюции в Миланском плане действий подтвердил, что первоочередное внимание должно уделяться борьбе с терроризмом во всех его формах, в ключах, при необходимости, скоординированные, согласованные действия международного сообщества. Седьмой Конгресс ООН просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней рассмотреть возможность разработки рекомендаций о международных действиях по укреплению правоохранительных мер, в том числе процедур выдачи преступников, соглашений о юридической помощи и сотрудничестве в отношении правонарушений террористического характера.

     Будучи  обеспокоен быстрым распространением национальной и международной террористической преступной активности, а также сознавая серьезную угрозу, которую представляет рассматриваемая активность для социальной и политической стабильности и жизни огромного числа людей, восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями особо отметил тенденцию интернационализации терроризма. В связи с этим Конгресс предложил международному сообществу принятие согласованных ответных мер по борьбе с национальным и международным терроризмом глобального характера. С целью скоординированных действий против международного терроризма как на национальном, так и на международных уровнях, восьмой Конгресс ООН выработал специальные рекомендация, именуемые «Приложение «О мерах по борьбе с международным терроризмом».

       В данном «Приложении» отсутствует  определение международного терроризма. Этот пробел можно объяснить  следующим. Начиная с первого  исследования международного терроризма, проведенного ООН в 1972 г., международное сообщество до настоящего времени не может достигнуть согласия в отношении общеприемлемого содержания термина "международный терроризм". Не удалось достичь общего согласия и в отношении мер, необходимых для предотвращения пагубных последствий терроризма и в целом борьбы с ними. До согласования общеприемлемого определения международного терроризма в "Приложении" рекомендуется определить преступное поведение террористов и на основе принципов международного права создать систему эффективных мер превенции и принуждения.

     "Зашита  национальных границ": они усилят  деятельность по борьбе с организациями  и подпольными рынками, поддерживающими  преступную террористическую деятельность; они будут обмениваться информацией о лицах и организациях, занимающихся незаконной торговлей оружием, контрабандой людьми, а также данными о разыскиваемых преступниках; они будут обмениваться последними достижениями в сфере технологий, применяемых при защите границ, использовать усовершенствованные виды въездных и выездных документов и более совершенную технику для обнаружения подделок; они будут содействовать увеличению числа стран, относящих контрабанду людьми к категории преступлений.

     "Выявление  и профилактика преступлений и террористических актов, совершаемых с применением передовых технологий": восемь стран разработают общие подходы к борьбе с высокотехнологичными преступлениями и компьютерным пиратством, в том числе с действиями террористов, использующих последние достижения информационной технологии для проникновения в базы данных финансовых институтов и государственных учреждений.

Информация о работе Терроризм как преступное и социальное явление