Сущность, функции планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:49, контрольная работа

Описание

Функция планирования в системе управления предприятием является одной из главных, центральных функций, определяющих конечные результаты производственно-сбытовой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности, краеугольным камнем всей системы маркетинга. От качества организации плановой работы на предприятии зависит его выживание, дальнейшее развитие и рост в условиях рынка и усиления конкуренции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
Сущность, функции планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием условиях рынка…………………………………...………………4
Теоретические и методологические основы стратегического планирования деятельности предприятия………………………..………………………………7
Теоретические и методологические основы оперативного планирования деятельности предприятия….…………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 37.24 Кб (Скачать документ)

     На  последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок, предложений нижестоящих уровней (рисунок 2). 

     

     Рисунок 2 - Уровни организационной среды  и их элементы 

     Рассмотрим  общую схему процесса стратегического  планирования (рисунок 3).

     Стрелки в левой части схемы говорят  об обратной связи и возможности  внесений изменений в целевые  ориентиры деятельности фирмы, доработки новой стратегии, внесения изменений в механизм реализации стратегии с учетом контроля и оценки ее результатов.

     

     Рисунок 3 - Процесс стратегического планирования 

     Таким образом, выбор цели и стратегии  предприятия составляет основу планово-управленческой деятельности менеджеров, задачей которых  является разработка и реализация наиболее эффективной стратегии с учетом реальных возможностей организации  и внешних условий ее развития. 
 
 
 

     3 Теоретические и методологические основы оперативного планирования деятельности предприятия 

     Оперативное планирование представляет собой осуществление  текущей деятельности планово-экономических  служб в течение короткого  периода.

     Оперативное планирование производства является завершающим  звеном плановой работы на предприятии. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия  в целом, так и для его подразделений  и в оперативном регулировании  хода производства по данным оперативного учета и контроля. Особенностью этого  вида планирования является сочетание  разработки плановых заданий с организацией их выполнения.

     Задачей оперативно-производственного планирования является организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной  работы всех производственных подразделений  предприятия для обеспечения  своевременного выполнения государственного планового задания при экономном  расходовании ресурсов, и высоком  качестве продукции, т. е. достижение наилучших  конечных результатов производства.

     Оперативное планирование складывается из календарного планирования и диспетчирования (оперативного регулирования).

     В объем работ по оперативному планированию входит:

     разработка  прогрессивных календарно-плановых нормативов движения производства;

     составление оперативных планов и графиков для  цехов, участков, бригад и рабочих  мест и их доведение до непосредственных исполнителей;

     оперативный учет и контроль хода производства, предупреждение и выявление отклонений от предусмотренных планов и графиков и обеспечение стабилизации хода производства.

     Календарное планирование включает распределение  годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных  показателей до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются  сменно-суточные задания, и согласуется  последовательность выполнения работ  отдельными исполнителями. Исходными  данными для разработки календарных  планов служат годовые объемы выпуска  продукции, трудоемкость выполняемых  работ, сроки поставки товаров на рынок и другие показатели социально-экономических  планов предприятия.

     При реализации разработанного календарного плана ведется оперативный учет хода его выполнения - осуществляется сбор информации о фактическом выполнении плана, ее переработка и передача соответствующим службам предприятия. На основе полученной информации осуществляется диспетчирование, заключающееся в выявлении и устранении намечающихся отклонений от запланированного хода производства, в принятии мер, обеспечивающих комплектный ход производства, наилучшее использование рабочего времени и материальных ресурсов, высокую загрузку оборудования и рабочих мест.

     Оперативное планирование производства по месту  его выполнения делится на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб. Содержанием внутрицехового планирования является разработка оперативных планов и составление текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест на основе годовых планов производства и продажи продукции основных цехов предприятия.

     В современном производстве широко распространены различные системы оперативного планирования, определяемые как внутрифирменными факторами, так и внешними рыночными условиями. Под системой оперативного планирования производства в экономической литературе принято понимать совокупность различных методик технологий плановой работы, характеризующихся степенью централизации, объектом регулирования, составом календарно-плановых показателей, порядком учета и движения продукции и оформления учетной документацией. Обязательным условием эффективного функционирования системы оперативного планирования производством является наличие обоснованной нормативной базы, куда входят, в частности: календарно-плановые нормативы, нормы материалоемкости, нормы использования производственных мощностей, нормы материальной обеспеченности производства. Выбор той или иной системы оперативного планирования в условиях рынка определяется главным образом объемом спроса на продукцию и услуги, затратами и результатами планирования, масштабом и типом производства.

     Следовательно, планирование – это метод хозяйственного предвидения и программирования, основанных на детальных расчетах. В плане предприятия с одной  стороны, содержатся задание на перспективу  каждого работника, а с другой – предписания для руководителей  об управленческих решениях, которые  они должны поэтапно принимать, помогая  коллективу достичь поставленной цели.

     Оперативное планирование производства заключается  в разработке важнейших объемных календарных показателей производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Всякий процесс  оперативного планирования предусматривает  выполнение экономистами-менеджерами  таких этапов деятельности, как выбор  стратегии развития предприятия, обоснование  формы организации производства, определение логистической схемы движения материальных потоков, разработка основных календарно-плановых нормативов, оперативное планирование работы производственных подразделений организационная подготовка производства, непосредственная организация оперативной работы, текущий контроль и регулирование хода производства.

     В оперативном планировании производства в зависимости от разрабатываемых  показателей применяются такие  основные методы, как объемный, календарный, а также их разновидности: объемно-календарный  и объемно-динамический.

     Объемный  метод предназначен для распределения  годовых объемов производства и  продажи продукции предприятия  по отдельным подразделениям и более  коротким временным интервалам — квартал, месяц, декада, неделя, день и час. С его помощью формируются месячные производственные программы основных цехов и планируются сроки выпуска продукции или выполнения заказа во всех выпускающих подразделениях предприятия.

     Календарный метод применяется для планирования конкретных временных сроков запуска  и выпуска продукции, нормативов длительности производственного цикла  и опережений производства отдельных  работ относительно выпуска головных изделий, предназначенных для реализации на соответствующем рынке продукции. Данный метод основывается на использовании  прогрессивных норм времени для  расчета производственных циклов изготовления отдельных деталей, планируемых  комплектов продукции и выполнения сборочных процессов.

     Объемно-календарный  метод позволяет планировать  одновременно сроки и объемы выполняемых  на предприятии работ в целом  на весь предусмотренный период времени — год, квартал, месяц и т.д. С его помощью рассчитываются продолжительность производственного цикла выпуска и поставки продукции на рынок, а также показатели загрузки технологическою оборудования и сборочных стендов в каждом подразделении предприятия.

     Объемно-динамический метод предусматривает тесное взаимодействие таких планово-расчетных показателей, как сроки, объемы и динамика производства продукции, товаров и услуг. В условиях рынка этот метод позволяет наиболее полно учитывать объемы спроса и производственные возможности предприятия и создает планово-организационные основы оптимального использования наличных ресурсов на каждом предприятии.

     Таким образом, можно сказать, что планирование является мощным фактором организационного развития предприятия. Оно создает  основу для четкой, слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет  выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих приспособление к условиям жесткой конкуренции в машиностроительной отрасли, выживание предприятия  и его дальнейшие развитие и рост.

     Основная  задача стратегического планирования заключается в выборе главной  цели деятельности предприятия, формирование ресурсов и рациональное их использование  для достижения поставленной цели.

     Основная  задача оперативного планирования сводится в конечном итоге к обеспечению  на предприятии слаженного и ритмического хода всех производственных процессов  с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, рационального  использования имеющихся экономических  ресурсов и максимизации получаемой прибыли. 

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В настоящей работе были раскрыты теоретические аспекты темы исследования: взаимосвязь между оперативным и стратегическим планированием, информационная база, методика, а также актуальные вопросы применения планирования в управленческой деятельности.

     Планирование  – это то звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь предприятий, включая малые предприятия.   Главное – использовать его последовательно, сообразуя как с внешними обстоятельствами, так и с внутренней средой, ее особенностями. Но при этом нельзя забывать, что предприятие не существуют вне экономики и в значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь и экономика предъявляет к предприятиям все более серьезные требования.   Будущее любого предприятия прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти запросы и есть главная задача предприятий и, в то же время гарантия их преуспевания, и в этом процессе одну из главных ролей   играет планирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие: Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 283 с
  2. Виссема Х.А. Стратегический менеджмент и предпринимательство: Х.А. Виссема. – М.: Финпресс, 2000. – 272 с
  3. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник: В.В. Глухов. – СПб.: Спец-литература, 1999. – 700 с
  4. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. М: Дело и Сервис, 2005. – 216 с
  5. Ефимова О.В. Финансовый анализ: О.В. Ефимова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 528 с
  6. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие: В.С. Ефремов. – М.: Финпресс, 1998. – 192 с.
  7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия/Учебник – М.:ИНФРА-М, 2008 – 414с.
  8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры: В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.: ил.
  9. деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 208 с
  10. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. О.И.Волкова – М.: ИНФРА-М, 2007. – 601с.
  11. Экономика организаций (предприятий)/Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 608 с.

Информация о работе Сущность, функции планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием условиях рынка