Сущность, функции планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:49, контрольная работа

Описание

Функция планирования в системе управления предприятием является одной из главных, центральных функций, определяющих конечные результаты производственно-сбытовой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности, краеугольным камнем всей системы маркетинга. От качества организации плановой работы на предприятии зависит его выживание, дальнейшее развитие и рост в условиях рынка и усиления конкуренции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
Сущность, функции планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием условиях рынка…………………………………...………………4
Теоретические и методологические основы стратегического планирования деятельности предприятия………………………..………………………………7
Теоретические и методологические основы оперативного планирования деятельности предприятия….…………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 37.24 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3 

Сущность, функции  планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием условиях рынка…………………………………...………………4 

Теоретические и методологические основы стратегического  планирования деятельности предприятия………………………..………………………………7 

Теоретические и методологические основы оперативного планирования деятельности предприятия….…………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....17 
ВВЕДЕНИЕ

 

     Функция планирования в системе управления предприятием является одной из главных, центральных функций, определяющих конечные результаты производственно-сбытовой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности, краеугольным камнем всей системы маркетинга. От качества организации  плановой работы на предприятии зависит  его выживание, дальнейшее развитие и рост в условиях рынка и усиления конкуренции.

     Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской  деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование  или некомпетентное осуществление  зачастую приводят к неоправданным  экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству. 

 

оперативное стратегическое планирование

     Сущность, функции планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием в условиях рынка 

     Планирование  является важнейшей частью предпринимательской  практики. Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких  средств он должен сделать. Следовательно, основной стадией управления любым  видом деятельности является процесс  постановки цели и нахождения способов ее выполнения.

     Именно  к стадии постановки цели относят  предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного  процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.

     Планирование  позволяет решить следующие ключевые задачи:

    • устранить отрицательный эффект неопределенности;
    • сосредоточить внимание на основных направлениях деятельности;
    • добиться экономического функционирования производства;
    • облегчить контроль за производственно-хозяйственной деятельностью;
    • улучшить координацию действий исполнителей;
    • обеспечить более рациональное использование ограниченных ресурсов.

     Процесс планирования отвечает на три основных вопроса:

     где мы находимся в настоящее время? Ответ предполагает оценку сильных  и слабых сторон предприятия в  наиболее значимых сферах деятельности, дает возможность установить, чего реально может добиться предприятие;

     куда  мы хотим двигаться? На основе оценки шансов и возможностей, угроз и  риска, которые исходят из окружающей предприятие внешней среды, руководство  определяет цели предприятия и факторы, которые могут помешать их достижению;

     как мы собираемся это сделать? Руководству  предстоит решить, как в общих  чертах, так и детально, что должны делать сотрудники, чтобы осуществить  задуманное.

     В условиях рыночной экономики подход предприятия к планированию жестко предопределен двумя главными задачами: как создать продукцию высокого качества, исходя из потребностей рынка, и как выгодно продать эту  продукцию.

     План — это система обязательных адресных заданий, определяющих основные направления движения и экономические показатели предприятия.

     План  деятельности должен быть выражен в  письменной форме и включать следующую  информацию:

     набор обязательных документов;

     структуру, отражающую внутреннюю логику построения;

     перечень  исполнителей с указанием их дифференцированных задач;

     перечень  необходимых действий по осуществлению  предусмотренных задач;

     сроки исполнения, указанные в соответствии с последовательностью необходимых  действий;

     смету расходов и доходов;

     расчет  экономического эффекта как числового  выражения поставленных задач.

     Таким образом, разработка планов помогает выявить  потенциальные проблемы и последствия, создает основу для оценки затрат, выявляет непредвиденные обстоятельства, которые следует учитывать при  достижении целей, избавляет от прожектерства.

     Практика  показала, что планирование - это  процесс непрерывный, никакой план не является окончательным, он всегда остается объектом для пересмотра.

     В современных условиях хозяйствования планирование наполняется новым  содержанием:

    • планирование должно быть ориентировано на потребителя, т. е.по своей сути оно должно быть маркетинговым, основанным на изучении рыночных потребностей и постоянном поиске привлекательных рыночных ниш;
    • планирование должно быть направлено на получение устойчивой прибыли;
    • планирование должно учитывать неопределенность, присущую рынку (возникает необходимость определения и учета рисков);
    • планирование должно носить системный характер, учитывая как внутренние, так и внешние условия жизнедеятельности предприятия.
    • Планирование является важнейшей функцией управления, которая должна обеспечить предприятию нормальное функционирование.
    • Роль планирования заключается в том, что оно:
    • способствует выявлению и формулированию генеральной цели и вспомогательных (текущих) целей;
    • позволяет учесть возможности предприятия в условиях динамики рынка, изменения потребностей и других внешних факторов, возможные риски и своевременно принять необходимые меры.

     Эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько  достоверно оно предвидит дальнюю  и ближнюю перспективу развития, т. е. от прогнозирования и планирования. 

     2. Теоретические и методологические основы стратегического планирования деятельности предприятия 

     Стратегическое  планирование является порождением  рыночной системы хозяйствования, характеризующейся  высокой степенью неопределенности и динамичности окружающей предприятие  внешней среды. В настоящее время  стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Применение стратегического планирования создает важнейшие преимущества в функционировании предприятия:

    • подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;
    • увязывает его ресурсы с этими изменениями;
    • проясняет возникающие проблемы;
    • координирует работу его различных структурных подразделений;
    • снижает риски;
    • улучшает контроль на предприятии.

     Сегодня, наряду с формальными, количественными  методами, стратегическое планирование использует и творческий, интуитивный  подход. Не являясь универсальным  способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы, так  как основная цель стратегического  планирования заключается в моделировании  будущей успешной деятельности предприятия.

     В условиях нестабильности и динамичного  изменения окружающей среды основной проблемой для предприятия является проблема выживания и обеспечения  развития. Средством для ее достижения является стратегическое управление.

     Стратегическое  управление представляет собой деятельность высшего руководства предприятия, которая состоит в выборе сферы  и образа действий по достижению долгосрочных целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

     Одной из важнейших функций стратегического  управления является стратегическое планирование. Стратегическое планирование - это  набор процедур и решений, с помощью  которых разрабатывается стратегия  организации, обеспечивающая достижение целей ее функционирования.

     Стратегия определяет цели и основные пути их достижения таким образом, что организация  концентрирует свои действия в едином направлении.

     Логика  этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые  на ее основе решения формируют стратегию  развития предприятия, которая позволяет  фирме достичь своих целей (рисунок 1).

       
 

     Рисунок 1 - Логика стратегического планирования 

     Среду любой организации можно определить как совокупность трех составных  частей: внутренней среды, микросреды и макросреды.

     Внутренняя  среда организации включает следующие  основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную  структуру. Описание внутренней среды  дает представление о сильных  и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

     Два других пространства: микро- и макросреда - составляют внешнюю среду фирмы.

     Микросреда - это среда непосредственных контактов  с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые  оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда — наемных работников, затем клиенты — потребители

     продукции фирмы, посредники: финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические  структуры (например, налоговая инспекция). Во-вторых, к элементам микросреды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории: средства массовой информации, общества потребителей и т. п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика фирмы.

     Макросреда (общая среда) состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса  иногда называют экологией фирмы. Общая  среда — это среда косвенных  контактов фирмы. Выделяют четыре основных фактора общей среды: экономические, технологические, политико-правовые, социально-культурные. Каждый из них, в свою очередь, тесно  связан с остальными факторами и воздействует на них.

     Именно  внешнее окружение диктует стратегии  организации. Стратегический план должен предусматривать, что организация  должна делать сегодня, чтобы достичь  желаемой цели в будущем, исходя из того, что внешняя среда будет  изменяться. Основная задача стратегического  планирования состоит в том, чтобы  предвосхитить состояния внешнего окружения в перспективе и  наметить комплекс мер реагирования на эти изменения. Иными словами, стратегическое планирование исходит из того, что предприятие является открытой системой, на которую воздействуют многочисленные факторы внешней среды (экономические, политические, правовые, социально-культурные, поставщики, потребители, государственные органы и т. п.). Поэтому эффективность деятельности предприятия в значительной степени определяется ее адаптивными возможностями и способностями.

     Стратегическое  планирование состоит из ряда взаимосвязанных  этапов.

     Сначала проводится исследование внешней и  внутренней среды организации, потом  определяются основные ориентиры фирмы. На следующей ступени, уже в рамках стратегического анализа, фирма  сравнивает результаты первого и  второго этапов, определяет возможные  варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует  собственную стратегию.

Информация о работе Сущность, функции планирования. Роль и место планирования в управлении предприятием условиях рынка