Судебно-экономическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Одним из элементов составов экономических преступлений, т.е. преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, является объективная сторона - невыполнение обязанностей по уплате налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и, как следствие, непоступление денежных средств в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 своего Постановления от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов", обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога (соответственно, для физического лица - 200 и 500 МРОТ, для организации - 1000 и 5000 МРОТ).

Содержание

Введение 2
Уголовно - процессуальный характер судебно - экономической экспертизы. 3
Задачи судебно экономической экспертизы 5
Назначение и производство судебно – экономической экспертизы в экспертном учреждении и вне его. Экспертные учреждения. 6
Порядок назначения судебно – экономической
экспертизы. Заключение эксперта. Виды судебно -
экономических экспертиз.
7
Права и обязанности участников уголовного судопроизводства при назначении и производстве судебно - экономической экспертизы. 11
Заключение. 17
Литература. 18

Работа состоит из  1 файл

Судебно-экономическая экспертиза(1).doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

    По  сути, аналогичные положения, определяющие производство дополнительной и повторной  судебных экспертиз в государственном  судебно - экспертном учреждении, воспроизведены в ст. 20 Федерального закона "О  государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации". 

Права и обязанности  участников уголовного судопроизводства при назначении и производстве судебно - экономической экспертизы 

    Эксперт

    В соответствии с ч. 3 ст. 57 УПК РФ эксперт  вправе:

    1) знакомиться с материалами уголовного  дела, относящимися к предмету  судебной экспертизы;

    2) ходатайствовать о предоставлении  ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству  судебной экспертизы других экспертов;

    3) участвовать с разрешения дознавателя,  следователя, прокурора и суда  в процессуальных действиях и  задавать вопросы, относящиеся  к предмету судебной экспертизы;

    4) давать заключение в пределах  своей компетенции, в том числе  по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;

    5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя,  следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;

    6) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.

    Согласно  ч. 2 ст. 69 УПК РФ в случае обнаружения  некомпетентности переводчика эксперт  может заявить ему отвод.

    Эксперт вправе в соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК РФ заявить ходатайство о  производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений  для установления обстоятельств, имеющих  значение для уголовного дела, обеспечения  прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство.

    Частью 4 ст. 57 УПК РФ определено, что эксперт  не вправе:

    1) без ведома следователя и суда  вести переговоры с участниками  уголовного судопроизводства по  вопросам, связанным с производством  судебной экспертизы;

    2) самостоятельно собирать материалы  для экспертного исследования;

    3) проводить без разрешения дознавателя,  следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или  частичное уничтожение объектов  либо изменение их внешнего  вида или основных свойств;

    4) давать заведомо ложное заключение;

    5) разглашать данные предварительного  расследования, ставшие известными  ему в связи с участием в  уголовном деле в качестве  эксперта, если он был об этом  заранее предупрежден в порядке,  установленном ст. 161 УПК РФ.

    Эксперт несет ответственность:

    за  дачу заведомо ложного заключения - в соответствии со ст. 307 УК РФ (ч. 5 ст. 57 УПК РФ);

    за  разглашение данных предварительного расследования - в соответствии со ст. 310 УК РФ (ч. 6 ст. 57 УПК РФ).

    Статья 307 "Заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод" УК РФ.

    Часть первая. Заведомо ложные показание  свидетеля, потерпевшего либо заключение эксперта, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

    Часть вторая. Те же деяния, соединенные с  обвинением лица в совершении тяжкого  или особо тяжкого преступления, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

    Согласно примечанию к ст. 307 УК РФ свидетель, потерпевший, эксперт или переводчик освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильном переводе.

    Статья 310 "Разглашение данных предварительного расследования" УК РФ.

    Разглашение данных предварительного расследования  лицом, предупрежденным в установленном  законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

    Федеральный закон "О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации" устанавливает дополнительные права и обязанности для государственного судебного эксперта и руководителя государственного судебно - экспертного учреждения.

    Руководитель  государственного судебно - экспертного  учреждения обязан (ч. 1 ст. 14):

    по  получении постановления или  определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

    разъяснить  эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

    по  поручению органа или лица, назначивших  судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую  подписку и направить ее вместе с  заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

    обеспечить  контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством  проведенных исследований, не нарушая  принципа независимости эксперта;

    по  окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

    обеспечить  условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и  их результатов;

    не  разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

    Руководитель  государственного судебно - экспертного  учреждения обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (ч. 2 ст. 14):

    наличие оборудования, приборов, материалов и  средств информационного обеспечения;

    соблюдение  правил техники безопасности и производственной санитарии;

    сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

    Руководитель  государственного судебно - экспертного  учреждения не вправе (ч. 3 ст. 14):

    истребовать без постановления или определения  о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

    самостоятельно  без согласования с органом или  лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

    давать  эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

    Руководитель  государственного судебно - экспертного  учреждения вправе (ст. 15):

    возвратить  без исполнения постановление или  определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально - технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

    ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении  в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

    организовывать  производство судебной экспертизы с  участием других учреждений, указанных  в постановлении или определении  о назначении судебной экспертизы;

    передавать  часть обязанностей и прав, связанных  с организацией и производством  судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

    требовать от органа или лица, назначивших  судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

    1) компенсацией за хранение транспортной  организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;

    2) транспортировкой объектов после  их исследования, за исключением  почтовых расходов;

    3) хранением объектов исследований в государственном судебно - экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

    4) ликвидацией последствий взрывов,  пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.

    Государственный судебный эксперт обязан (ч. 1 ст. 16):

    принять к производству порученную ему руководителем  соответствующего государственного судебно - экспертного учреждения судебную экспертизу;

    провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

    составить мотивированное письменное сообщение  о невозможности дать заключение и направить данное сообщение  в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

    не  разглашать сведения, которые стали  ему известны в связи с производством  судебной экспертизы, в том числе  сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

    обеспечить  сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

    Государственный судебный эксперт не вправе (ч. 3 ст. 16):

    принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением  руководителя государственного судебно - экспертного учреждения;

    осуществлять  судебно - экспертную деятельность в  качестве негосударственного эксперта;

    вступать  в личные контакты с участниками  процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

    самостоятельно  собирать материалы для производства судебной экспертизы;

    сообщать  кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

Информация о работе Судебно-экономическая экспертиза