Судебная практика по делам о банкротстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:22, реферат

Описание

В соответствии с пунктом 19 главы 5 Правил по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27 апреля 2000 г. N 46/76/1859/20 (далее -- Правила), должник считается устойчиво неплатежеспособным в том случае, если имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение 4-х кварталов, предшествующих составлению последнего баланса.

Работа состоит из  1 файл

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

 

Вопрос. Возможно ли проведение реорганизации должника как меры по восстановлению его платежеспособности в процессе проведения санации?

Ответ.  В  соответствии со статьей 1 Закона санация - процедура конкурсного    производства,    предусматривающая    переход права собственности, изменение   договорных и иных обязательств, реорганизацию,  реструктуризацию  или  оказание  финансовой  поддержки должнику, осуществляемая  для восстановления его устойчивой

платежеспособности   и  урегулирования  взаимоотношений   должника и кредиторов в установленные сроки.

Перечень   мер  по  восстановлению  платежеспособности   должника установлен   в   статье   129  Закона.  Этот  перечень   не   является исчерпывающим, поскольку статья 129 Закона предусматривает  применение иных способов по восстановлению платежеспособности должника.

Таким  образом,  может проводиться и реорганизация  должника  как одна из мер по восстановлению его платежеспособности.

Вопрос.   Каково   содержание  резолютивной   части   решения   о банкротстве с санацией (ликвидацией) должника?

Ответ. Согласно статье 45 Закона по результатам рассмотрения  дел о банкротстве хозяйственный суд выносит один из следующих актов:

решение о банкротстве с санацией должника;

решение о банкротстве с ликвидацией должника;

определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Резолютивная часть решения по делу о банкротстве должна содержать следующее:

1.   Вывод   суда  о  признании  должника  банкротом  с  санацией

(ликвидацией).

2.  Вывод  суда  о  введении  санации  (открытии  ликвидационного

производства) в отношении должника на определенный срок.

3. Вывод суда об обязанностях управляющего.

4. Вывод суда о распределении государственной пошлины.

5. Порядок обжалования решения.

Согласно  статье  46  Закона  в решении  хозяйственного  суда об открытии   ликвидационного  производства  в  отношении   должника - индивидуального  предпринимателя указывается  о  признании  утратившим силу   решения  о  регистрации  должника  в  качестве  индивидуального предпринимателя.

Вопрос. Каково содержание плана санации?

Ответ.  Требования,  предъявляемые к  содержанию  плана  санации, установлены в статье 124 Закона.

Приказом  Департамента  по  санации  и  банкротству  Министерства экономики  Республики Беларусь от 4 февраля 2002 года N  7  утверждено примерное содержание финансовой части плана санации*.

_______________________________________

* См. Вестник  Высшего  Хозяйственного  Суда Республики Беларусь,

2002 г., N 4, с. 22.

 

Вопрос.   Возможна  ли  продажа  имущества  должника  на   стадии ликвидационного  производства без проведения торгов  путем  заключения договора   купли-продажи,  если  на  это  имеется   решение   собрания кредиторов?  Если  да, то необходимо ли хозяйственному  суду  выносить определение?

Ответ.  Этот вопрос регулируется частью первой статьи 142 Закона, которая    предусматривает,   что   после   открытия   ликвидационного производства  управляющий осуществляет продажу  имущества  на  торгах, если   хозяйственным   судом,  собранием  кредиторов   или   комитетом кредиторов  в  соответствии  с законодательством  не  установлен  иной порядок продажи имущества должника.

Таким    образом,   продажа   имущества   должника   на    стадии ликвидационного  производства без проведения торгов  путем  заключения договора  купли-продажи возможна, если на это имеется решение собрания кредиторов (комитета кредиторов) или хозяйственного суда.

Вопрос.  Что относится к жилью социального пользования  в  рамках Закона?    Подлежат   ли   передаче   в   управление   соответствующей административно-территориальной единицы жилые дома, в которых  имеются приватизированные  жилые  помещения  и  жилые  помещения   социального пользования и жилье потребительских качеств?

Ответ.  В  соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь  к  жилому помещению социального пользования относится  жилое помещение  типовых потребительских качеств государственного  жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма.

Согласно  части  четвертой  статьи  101  Закона  жилые  помещения социального  пользования,  детские  дошкольные  учреждения  и  объекты коммунальной инфраструктуры, обслуживающие регион, подлежат передаче в управление  соответствующей  административно-территориальной   единицы Республики   Беларусь   (уполномоченных   ею   органов)   в   порядке, установленном частями первой, второй и третьей Закона.

Таким  образом, если в жилом доме имеются жилые помещения  (жилое помещение)  социального пользования, то жилой дом подлежит передаче  в управление соответствующей  административно-территориальной   единицы Республики Беларусь.

 

Определение размера и порядка удовлетворения требований кредиторов

Вопрос.  Каков  порядок рассмотрения и удовлетворения  требований работников  о  взыскании  заработной платы,  с  которыми  нанимателем-должником расторгнуты трудовые отношения?

Ответ.  Требования  работников, с которыми  нанимателем-должником расторгнуты   трудовые   отношения,   о   выплате   заработной   платы рассматриваются и удовлетворяются в том же порядке, что  и  требования работников, с которыми не прекращены трудовые отношения.

Задолженность  по  обязательствам перед работниками,  с  которыми нанимателем-должником  расторгнуты трудовые отношения,  вытекающим  из трудовых  и  связанных с ним отношений, устанавливается  на  основании данных бухгалтерского учета и вносится управляющим в реестр требований кредиторов. Если в пользу такого работника судебным актом,  вступившим в  законную силу, присуждены дополнительные суммы, то размер этих сумм включается  управляющим  в реестр требований кредиторов  на  основании

представленных ему документов.

В  случае  возникновения спора по размеру и составу задолженности перед работником, с которым нанимателем-должником расторгнуты трудовые отношения, такой работник вправе предъявить требование управляющему в порядке,  установленном статьей 93 Закона. Если управляющий отказал в удовлетворении  требования, то работник вправе подать в  хозяйственный суд  заявление  о  требовании  в порядке, предусмотренном  статьей  95 Закона.

Вопрос.  Каков  порядок  покрытия  судебных  расходов,  расходов, связанных  с  выплатой вознаграждения управляющему, в  соответствии  с частью первой статьи 144 Закона?

Ответ.  В  первую очередь среди внеочередных расходов покрываются судебные расходы.

Распределение   расходов,  связанных  с  выплатой  вознаграждения управляющему,  текущими платежами в процессе конкурсного  производства за   коммунальные,  эксплуатационные  и  иные  услуги,  а   также   по удовлетворению   требований  кредиторов  по  денежным   обязательствам должника,  возникшим в процессе конкурсного производства, осуществляет управляющий,  исходя  из конкретной ситуации,  возникающих  проблем  в связи  с  осуществлением  конкурсного производства  в  соответствии  с  планом санации (ликвидации).

Вопрос. Доначисляются ли налоги, пошлины и иные платежи в  бюджет соответствующего   уровня   и  государственные   внебюджетные   фонды, выявленные  в  результате проверок контролирующими  органами,  которые возникли  за период до открытия конкурсного производства,  и  в  какой очереди   они   удовлетворяются?  В  какую   очередь   удовлетворяются требования    по   взысканию   экономических   санкций,    начисленных контролирующими   органами   за   период   до   открытия   конкурсного производства?

Ответ.  Налоги,  пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня  и  государственные внебюджетные фонды, возникшие за период  до открытия  конкурсного производства, требования по которым  предъявлены контролирующими  органами в течение двух месяцев со дня  опубликования сообщения  об  открытии  конкурсного  производства,  доначисляются   и удовлетворяются в соответствии с абзацем четвертым части второй статьи 144 Закона в третью очередь.

В  соответствии  с  частью второй статьи  149  Закона  требования контролирующих органов по взысканию экономических санкций, начисленных за  период до открытия конкурсного производства, удовлетворяются, если они  предъявлены в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства, в пятую очередь.

В  соответствии  с  частью  пятой статьи  150  Закона  требования кредиторов по уплате пошлины и иных платежей в бюджет соответствующего уровня  и  государственные внебюджетные фонды, а  также  экономических санкций,  возникших  за  период до открытия конкурсного  производства, предъявленные после истечения двухмесячного срока со дня опубликования сообщения  об  открытии конкурсного производства,  удовлетворяются  за счет  имущества должника, оставшегося после удовлетворения  требований кредиторов (после пятой очереди).

Вопрос.  Производится  ли  начисление  налогов,  пошлин  и   иных платежей   в   бюджет   соответствующего  уровня   и   государственные внебюджетные  фонды и экономических санкций за период  после  открытия конкурсного производства?

Ответ. В соответствии с частью пятой статьи 150 Закона требования кредиторов  по  уплате обязательных платежей, если они возникли  после открытия  конкурсного производства, удовлетворяются за счет  имущества должника,  оставшегося  после  удовлетворения  требований  кредиторов, предъявленных в установленный срок.

Таким  образом,  управляющий обязан начислять налоги,  пошлины  и иные  платежи  в  бюджет  соответствующего  уровня  и  государственные внебюджетные   фонды.   Требования  по  таким  обязательным   платежам удовлетворяются после пятой очереди.

В   силу   абзаца  четырнадцатого  статьи  90  Закона  с  момента возбуждения    конкурсного   производства   вводится   приостановление удовлетворения   требований  кредиторов  по  платежным  обязательствам должника.

Абзац  пятый статьи 91 Закона устанавливает, что в течение  срока приостановления  удовлетворения  требований  кредиторов  по  платежным обязательствам не начисляются проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические  (финансовые) санкции за неисполнение  или  ненадлежащее исполнение платежных обязательств.

Таким  образом,  при  проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности  должника  контролирующий орган  не  вправе  применять  к должнику  экономические санкции за период после  открытия  конкурсного производства.

Вопрос.  Должны  ли  включаться в состав  платежных  обязательств (статья 4 Закона) суммы финансовых санкций и пени?

Ответ. В соответствии с абзацами 5, 17, 18 статьи 1 Закона  суммы финансовых санкций и пени включаются в состав платежных обязательств.

Вместе  с  тем  абзац шестой части второй статьи 4 Закона  вводит исключение:   при   определении  наличия  оснований  для   возбуждения конкурсного   производства   в   отношении   должника   из   платежных обязательств  исключаются суммы процентов и неустойки (штрафа,  пени), подлежащих уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств.

Вопрос.  Следует  ли руководствоваться частью  пятой  статьи  150 Закона  при уплате подоходного налога должником либо подоходный  налог должен   уплачиваться  должником  в  ходе  осуществления   конкурсного производства?

Ответ.  Должник  в  процессе конкурсного производства  уплачивает подоходный налог в общем порядке.

В силу статьи 1 Закона Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц" плательщиками подоходного налога (налогоплательщиками) являются физические лица.

В  соответствии  со  статьей  8 Закона  "О  подоходном  налоге  с физических  лиц" юридические и физические лица, являющиеся источниками выплаты дохода, налог исчисляют и удерживают.

Таким образом, подоходный налог не является обязательным платежом должника  и на него не распространяется правило, установленное  частью пятой статьи 150 Закона.

Вопрос.  В  каком  порядке производятся  расчеты  с  кредиторами, являющимися  поставщиками сырья по денежным обязательствам,  возникшим до открытия конкурсного производства?

Ответ. Расчеты с кредиторами, являющимися поставщиками сырья,  по денежным    обязательствам,   возникшим   до   открытия    конкурсного производства,  производятся  в общем порядке,  установленном  статьями 144, 148--150 Закона.

Вопрос.  Должник  признан  банкротом и в  отношении  его  открыто ликвидационное производство. Вправе ли хозяйственный суд  предоставить отсрочку исполнения решения дебиторам должника?

Ответ.  В  соответствии  со статьей 241  ХПК  хозяйственный  суд, принявший   судебный  акт,  по  заявлению  взыскателя,  должника   или судебного исполнителя вправе предоставить отсрочку исполнения  решения дебиторам должника в общем порядке.

Вместе  с  тем, принимая такое решение, хозяйственный суд  должен учитывать   сроки  осуществления  конкурсного  производства  (санации, ликвидации).

 

Субсидиарная ответственность

Вопрос.  Каковы  основания и порядок привлечения  к  субсидиарной ответственности лиц, перечисленных в части второй статьи 9 Закона?

Ответ.   Основания  привлечения  к  субсидиарной  ответственности установлены статьей 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее- ГК), статьями 8 и 9 Закона.

В   частности,  согласно  статье  52  ГК,  статье  9   Закона   к субсидиарной  ответственности можно привлечь  учредителя  (участника), собственника  имущества юридического лица и других лиц, которые  имеют право  давать  обязательные для этого юридического лица  указания  или иным образом иметь возможность определять его действия.

Часть   четвертая  статьи  8  Закона  устанавливает  субсидиарную ответственность  для  лиц,  не  подавших  заявление  о  банкротстве  в установленный  срок,  по  платежным обязательствам  и  обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Процедуру     привлечения    к    субсидиарной    ответственности устанавливает статья 370 ГК.

Так,  до  предъявления  требования к лицу, несущему  субсидиарную ответственность,  кредитор должен предъявить  требование  к  основному должнику. Отказ основного должника или неполучение от него в  разумный срок  ответа  на  предъявленное требование  предоставляет  возможность кредитору  обратиться  с  требованием к  лицу,  несущему  субсидиарную ответственность.

Информация о работе Судебная практика по делам о банкротстве