Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание

Безопасность государства - это безопасность его граждан. Национальная безопасность неразрывно связана с деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи.

Содержание

Введение
Раздел 1. Понятие, сущность и виды шпионажа
Раздел 2. Уголовно правовая характеристика шпионажа
§ 2.1 Объективная сторона шпионажа
§2.2 Объективные признаки шпионажа
§2.3 Субъективные признаки шпионажа
Раздел 3. Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).docx

— 49.30 Кб (Скачать документ)

§2.3 Субъективные признаки шпионажа                                                         

Соучастниками (организаторами, подстрекателями, пособниками) могут быть также иностранные  граждане и лица без гражданства. За шпионаж, совершенный иностранным  гражданином или лицом без  гражданства, ответственность наступает  по ст. 166 УК.                                                        

Субъективная  сторона характеризуется только прямым умыслом: лицо осознает характер своих действий и их направленность в ущерб внешней безопасности РК и желает их совершить. Мотивы изменнических  действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, и т.д. Их содержание для квалификации преступления не имеет значения, но может быть учтено при назначении наказания. Примечание к ст. 165УК предусматривает основание  освобождения от уголовной ответственности  лиц, совершивших государственную  измену или шпионаж, подпадающий  под ст. 166 УК. По своей юридической  природе это основание является деятельным раскаянием. Виновный освобождается  от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии  двух условий. Необходимо, чтобы он добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением) способствовал предотвращению дальнейшего  ущерба интересам РК. Это условие  отсутствует, если сообщение органам  власти является вынужденным (виновный задержан либо о его связи с иностранной разведкой стало известно другим лицам), а также если оно сделано несвоевременно (агент, длительно действовавший при помощи изменника, успел осуществить ряд шпионских, диверсионных и иных действий в ущерб внешней безопасности РК). Если же требования, изложенные в примечании, хотя бы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание.  Шпионаж считается оконченным с момента совершения действий независимо от наступивших последствий. 
 
 
 
 
 

Субъект преступления шпионажа                                                                                                                                                                           

Субъект преступления шпионажа – специальный: только иностранный гражданин или  лицо без гражданства, достигшее 16 лет. Существует точка зрения, согласно «лица с двойным гражданством – РК  и иностранного государства… должны отвечать за шпионаж по совокупности преступлений – ст. 165 и 166 УК » . Аналогичные действия гражданина РК  квалифицируется как государственная измена в форме шпионажа либо в форме иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РК. Так, шпионаж считается оконченным с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Ответственность за собирание и передачу сведений, наступает при наличии двух условий: 1) эти действия должны совершаться по заданию иностранной разведки; 2) они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности Казахстана. В ч. 2 ст. 62 Конституции РК установлено, что наличие гражданства другого государства не освобождает гражданина РК от его обязанностей, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Поэтому шпионаж, совершенный лицом, являющимся одновременно гражданином РК  и другого государства (бипатридом), влечет ответственность за государственную измену (ст. 165). Вопрос о субъективной стороне преступления является дискуссионным. Все согласны с тем, что формой вины может быть только умысел, однако некоторые авторы считают, что он обязательно должен быть прямым , другие же - что возможен также и косвенный умысел . Спорной является, например, ситуация, когда виновный, передавший иностранному государству сведения, составляющие государственную тайну, осознавал, что причиняет вред внешней безопасности, но безразлично относился к такому результату, ибо единственной целью было получение вознаграждения.

 
 
 
 
 

Раздел 3. Разграничение составов государственной  измены и шпионажа от смежных составов преступлений.                                                                                                                                                                      

Закон относит к государственной измене шпионаж, выдачу государственной тайны  либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб  внешней безопасности Казахстана. Первым видом государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 166) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РК.  Следовательно, речь идет о двух разновидностях шпионажа, которые различаются главным образом по предмету (государственная тайна или иные сведения).                                                                                                               Первая разновидность шпионажа. Предметом первой разновидности являются сведения, составляющие государственную тайну. Основные положения, касающиеся государственной тайны, содержатся в Законе РК  "О государственной тайне". В соответствии со ст. 2 Закона носителями государственной тайны являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Право относить конкретные сведения к государственной тайне предоставляется руководителям органов государственной власти, указанным в специальном перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемой Президентом РК. Таким образом, признаками, на основании которых сведения относятся к государственной тайне, являются, во-первых, их важность, значимость для обеспечения безопасности государства; во-вторых, включение их в специальный перечень (засекречивание) на основе предусмотренной законом процедуры. Обязательным признаком состава является определенный получатель сведений - иностранное государство, иностранная организация или их представители, причем имеются в виду любые зарубежные организации (государственные, общественные, частные). Передача или собирание сведений для российских организаций или граждан без цели дальнейшей передачи их в другие страны (например, для использования в производственной деятельности и т.д.) не являются шпионажем, ибо при этом не создается угроза внешней безопасности. Такие действия могут квалифицироваться как разглашение государственной тайны.                                                                        Вторая разновидность шпионажа. Предметом второй разновидности шпионажа являются иные сведения, т.е. не составляющие государственную тайну, но предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности Казахстана. Это могут быть любые, в том числе вообще несекретные, сведения, которые необходимы иностранному агенту для пребывания на территории России (о порядке получения документов, трудоустройства и т.д.), для вербовки российского гражданина, обладающего государственной тайной (о его моральном облике, вкусах, привычках), и т.д.                                                                                                                                               Отличие данной разновидности шпионажа от первой заключается еще и в том, что способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки. Собирание иных сведений по собственной инициативе с дальнейшей передачей их иностранному государству не содержит признаков шпионажа, но при определенных условиях может рассматриваться как другой вид государственной измены - оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности.

Выдача  государственной тайны. Второй вид  государственной измены - выдача государственной  тайны. Она очень близка к шпионажу, особенно в форме передачи сведений. Отличие же состоит в том, что  выдачу осуществляет лицо, располагающее  сведениями (по службе и т.д.), а при  шпионаже сведения передаются иными  лицами, которые, как правило, предварительно их собирают или похищают. Выдача считается  оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.                                                                                                                                                      Субъектом государственной измены может быть только гражданин РК. Иностранцы и лица без гражданства  не подлежат ответственности по этой статье, так как они не могут  совершить измену государству, гражданами которого не являются. При шпионаже субъектом выступает только иностранный  гражданин либо лицо без гражданства, вот, в чем отличие.                                           Разглашение государственной тайны . Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены .                                   Способы разглашения могут быть различными: посредством устных рассказов, показа письменных документов, чертежей, образцов продукции, а также путем бездействия, когда, например, материалы хранятся в условиях, при которых посторонние получили возможность ознакомиться с ними. Состав разглашения сконструирован как формальный - деяние окончено в момент разглашения; причинения вреда интересам государства не требуется.                                                          В то же время необходимо, чтобы сведения стали достоянием посторонних лиц, в противном случае при наличии прямого умысла речь может идти о покушении (например, сведения содержались в письме, которое не дошло до адресата и не стало известно другим лицам). Умышленное разглашения указанных сведений отличается от государственной измены содержанием и направленностью умысла, т.е. отсутствием намерения причинить ущерб внешней безопасности РК.                                                                                                                                                    

Субъект преступления специальный, обладающий двумя признаками. Первый из них - лицо имеет допуск к государственной  тайне. Порядок допуска регулируется Законом  РК "О государственной  тайне", в ст. которого говорится, что допуск осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению сведений, составляющих государственную тайну, ознакомление с нормами об ответственности  за нарушение законодательства РК  о государственной тайне и  соблюдение некоторых других правил.                                                                                                                                                                     Второй признак субъекта - тайна  была доверена или стала известна ему по службе. Это могут быть авторы документов, изобретений, их пользователи и т.д., а также технический  персонал (курьеры, машинистки и др.), в том числе работники, которым  данные сведения прямо не были доверены, но стали известны в связи с  работой в данной организации (например, из оброненного кем-то документа). Лица, не имеющие допуска, а также все  иные лица, которые ознакомились с  секретными сведениями случайно, не в  связи со службой и затем разгласили их, не являются субъектами данного  состава и не подлежат ответственности  по ст. 172 УК. Они могут отвечать за государственную измену (ст. 165 УК ) при наличии ее признаков. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 172 УК, выражается в форме умысла, когда лицо осознает, что разглашает государственную тайну, и желает, чтобы ее содержание стало известно посторонним, либо безразлично к этому относится (например, громко разговаривает в публичном месте). В ст. 172 УК  специально указано, что она применяется, если в содеянном отсутствуют признаки государственной измены. Это связано с тем, что разглашение имеет общие черты с таким способом государственной измены, как выдача государственной тайны. Главное различие в том, кому сообщаются сведения: при измене они передаются представителям иностранного государства или их агентам, при разглашении -иным лицам (знакомым, родственникам и т.д.) . Кроме того, у этих составов разные субъекты (при измене - общий, при разглашении - специальный). Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной формой вины, неосторожностью. При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми). Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою солидность и осведомленность. Действуя с косвенным умыслом, субъект сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми. Мотивами совершения разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему свою осведомленность, компетентность, важность и значимость своей персоны. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы: "помочь" близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д. 
 
 
 
 
 

Заключение.                                                                                                                                                              Исходя, из всего изложенного в  основной части данной курсовой работы можно сделать следующие выводы. Относительно правового регулирования  и значимости данного состава  преступления для законодателя, основываясь  на литературе, использованной при  рассмотрении данной темы, можно сказать, что такой состав преступления как  шпионаж и государственная измена  достаточно полно урегулированы  в законодательстве при том, что место, уделяемое рассмотрению данной проблемы в научной и учебной литературе сравнительно не велико. Законодатель сознательно вводит строгую санкцию за совершение данного преступления, тогда как нужно совершенствовать законодательство ни путём ужесточения наказания, а путём уменьшения степени гласности, к примеру запрещая средствам массовой информации во обеспечении права на свободу слова собирать информацию составляющую государственную тайну или не составляющую таковой, но способную нанести ущерб внешней безопасности государства. На основе курсовой работы можно сделать вывод, что причины побуждающие людей заниматься шпионажем это те же мотивы преступления входящие в субъективную сторону преступления. Они могут быть различными, но будут различаться в зависимости от того, каким шпионажем лицо будет заниматься: по заданию иностранной разведки или промышленным. В первом случае мотивов может и не быть,  так как лицо будет совершать данное преступление, выполняя свой служебный долг, а во втором случае мотивы могут быть различными, но в основном это стремление к собственному обогащению. И как видно из изложенного в основной части моей курсовой работы, история шпионажа начинает своё развитие ещё в древности. Являясь одним из наидревнейших искусств, методы добычи информации при шпионаже совершенствовались на протяжении веков, и дошли до нашего времени в совершенно изменённой форме. Но преступление остаётся преступлением и, на мой взгляд, искусство шпионажа будет существовать до тех пор, пока есть государство, секретная информация и люди способные производить подобную информацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  Используемой литературы

1 Умнов  М. И. Всемирная история шпионажа. М.: «Издательство АСТ», 2000. С. 3.

2 Уголовное  право Российской Федерации. Особенная  часть

3 Уголовное  право Республики Казахстан. Особенная  часть

4 Интернет  сайт «Википедия»

5 Гаухман  «уголовное право-особенная часть»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений