Принудительные меры воспитательного воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание

Целью исследования курсовой работы является комплексный подход к изучению уголовно-правовых, уголовно - процессуальных и криминологических мер принудительного характера, их природы и содержания воспитательного воздействия, а также выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и практики их применения.

Содержание

Введение
1. Уголовно-правовое понятие принудительных мер воспитательного воздействия
1.1 Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
1.2 Цели принудительных мер воспитательного воздействия
1.3 Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия
2. Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия и порядок их назначения
2.1 Виды принудительных мер воспитательного воздействия
2.2 Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Уголовное право.docx

— 50.41 Кб (Скачать документ)

     Содержание  к работе

     Введение

     1. Уголовно-правовое понятие принудительных  мер воспитательного воздействия

     1.1 Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия

     1.2 Цели принудительных мер воспитательного воздействия

     1.3 Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия

     2. Виды и содержание принудительных  мер воспитательного воздействия  и порядок их назначения

     2.1 Виды принудительных мер воспитательного  воздействия

     2.2 Содержание принудительных мер  воспитательного воздействия

     Заключение

     Список  использованной литературы

 

      Введение

     Для российского общества вопрос борьбы с преступностью, предупреждения и  пресечения преступлений является особенно актуальным, так как сложнейшая криминогенная  ситуация в стране заставляет общество обращать всё более пристальное  внимание на эту социальную проблему. Одним из её тревожных проявлений является наблюдающийся в последние  годы рост детской и подростковой преступности.

     В условиях роста социальной напряжённости, углубления кризисных явлений в  экономике и социальной сфере  в первую очередь затрагиваются  судьбы детей и подростков. Растет детская беспризорность и бродяжничество, всё больше детей и подростков приобщаются к наркотикам и алкоголю, ведут антисоциальный образ жизни, уклоняясь от учебной и трудовой деятельности.

     Каждый  второй подросток, которому было назначено  наказание в виде лишения свободы, обрел в местах лишения свободы  такой запас криминальных склонностей  и опыта, которые обусловили совершение им преступлений и в дальнейшем.

     Одним из обстоятельств, обусловливающих  такое положение дел в российском обществе, являются не только общие  негативные социальные процессы, но и  несовершенство и даже кризисное  состояние специфической системы  предупреждения преступности несовершеннолетних.

     Появление в УК РФ 1996г. норм, закрепляющих особенности  уголовной ответственности несовершеннолетних, свидетельствует о последовательным воплощении в жизнь требований международных  документов в области обращения  с несовершеннолетними правонарушителями. К числу основных таких требований следует отнести более широкое применение к несовершеннолетним санкции (мер) альтернативных лишению свободы и уголовной ответственности.

     Подтверждением  этому является положение УК РФ о  том, что "несовершеннолетнему, совершившему преступление, может быть назначено  наказание, либо к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного  воздействия" (ч.2 ст.87 УК РФ).

     Реальной  альтернативой карательному правосудию становится доктрина восстановительного правосудия, материально-правовая основа, которой содержится в нормах уголовного права, регламентирующих основания  и порядок освобождения от уголовной  ответственности при совершении лицами, не достигшими восемнадцатилетнего  возраста, преступлений небольшой и  средней тяжести.

     Между тем, проблемы борьбы с преступностью  несовершеннолетних издавна привлекали внимание психологов, педагогов, и юристов. Ещё в дореволюционный период большой вклад в разработку проблемы применения к ним воспитательных мер внесли такие известные учёные, как М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, Н.С. С.В, Познышев, Н.С. Таганцев и другие. В более поздний период в теоретическом  плане исследованию данных вопросов были посвящены работы P.M. Абызова, Г.Б. Виттенберга, Г,С. Гаверова, С.Г, Келиной, В,В. Скибицкого, В.Д. Филимонова и многих других. В числе современных авторов  можно назвать работы З.А. Астемиро-ва, М.М. Бабаева, В.И. Горобцова, Г.И. Забрянского, И.А. Кобзаря, В.П. Кашепова, Н.П. Мелешко, Ю.Е., Пудовочкина, Л.М. Прозументова, Н.В. Щедрина и некоторых других авторов.

     Целью исследования курсовой работы является комплексный подход к изучению уголовно-правовых, уголовно - процессуальных и криминологических  мер принудительного характера, их природы и содержания воспитательного воздействия, а также выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и практики их применения.

     Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

     - исследование истории становления  и развития института принудительных  мер воспитательного воздействия  в уголовном законодательстве  России и некоторых зарубежных  стран;

     - выявление правовой природы, содержания  и целей принудительных мер  воспитательного воздействия;

     - рассмотрение криминологических  основ применения принудительных  мер воспитательного воздействия;

     - анализ оснований и порядка  применения, принудительных мер  воспитательного воздействия;

     - разработка предложений, направленных  на совершенствование законодательства  и практики применения принудительных  мер воспитательного воздействия.

     Объектом  исследования являются отношения в  сфере применения правовых норм, регламентирующих основания и порядок применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия.

     Предмет исследования составляют:

     - нормы ранее действовавшего и  современного отечественного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного  и иных отраслей законодательства, регламентирующего различные аспекты  применения института принудительных  мер воспитательного воздействия;

     - материалы следственно-судебной  практики по применению принудительных  мер воспитательного воздействия  и их соотношение с иными  видами освобождения несовершеннолетних  от уголовной ответственности  и наказания;

     - юридическая и иная литература, касающаяся проблем применения  принудительных мер воспитательного  воздействия.

     В основе исследования лежат труды  отечественных учёных-юристов, касающиеся проблем освобождения, несовершеннолетних от уголовной ответственности и  наказания с применением к  ним принудительных мер воспитательного  воздействия.

 

      Глава 1. Уголовно-правовое понятие  принудительных мер воспитательного  воздействия

     1.1 Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия

     Нормы гл. 14 Уголовного кодекса РФ регулируют вопросы уголовной ответственности  несовершеннолетних не только в части  назначения наказания, они предусматривают  возможность применения к несовершеннолетним иных мер уголовно-правового характера - принудительных мер воспитательного  воздействия. Вопрос о сущности принудительных мер воспитательного воздействия  в научной литературе решается неоднозначно. Многие ученые называют эти меры эффективной  мерой борьбы с преступностью  и альтернативой уголовному наказанию.

     Вместе  с тем большинство ученых склоняются к мысли, что "принудительные меры воспитательного воздействия следует  рассматривать не как альтернативу наказанию, а как самостоятельную  форму реализации уголовной ответственности  несовершеннолетних, применяемую к  определенной категории несовершеннолетних", и их юридическая природа "заключается  в их значении как особой формы  реализации уголовной ответственности  несовершеннолетних, выражающейся в  освобождении их судом от наказания, предусмотренного в санкции инкриминируемой  им статьи". А.Л. Санташов отмечает, что  некоторые юристы не признают существования  юридической дифференциации ответственности  в уголовном праве, но "в уголовном  законе присутствуют иные меры уголовно-правового  характера, основания для применения которых устанавливаются именно УК РФ, а их использование происходит, как правило, взамен при освобождении лиц от уголовной ответственности  или наказания".

     Следует отметить, что нормы Уголовного кодекса  РФ (ч. 1 ст. 90) предусматривают возможность  освобождения от уголовной ответственности  с применением принудительных мер  воспитательного воздействия, таким  образом, не только ставя указанные  меры вне системы наказаний, но и  исключая их из форм реализации уголовной  ответственности. Более предпочтительно  представление о принудительных мерах воспитательного воздействия  как об одной из мер уголовно-правового  характера наряду с принудительными  мерами медицинского характера. В пользу такой трактовки сущности принудительных мер воспитательного воздействия  говорят несколько признаков:

     1) они могут быть назначены одновременно  с освобождением лица от уголовной  ответственности, а значит, являются  альтернативой привлечения лица  к ответственности;

     2) они не равнозначны уголовному  наказанию, поскольку не ставят  несовершеннолетнего в положение  осужденного, не создают судимости  и не могут рассматриваться  как наказание;

     3) они назначаются только определенной  категории лиц, совершивших общественно  опасное деяние, - несовершеннолетним, с учетом особых целей воздействия  на них;

     4) основной целью их применения  является воспитание (перевоспитание) лиц, продемонстрировавших свое  асоциальное поведение посредством  совершения общественно опасного  деяния. Преследуя цель исправления  несовершеннолетнего, суд при  применении указанных мер воздействует  на несовершеннолетнего прежде  всего путем убеждения, доведения  до его сознания понимания  недопустимости совершения преступлений;

     5) они являются принудительными,  поскольку назначаются независимо  от желания или согласия несовершеннолетнего  или его законного представителя.  Исполнение воспитательных мер  обеспечивается силой государственной  власти.

     Таким образом, принудительные меры воспитательного  воздействия представляют собой  одну из принудительных мер уголовно-правового  характера, назначаемую только определенной категории лиц - несовершеннолетним, не являющуюся уголовным наказанием, не влекущую за собой правовых последствий  в виде судимости, основной целью  применения которой является воспитание (перевоспитание) несовершеннолетних. В связи с указанным нормы  о применении принудительных мер  воспитательного воздействия следует  перенести в разд. VI "Иные меры уголовно-правового характера" Уголовного кодекса РФ, объединив в отдельную  гл. 15.2 "Принудительные меры воспитательного  воздействия".

     В соответствии с ч. 1 ст. 90 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетний, совершивший  преступление небольшой или средней  тяжести, может быть освобожден от уголовной  ответственности, если будет признано, что его исправление может  быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного  воздействия должны иметь приоритет  перед назначением наказания  несовершеннолетнему за совершенное  общественно опасное деяние. На приоритетность применения воспитательных мер указывают многие авторы. Так, А.С. Бугрименко отмечает, что основным правилом в системе общих начал назначения наказания несовершеннолетним, предусмотренных в ст. 89 УК РФ, следует признать правило, "обозначающее приоритет концепции восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних. В связи с этим до вынесения судом приговора и назначения конкретного вида и размера наказания следует ввести в обязанность суда установление факта о том, имеются ли предпосылки и основания для проведения процедуры примирения сторон и применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия".

     Также особо обращается внимание судов  на то, что Федеральным законом  от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ изменена редакция ч. 2 ст. 87 УК РФ. Согласно действующей  редакции данной статьи на первое место  поставлено положение о применении принудительных мер воспитательного  воздействия, а на второе - о назначении наказания. "Имея в виду это изменение, судьям следует (после признания  несовершеннолетнего виновным в  совершении преступления) прежде разрешить  вопрос о возможности применения принудительных мер воспитательного  воздействия и только при невозможности  применения указанных мер - приступать к разрешению вопроса о наказании  несовершеннолетнего."

     Сущность  принудительных мер воспитательного  воздействия заключается в принуждении  несовершеннолетнего к определенным действиям, что сводит к минимуму карательное воздействие. Посредством  принуждения лица к совершению определенного  рода поступков в интересах общества либо отдельных лиц идет воздействие  на формирование личности несовершеннолетнего  в рамках социально одобряемого  поведения. Формирующаяся личность подростка легко поддается воздействию, и при построенной на индивидуальных особенностях личности подростка работе можно добиться эффективного результата.

     Принуждение несовершеннолетнего к социально  одобряемому поведению посредством  корректирующих мер воздействия, направленных на его исправление, должно стать  приоритетной формой воздействия, что  обусловливает необходимость расширения практики применения принудительных мер  воспитательного воздействия. Приоритетность воспитательных мер обосновывается двумя основными положениями:

Информация о работе Принудительные меры воспитательного воздействия