Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание

Целью работы является комплексное изучение понятий законности и правопорядка, их соотношений, требований и принципов законности. Задачи исследования предопределены выше обозначенной целью и заключаются в следующем:
1) формулирование определений законности и правопорядка и характеристика их структуры и признаков;
2) характеристика основных требований и принципов законности;
3) выявление места и роли законности и правопорядка в процессе нормального функционирования правового государства;
4) рассмотрение соотношения законности и правопорядка на современном этапе юридической науки и практики;
5) характеристика основных гарантий законности и правопорядка;
6) демонстрация значения законности и правопорядка в современном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………..…………………..3
Глава 1 Законность — важнейшая правовая категория
1.1. Понятие законности, ее структура и признаки……….…………......5
1.2. Принципы и требования законности…………………………….…..9
Глава 2. Правопорядок как цель и результат правового регулирования
общественных отношений
2.1. Понятие правопорядка, его принципы и особенности......................16
2.2. Соотношение законности и правопорядка……………………..…...22
2.3. Гарантии законности и правопорядка……………….……………...26
Заключение………………………………….…………………………..…30
Список используемой литературы…………………………………….....32

Работа состоит из  1 файл

уп общая часть ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

     Законность  обеспечивает (направлена на обеспечение) общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения.

     Содержание  правопорядка составляет упорядоченность  общественных отношений, выражаемое в  правомерном поведении их участников. Следовательно, когда участники  регулируемых правовых отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями, тогда и складывается правопорядок.15

     Как видно, законность непосредственно  примыкает к закону, выражается в  требованиях его соблюдения, правопорядок – к осуществлению субъективных прав, исполнению юридических обязанностей.

     В заключение следует отметить, что правопорядок – необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-экономическая, и политическая, и культурная. И сегодня проблема правопорядка в России особенно актуальна.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Гарантии законности и правопорядка. 

     В правовом государстве существует целая  система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе.16

     Мало  провозгласить законность и ее принципы, мало придумать и издать хорошие  законы — необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности, эффективности.

     Под гарантиями в данном случае понимаются объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой все это не происходит. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.17

     Различают материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

     К материальным гарантиям относится  такая экономическая структура  общества, в рамках которой устанавливаются  эквивалентные отношения между  производителями и потребителями  материальных благ. При эквивалентных рыночных   товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становиться экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило,  сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

     Политически  гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающие объективные закономерности общественного развития.

     Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному закону, лишаются защиты со стороны государства.

     К юридическим гарантиям относится  деятельность государственных органов  и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений  законности и правопорядка.  Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

      Среди юридических гарантий различают следующие:

        1) Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий.

      2) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Предупредительную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

      3) Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

      4) Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

      5) Юридическая - ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

      6) Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям, ибо процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение.

      7) Важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.18

      Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, абсолютизировать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями.

      Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая  обстановка, в которой реализуются  юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество  - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

      Законность  и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически  взаимодействуют между собой, взаимообуславливают  и дополняют друг друга.

       

       
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Законность  и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция.

     К сожалению, состояние законности и  правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них — преступлений.

     Важнейшая же роль по изменению данной негативной тенденции, безусловно, принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

     Укрепление  правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в  деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

     Существовало и сейчас существует немало нормативных актов, принятие которых не соответствовало интересам общества. Их «строгое соблюдение» на деле означало «строгое нарушение», т.е. приводило к отрицательным последствиям для народа, для интересов социального развития. Поэтому совершенствование законодательства предполагает создание надежных механизмов выявления и отражения в законах воли народа, интересов прогрессивного развития общества. От каждого из нас, граждан Российской Федерации, зависит, в каком государстве мы будем жить: правовом, в котором права и свободы человека  гарантируются государством не декларативно, а реально, либо в государстве в котором процветает беззаконие, правовой нигилизм. Решение данного вопроса зависит в первую очередь от нас с вами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы.

      Нормативные акты.

     1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Рос. газ. – 1993. – 25 декабря.

     2. Уголовный Кодекс Российской  Федерации. – М.: Проспект, 2007.

     Учебная литература.

     3. Алексеев С.С. Теория государства и права. -  М.: Юрист, 1998.

      4. Бабаев В.К. Общая теория права: курс лекций. - Нижний Новгород: Издательство НЮИ МВД РФ, 1993.

      5. Братусь С.Н. Юридическая ответственность  и законность. – М.: Юридическая литература, 1976.

     6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000.

      7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000. 

      8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. - М.: Юрист, 1999.

      9. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2000.

      10. Корельский В.М.,  Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

     11. Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

      12. Кутафин О.Е.Основы государства и права. - М.: Юрист, 2000.

     13. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 1998.

     14. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: Юрист, 1994.

      15. Лифшиц Р. З. Теория права. - М.: НОРМА, 1995.

      16. Малько А.В. Теория государства и права. – М.:, Юрист, 2002.

      17. Манов Г. Н. Теория права и государства. - М.: Юрайт, 1995.

     18. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - М.: Проспект, 1998.

     19. Нерсесянц В. С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. - М.: Проспект, 1998.

      20. Пиголкин А.С. Общая теория права. - М.: Юрист, 1995.

      21. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 1995.

     22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: «Дахабов,  Ткачев, Димов», 1995.

Информация о работе Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений