Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:46, контрольная работа

Описание

Задача № 1.
Орган дознания возбудил уголовное дело по факту разбойного нападения, совершенного Громовым, по ч. 3 ст. 162 УК РФ. В ходе производства неотложных следственных действий к делу были произведены следующие следственные действия: допрошены в качестве свидетелей Громов и очевидец совершения преступления Машков, осмотра места происшествия. Затем было принято решение о возбуждении уголовного дела и истребована служебная характеристика Громова. Далее Громов был допрошен в качестве подозреваемого и произведена у него дома выемка личных писем и их осмотр. Материалы дела по истечении двух недель были переданы прокурору.
Были ли допущены нарушения органом дознания?

Работа состоит из  2 файла

задачи.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

      - проверяемое лицо и двое понятых занимают место, на котором происходило восприятие интересующего следствие факта;

      - по сигналу следователя выполняются  заданные действия, а проверяемый  субъект поясняет, что именно  он разглядел, услышал или воспринял  иным образом;

      - ход и результаты проведенного эксперимента протоколируются и фиксируются с помощью технико-криминалистичеких средств.

      Если  получен отрицательный результат, следователь должен убедиться, что  это не вызвано ухудшением слуха  или зрения проверяемого, и повторить  опытные действия, несколько изменив условия восприятия (расстояние, освещение и др.).

      Также экспериментальным путем устанавливается  возможность совершения определенных действий:

      - преодолеть в течение заданного  промежутка времени конкретное  расстояние пешком или на различных транспортных средствах;

      - изготовить определенные предметы  при помощи различных приспособлений  или за указанный промежуток  времени;

      - протащить предмет заданных габаритов  через пролом в стене, потолке,  окно с решеткой и т.п.

      Достоверность и убедительность результатов эксперимента обеспечиваются многократностью и вариационностью проводимых опытов. В ходе следственного эксперимента один и тот же опыт должен быть повторен несколько раз в неизменных условиях, чтобы исключить влияние различных, не поддающихся учету и устранению случайных факторов. Однозначность полученных результатов здесь свидетельствует, что они являются закономерными.

      Повторением экспериментальных действий в изменяемых условиях достигается учет всех возможных  факторов, которые при однократном осуществлении эксперимента не удалось точно воспроизвести. Изменяться могут как освещенность, расстояние, уровень шума, инструменты и т.д., так и способы выполнения опытных действий. Изменяться должен только один из факторов, чтобы легче было определить, что и как влияет на результаты эксперимента. Условия проведения последнего могут, как усложняться, так и упрощаться. При необходимости эксперимент производится в несколько этапов (по делам об автотранспортных происшествиях, нарушениях правил техники безопасности и др.). Это облегчает его восприятие участниками, обеспечивает более точную оценку полученных результатов.

      На  заключительном этапе завершается  составление протокола следственного  эксперимента, плана местности (помещения), где он производился, схем движения во время его производства.

      Для процессуальной фиксации хода и результатов  следственного эксперимента следователь  составляет протокол, проводит необходимые  измерения, вычерчивает планы и  схемы, применяет (лучше с помощью  специалиста) фотографирование, аудио- и видеозапись.

      Протокол  – основной процессуальный документ, в котором подробно излагаются условия  и обстановка эксперимента, степень  их соответствия исходным обстоятельствам, ход и результаты следственного  действия.

      Помимо  общих для каждого протокола реквизитов во вступительной части его следует отразить:

      - предупреждение свидетелей и  потерпевших об ответственности  за дачу ложных показаний и  отказ от дачи показаний;

      - краткое содержание показаний  обвиняемых, подозреваемых, свидетелей  и потерпевших по существу проверяемого факта (если эксперимент проводится с целью проверки их показаний);

      - цель эксперимента.

      В описательной части протокола указываются:

      - условия, при которых проводились  опыты. Если какие-либо из этих  условий воспроизвести не удалось, об этом необходимо указать в протоколе. Замена подлинных предметов однородными, сходными предметами или макетами также должна быть отражена в протоколе. Если целью эксперимента является проверка показаний обвиняемых или свидетелей, в протоколе следует поместить их заявление о соответствии обстановки эксперимента той, в которой происходило исследуемое событие;

      - содержание и последовательность  опытных действий. Их следует  описывать подробно, отражая как  сам процесс опыта, так и  его результаты. Если опыты повторялись, необходимо указать, в каких условиях и сколько раз. Варианты опытов в специально измененных условиях должны быть описаны особо, с указанием, в чем состояло изменение условий опыта, сколько раз он производился и какие дал результаты.

      Все обстоятельства производства опытов, которые могут повлиять на их результаты и оценку, должны тщательно фиксироваться в протоколе. Так, при производстве экспериментов на слышимость необходимо указать, каким именно участникам было сообщено содержание фраз, подлежащих воспроизведению; при проверке возможности остановить автомашину следует отметить, был ли сигнал о торможении неожиданным для водителя или он знал о нем заранее; при выходе с обвиняемым на место происшествия важно указать, кто шел впереди группы, и в какой последовательности (порядке) двигались остальные ее участники, и т.д.

      В заключительной части протокола  фиксируются: заявления участников эксперимента, если они были сделаны; время начала и окончания эксперимента; предупреждение участников эксперимента о неразглашении данных следствия, если это может отрицательно повлиять на ход следствия; подписи всех участников.

      Дополнительными средствами фиксации следственного  эксперимента являются фото-, видеосъемка, аудиозапись, производство измерений, составление планов и схем. Применение конкретного средства фиксации зависит от характера выполняемых опытных действий. Иногда достаточно просто сфотографировать обстановку и основные стадии производства экспериментальных действий. Однако, учитывая динамичность следственного эксперимента, предпочтительнее применять для его фиксации видеозапись. При этом желательно проводить ее, тщательно продумав, какие именно действия и с каких точек нужно зафиксировать.

      Видеозапись следственного эксперимента передает исчерпывающую информацию не только о процессе проведения опытных действий и их результатах, но и об организации этих опытов, тактических и процессуальных условиях эксперимента. Наличие полной картины эксперимента значительно облегчает оценку полученной доказательственной информации.

      Важно, чтобы видеозапись создавала "эффект присутствия" при производстве следственного  эксперимента, помогала оценить возможность  или невозможность восприятия в  данных условиях конкретной информации, совершения каких-либо действий за определенный промежуток времени и т.д.

      После производства следственного эксперимента происходит оценка достоверности и  доказательственного значения результатов  следственного эксперимента.

      Такая процедура характеризуется рядом  особенностей и трудностей.

      Результаты  эксперимента должны быть оценены с точки зрения их достоверности и доказательственного значения.

      Вначале нужно выяснить, правильно ли установлены  результаты следственного эксперимента – возможность или невозможность  проверяемого обстоятельства. Эта оценка сводится в основном к проверке правильности организации и проведения опытов.

      В положительном случае результат  представляет собой объективно установленный  доказательственный факт. Однако если при производстве опытов были нарушены тактические правила следственного эксперимента, его результаты оказываются лишенными доказательственного значения.

      Что касается выводов, которые могут  быть сделаны на основе проделанных  опытов, то они зависят от отрицательного или положительного результата эксперимента. Положительным является результат, подтверждающий проверяемое обстоятельство, его объективную возможность. Отрицательные результаты опровергают проверяемое обстоятельство, устанавливают его невозможность.

      Если  путем эксперимента установлена  объективная невозможность проверяемого обстоятельства, то следует категорический вывод о том, что проверяемое обстоятельство отсутствовало, то есть не имело места в действительности. Так, если установлено. что в данном помещении невозможно разместить указанное обвиняемым количество товаров, это означает, что размещение таких товаров в данном помещении не имело места в действительности.

      Сложнее оценить результаты эксперимента, которым  установлена невозможность восприятия явления данным лицом или совершения им определенных действий. Показание лица по этому вопросу может быть ложным. Этот вывод, однако, следует делать с осторожностью, тщательно проверяя полноту учета и воспроизведения, существенных для результатов эксперимента условий. Ряд важных факторов, относящихся к индивидуальной психофизиологической сфере, не поддается точному учету и воспроизведению, а это может повлиять на результаты эксперимента.

      Так, отрицательный результат эксперимента может быть получен в результате снижения координации движений или  интеллектуальных функций, вызванных необычными для исполнителя условиями следственного действия. С другой стороны, известны случаи, когда исполнитель в эксперименте не может повторить тех действий (быстрый бег, поднятие тяжестей и т.д.), которые действительно были совершены им в состоянии сильного нервного напряжения, вызванного страхом, отчаянием или иными сильными эмоциями.

      В такого рода случаях отрицательный  результат эксперимента не может  рассматриваться как достоверный  и вести к выводу о ложности проверяемых показаний. Вопрос о  существовании события, восприятие которого являлось предметом проверки, остается в этих случаях открытым. Это событие в действительности могло иметь место, но воспринималось данным или иным свидетелем в других условиях. Так, установленная экспериментом невозможность слышать разговор двух лиц из смежной комнаты не означает, что этого разговора в действительности не происходило. Свидетель мог узнать о нем от третьих лиц или воспринять его при других обстоятельствах.

      Положительный результат эксперимента по вопросу о возможности восприятия еще не означает доказанности проверяемого обстоятельства. Так, если путем эксперимента устанавливается, что из комнаты свидетеля можно слышать разговор, происходящий в служебном кабинете обвиняемого, из одного этого еще не следует, что такой разговор между обвиняемыми действительно был. Вывод об этом следует делать только по совокупности имеющихся доказательств.

      Эксперименты, проверяющие отдельные элементы механизма расследуемого события, могут иметь однозначный и  многозначный результат. Так, экспериментом может быть установлено, что дверь, закрытая изнутри на крючок, могла быть открыта снаружи только одним каким-либо способом. В другом случае может быть установлено несколько возможных способов. В первом случае результаты эксперимента являются основанием для категорических выводов следователя о соответствующих элементах механизма происшествия. Во втором – только для предположительных выводов и должны использоваться в системе собранных по делу доказательств.

      Многозначные  результаты следственного эксперимента могут служить основанием для достоверного установления проверяемого факта только в том случае, если они будут подтверждены совокупностью других доказательств. 

 

       Список использованной литературы 

      
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 30.12.08) // Консультант Плюс
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. № 174-ФЗ (в ред. от 21.07.2011) // Консультант Плюс
  3. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: Изд-во «Зерцало», 2005.
  4. Уголовно-процессуальное право РФ / Под ред. Лупинской П.А. – М.: Юристъ, 2005.
  5. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко. — 2е изд., перераб. и доп. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006.
  6. Копылова О.П. Уголовный процесс: В 2 ч. Ч. 2. Особенная часть уголовного процесса: Курс лекций. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2005.
  7. Быков В. М. Принятие следователем решения о производстве следственных действий // Законность. 2005. № 10.
  8. Быков В.М. Фактические основания производства следственных действий по УПК РФ // Журнал российского права. 2005. № 6.
  9. Уголовный процесс. Учебник / под ред. Смирнова А.В., Калиновского К.Б. – М.: изд-во «Кнорус», 2008.

задачи вар 8.doc

— 55.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"