Экстремизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание

Понятие экстремизма как крайнего политического течения предполагает наличие точки отсчета, от которой оно определяется. Особая трудность в установлении критериев политического экстремизма подстерегает те общества и политические системы, в которых политический центр окончательно не оформился, не стал общепринятым и в известной степени привычным для данного общества. Этот центр может определяться с точки зрения сегодняшней системы, авторитетных систем за рубежом, системы прошлого, некой идеальной модели и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Экстремизм. Понятие и сущность………………………………………………………….……………..3
Ответственность за осуществление экстремистской деятельности……....…5
Отечественное законодательство о борьбе с экстремизмом и опыт его использования…………………………………………………………….…….6
Причины усиления борьбы с экстремизмом в России и мире………….……8
Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом……….11
Проблемы привлечения к уголовной ответственности при осуществлении экстремистской деятельности в сетиИнтернет………………………………..13
Молодёжный экстремизм: причины и следствия……………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………...……31

Работа состоит из  1 файл

ВВедение.docx

— 53.50 Кб (Скачать документ)

     Как, например, установить, что унижает, а что не унижает национальное достоинство?

     Российский  закон к экстремистским материалам относит “в том числе труды  руководителей национал-социалистской  рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение  какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы”. При таком широком подходе  к определению экстремистских материалов к ним можно отнести немало философской, социологической и  политической литературы, ставшей как  частью широкой культуры, вне зависимости  от ее оценки, так и современных  авторов. К этому кругу относятся  как труды Гобино, Гитлера, Розенберга, так и работы многочисленных авторов, описывающих преимущества (превосходство, избранность, высшие качества и др.) своих народов перед другими  народами, - от богоизбранности до проживания в месте, где наилучшим образом  осуществляется контакт с космосом. Следует учитывать также, что  до XIX века подавляющая часть человечества не разделяла идей правового или  социального равенства людей, а  в настоящее время национализм  продолжает оставаться одной из самых  распространенных идеологий в мире. Как известно, Аристотель был убежденным сторонником изначального неравенства  народов и превосходства греков во всех отношениях перед другими  народами, которые в совокупности назывались им варварами. Является ли эта публикация Аристотеля, с точки  зрения закона, обосновывающей или  оправдывающей национальное и (или) расовое превосходство и, следовательно, экстремистским материалом?

     Грань применения или неприменения закона в такой ситуации размыта, условна  и может оправдываться степенью оценки давления на государство.

     Тем не менее, законодатели, и не только у нас в стране, идут на ужесточение  санкций в отношении экстремизма, зачисляя в качестве экстремистских те религиозные, национальные, этнические, политические действия и основания  деятельности, которые рассматриваются  как угрозы для государства или  его основ. Например, во многих западных странах произведения Гитлера, Муссолини  и других идеологов фашизма, нацизма  не являются запрещенными, а свободно продаются в книжных магазинах.

     Общей же линией является стремление государства  защититься от угроз со стороны экстремистов за счет расширения сферы действия запретов, применения санкций на более  ранних этапах возможных противоправных действий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Международное сотрудничество в  области борьбы с  экстремизмом

Причины усиления борьбы с  экстремизмом в России и мире 

На территории Российской Федерации запрещается  деятельность общественных и религиозных  объединений, иных некоммерческих организаций  иностранных государств и их структурных  подразделений, деятельность которых  признана экстремистской в соответствии с международно — правовыми актами и федеральным законодательством. Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации  влечет за собой: а) аннулирование государственной  аккредитации и регистрации в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации  иностранных граждан и лиц  без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение  любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной  организации;

д) запрет распространения  на территории Российской Федерации  материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных  мероприятий, а равно участие  в массовых акциях и публичных  мероприятиях в качестве представителя  запрещенной организации (или её официальных представителей);

ж) запрет на создание её организаций — правопреемников  в любой организационно — правовой форме. После вступления в силу решения  суда о запрете деятельности иностранной  некоммерческой неправительственной  организации уполномоченный государственный  орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить  дипломатическое представительство  или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация  в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными  органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  привлечения к  уголовной ответственности  при осуществлении  экстремистской деятельности в сети Интернет 

     Сегодня невозможно отрицать тот факт, что  Интернет с каждым днем играет все  большую роль в нашей жизни. Однако столь широкая популярность данных коммуникационных сетей привела  и к негативным последствиям, одним  из таких можно назвать использование  экстремистскими организациями  Интернета в качестве своеобразной трибуны для пропаганды своих  идей и вербовки новых сторонников.

     Развернутое определение экстремизма (экстремистской деятельности) в национальном праве  дано в ст.1 Федерального Закона «О противодействии  экстремистской деятельности»57. Необходимо обратить внимание на те его элементы, реализация которых может быть осуществлена с использованием сети Интернет.

     Во-первых, это размещение программных документов различных групп, содержащих информацию, побуждающую к насильственному  изменению конституционного строя  и нарушению целостности России, пропаганду исключительности, превосходства  либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной  или языковой принадлежности и т.п. Интернет позволяет «легко, безопасно, дешево и без цензуры» распространять любую идеологию по всему миру (в том числе демонстрирование нацистской атрибутики или символики), что способствует формированию ранее  не существовавшего единого неонацистского, расистского сообщества, которое  вдохновляет своих членов на совершение актов насилия.

     Во-вторых, активно используются участниками  террористических и экстремистских организаций информационные ресурсы  Интернета, позволяющие быстро и  без дополнительных затрат найти  разнообразные данные о способах изготовления самодельных взрывных устройств, методах осуществления преступлений террористического характера.

     В-третьих, экстремистские группы используют Интернет для финансирования своей деятельности (финансирование сайтов через рекламу, трафики захождения на сайт и т.п.) либо иного содействия в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий (координация  действий).

     Именно  поэтому особую актуальность приобретает  вопрос наличия в российском законодательстве необходимых средств для борьбы с проявлениями экстремизма в  Интернете. Уголовное законодательство позволяет привлекать к ответственности  физических лиц за распространение  некоторых видов «опасной» информации с использованием компьютерных сетей, в том числе Интернета. Публичность  в качестве признака объективной  стороны указана в диспозициях  статей 205.2, 280,282 УК РФ. Определение ее содержания до недавнего времени  не вызывало затруднений на практике. В большинстве работ под публичностью понимается открытое, гласное, предназначенное  для широкого круга лиц выражение  своего мнения в устной (выступлениях) или письменной (в непериодических  печатных изданиях - книгах, плакатах, листовках, надписях и т. д.) форме. Однако на сегодняшний не окончательно решен  вопрос, можно ли считать публичными призывы к осуществлению экстремистской, в том числе террористической, деятельности либо информацию, возбуждающую ненависть или вражду, или оправдывающие  терроризм, распространенные в Интернете? По общему правилу, размещение информации в сети Интернет является публичным, т.к. данная информация адресована неопределенному  кругу лиц. Но как рассматривать  случаи, когда опубликование данных происходит в закрытых чатах, на страницах, к которым доступ имеет только строго ограниченное количество людей, или рассылка экстремистских писем  определенным адресатам? Будет ли здесь  присутствовать элемент публичности, либо подобные действия можно расценить как аспект свободы слова, или публичность либо ее отсутствие вообще не будет играть роли при квалификации?

     Кроме того, одной из основных проблем, возникающих  в связи с расследованием уголовных  дел о преступлениях, совершенных  с использованием сети Интернет, является определение субъекта преступления. Если экстремистская деятельность осуществляется при использовании домашнего  «персонального» компьютера, то согласно положениям ст. 53 ФЗ «О связи»58, можно  использовать информацию, подлежащую включению в базы данных об абонентах  операторов связи. Однако таких данных попросту нет, в случае, если, например, информация была размещена при использовании  компьютера в так называемых «Интернет-кафе»  и «Интернет-клубах». Как в этом случае идентифицировать лицо, которое  необходимо привлечь к ответственности? В различных странах принимаются  специальные законы, регламентирующие порядок обязательной идентификации  пользователей.

     Ещё одним немаловажном вопросом при  рассмотрении дел, связанных с распространением экстремистских материалов в сети Интернет, является вопрос ответственности модераторов. Например, в Швеции установлено, что  модераторы форумов могут нести  ответственность за размещенную  на форумах информацию, более того, они обязаны осуществлять мониторинг поступающих сообщений. Что касается экстремистских сообщений, они должны быть своевременно удалены. Неисполнение обязанности по их изъятию считается  преступлением, и наказываются тюремным заключением на срок от 2 до 6 месяцев. Что касается законодательства РФ –  самостоятельного состава не существует и модераторы могут быть привлечены к уголовной ответственности, только в рамках института соучастия, однако, подобной практики в наших судах  фактически не существует.

     Обращаясь к проблеме ответственности модераторов, стоит также затронуть вопрос уголовной ответственности операторов связи и провайдеров. Во-первых, возникает  вопрос, можно ли считать деятельность Интернет-провайдеров «предоставлением для осуществления экстремистской деятельности иных видов связи, материально-технических  средств», как это указано в  ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

     Во-вторых, необходимо определить критерии вменения им ответственности. В мировой практике данный вопрос решен не однозначно, однако, превалирует субъективное вменение: провайдер, предоставляющий хостинг  знал о содержании информации либо не знал, но по обстоятельствам дела должен был или мог знать об этом. Кроме того, вторым критерием  привлечения к ответственности  является наличие технических возможностей у провайдеров блокировать передачу незаконной информации. Следует, однако, отметить, что для России данный вариант вменения невозможен, потому что юридические лица к уголовной  ответственности не привлекаются, следовательно, для привлечения к уголовной  ответственности необходимо искать иные механизмы.

     Таким образом, фрагментарность и недостаточность  законодательства стран-участниц СНГ  в сфере развития и использования  глобальных технологий создают препятствия  для реализации превентивного потенциала нормативных предписаний, направленных на борьбу с экстремизмом.  
 
 
 
 
 

МОЛОДЁЖНЫЙ  ЭКСТРЕМИЗМ:

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Одна из особенно актуальных отраслей знаний сегодняшнего дня – это социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи и  ее роли в общественной жизни стоит  в постперестроечной России.

Общий системный  кризис, затронувший социальную структуру  общества с началом перестройки  и усугубившийся в связи с  распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к  смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция  на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей (достаточно вспомнить известный  доклад Алена Даллеса) не могла не привести население в состояние  растерянности, повлиявшее на ценностный мир молодежи.

Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном  масштабе не увенчались успехом. Сегодня  единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует. Нормы  и ценности высокой культуры подменяются  усредненными типовыми образцами массовой культуры.

Современная молодежь проходит свое становление в очень  сложных условиях ломки старых ценностей  и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность  и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны.

Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений? Одно из первых определений  понятия «молодежь» было дано в 1968 г. Учёным-социологом В. Т. Лисовским: «Молодежь—поколение  людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости  от конкретных исторических условий  возрастные критерии молодежи могут  колебаться от 16 до 30 лет».

Позднее более  полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  тем и другим социально-психологических  свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». 

Информация о работе Экстремизм