Государственные служащие как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 05:12, курсовая работа

Описание

Предметом моей курсовой работы являются нормативно правовой акт регулирующий субъекты административного права.
Целью курсовой работы является целостно-логическое исследование административно–правового статуса субъектов административно–правовых отношений.
Перед написанием курсовой работы ставятся следующие основные задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Органы исполнительной власти и государственные служащие как
субъекты административного права………………………………………5
1.1 Органы исполнительной власти как субъекты административного
права…………………………………………………………………………5
1.2 Государственные служащие как субъекты административного права….11
Глава 2. Граждане, предприятия, учреждения, общественные объединения
как субъекты административного права………………………………….20
2.1 Граждане как субъекты административного права………………………20
2.2 Предприятия, учреждения, общественные объединения как субъекты
административного права…………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...39
Список нормативных актов и литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 65.25 Кб (Скачать документ)

     По  формам собственности учреждения, как  и предприятия, подразделяется на: государственные, муниципальные, коооперативные, частные и т.д. Предприятия могут входить по их собственному волеизъявлению в объединения различных видов. Для предприятий это производственные объединения, научно-производственные объединения, союзы, ассоциации, концерны, которые, в свою очередь, делятся на отраслевые, межотраслевые, региональные и др. Объединения создаются их учредителями для того, чтобы совместными усилиями входящих в объединение предприятий добиться наилучших результатов по какому-либо участку производства -материально-техническому обеспечению, сбыту продукции, организации транспортных перевозок и т.д. Входящие в объединение предприятия не теряют своей самостоятельности.

     С точки зрения режима имущества государственных  предприятий они могут быть подразделены на два вида: 1) основанные на праве  хозяйственного ведения и 2) основанные на праве оперативного управления, создаваемые в виде федеральных  казенных предприятий (см. ст. 114, 115 ГК РФ). Реализация государственными предприятиями полномочий в отношении закрепленного за ними имущества в случаях, предусмотренных законом, опосредствует взаимоотношения с государственными органами, осуществляющими от имени собственников, т.е. Российской Федерации и ее субъектов, их полномочия права собственности. Такие отношения могут возникнуть в связи с необходимостью получения согласия предприятием на распоряжение имуществом с осуществлением контроля уполномоченным государственным органом за его сохранностью и правильным использованием и т.д. Но поскольку право хозяйственного ведения дает больше самостоятельности в распоряжении имуществом собственника, чем право оперативного управления, то объем и характер взаимоотношений, в которых могут участвовать действующие на их основе государственные предприятия, различаются. В отношении предприятий, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по более широкому кругу вопросов. Поскольку такое предприятие реализует полномочия в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, назначением имущества, оно может распоряжаться этим имуществом с согласия собственника, который вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Предприятию же, основанному на праве хозяйственного ведения, необходимо, например, согласие собственника на распоряжение лишь недвижимым имуществом.

     Федеральные казенные предприятия создаются  по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным  документом казенного предприятия  является устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Оно же вправе принимать решения и о реорганизации  и ликвидации такого предприятия. Казенные предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с планами-заказами и планами их развития. Они вправе заниматься только той деятельностью, которая разрешена уполномоченным государственным органом. Последний утверждает и доводит до казенного предприятия обязательный для исполнения план-заказ по установленным показателям с учетом плана развития предприятия. По согласованию с уполномоченным органом формируется план развития казенного предприятия, предусматривающий определенные мероприятия и задания. Постановлением установлен особый порядок финансирования выполнения как плана-заказа, так и плана развития казенного предприятия.

     Таким образом, казенными предприятиями  осуществляется непосредственное государственное  управление с использованием способов, элементе, рычагов директивного планирования.

 

Заключение

 

     Цель  курсовой работы достигнута, я осуществил целостно-логическое исследование административно – правового статуса субъектов административно – правовых отношений. Поставленные задачи решены: более широко освещены различные взгляды на административно – правовой статус субъектов административно – правовых отношений, определено место участников административно – правовых отношений в системе административного права России.

     По  положениям, выносимым на защиту:

     По  первому положению

     Субъект права в любой отрасли права - это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства. В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.

     По  второму положению

     Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения. Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т. д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус.

     По  третьему положению

     Правовой  статус - категория комплексная, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

     Правовой  статус субъекта административного  права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом, например, правила учреждения общественных объединений, закрепленные в законодательстве, адресованы только этим субъектам административного права. В зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права делятся на группы и виды.

     Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которых имеет свой административно-правовой статус. Субъекты административного права разделяются на две группы: физические лица и организации. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации.

     Физические  лица, как субъекты административного  права , категория родовая и охватывает три вида субъектов: гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ, иной объем, у иностранного гражданина на территории РФ - третий.

     Организации как субъекты административного  права, так же должны быть разделены на виды и группы. В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные.

     Государственные организации выполняют задачи, функции  и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности  и управляются государством, к  числу государственных организаций  относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие).

     Организации не государственные не выполняют  государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка  и безопасности народные дружины  не финансируются государством и  им не управляются, профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности. Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций. Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других.

 

Список нормативных  актов и литературы 

     Нормативные акты:

1. Конституция  РФ. 1993г. м. юристъ 2004

2. Кодекс об административных правонарушениях РФ

3. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря  2003 г., 29 июня, 29 июля 2004 г.)

4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) Собрание Законодательства РФ.

5. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.) Собрание Законодательства РФ.

6. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 30 июня 2003 г.) Собрание Законодательства РФ

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изменениями от 7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) Собрание Законодательства РФ

7. Федеральный  закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (с изменениями от 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г.) Собрание Законодательства РФ

8. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля 2004 г.) Собрание Законодательства РФ

9. Указ Президента  РФ от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"

     Комментарии к нормативным  актам:

1. Комментарий  к Кодексу Российской Федерации  об административных правонарушениях./Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юристъ, 2002.

Учебная и научная литература:

  1. «Административное право» Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский Москва 2004.
  2. «Административное право» Под ред. Л.Л. Попова. – м.: Юристъ, 2002.
  3. Административное право. Учебник/ Под ред. Алехина А.П. и др. М.1997
  4. .Административное право РФ. Часть 1.Сущность и основные институты административного права. Учебник. – М.:''ТЕИС'', 1994 г.
  5. Административное право Российской Федерации. Учебник. – М.: Зерцало, 1997.

     Периодическая печать:

1. С.Д. Князев "Журнал российского права", «Административно-правовой статус российских граждан конституционно-правовые основы реформирования» N 2, февраль 2004 г.

     Материалы сети интернет:

1. www.cry.ru

2. www.mvd.ru/index.php

3. www.referat.ru

4. Электронная  правовая система ''Гарант''

Информация о работе Государственные служащие как субъекты административного права