Функции правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:13, доклад

Описание

Традиционно органы внутренних дел входят в систему Министерства Внутренних дел РФ.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.60 Кб (Скачать документ)

Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судами, - решающее значение. Оно состоит в том, что суды при осуществлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение. Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало по^од для предложений не относить суды к правоохранительным органам1. Сторонники такого подхо-

Савщкий В. М Организация судебной власти в российской Федерации- Учебное пособие М., 1996 С. 3-7.

Глава 1. Основные понятия, предмет и система курса

19

да, как отмечается в литературе, - и с этим нельзя не согласиться - упускают из виду по крайней мере два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ и многим международно-правовым актам. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное обстоятельство никто не оспаривает'.

Представляется, что отнесение судов к правоохранительным органам вовсе не умаляет и  не принижает определенное Конституцией РФ место судов в государстве  как одной из ветвей власти. Такой  подход позволяет рассмотреть по существу роль судов в общей системе  правоохраны и защиты прав граждан, интересов общества и государства. Дело не только в том, что суды выносят окончательные решения по отнесенным к их компетенции вопросам, но и осуществляют надзор за значительной частью деятельности других правоохранительных органов. Поэтому вряд ли верно включать председателей судов в число членов комитетов или советов по борьбе с преступностью. Сомнительно также оставление по существу открытым того же вопроса в ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (редакция статьи дает основание предполагать, что председатель суда входит в состав координационного совещания при прокуратуре). По нашему мнению, председатель суда (от районного до Верховного) может приглашаться на координационные совещания при прокуратуре только в качестве наблюдателя. Решения этого совещания при прокуратуре не могут быть обязательны для суда не только по отдельным делам или по отдельным категориям дел, но и по более общим вопросам уголовной политики. Для него во всех случаях обязательны только указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.

Каждой функции  соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются - в зависимости от содержания функции - тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений была

Гуценко К Ф , Ковалев М А Правоохранительные органы М . 1995 С. 8.

20

Раздел I Общие  положения

построена правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные, ведущие к произволу отступления. В то время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и следственная функции, в значительной степени - судебная («особое совещание», «тройки») и исполнение уголовных наказаний.

В последнее  время уже проведены меры по разукрупнению  ведомств по обеспечению общественного  порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее КГБ). Подразделения и службы по обеспечению  безопасности уже рассредоточены в ряде ведомств. В настоящее время места заключения и исполнения наказаний из МВД РФ переданы в Минюст РФ. На этот счет были рекомендации ООН1, а в связи с принятием России в Совет Европы - и Европейского сообщества. Надо отметить, что функции по исполнению судебных решений также возложены на систему Минюста РФ. В соответствии со ст. 31 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» при Верховном Суде РФ создан Судебный департамент для организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. В настоящее время положения этой статьи Федерального конституционного закона реализуются на практике" в соответствии с упомянутым Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Следственный  аппарат в настоящее время  функционирует в рамках четырех ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых финансовых, кадровых средств обеспечения, вероятно, будет предпринята проработка вопроса о сосредоточении следственного аппарата в рамках отдельного самостоятельного ведомства, например Следственного комитета Российской Федерации3, хотя, надо признать, вопрос этот достаточно сложен.

  назначает Министр внутренних дел РФ по согласованию с главами местных администраций. Начальников городских и районных органов внутренних дел назначают  министры внутренних дел республик, начальники ГУВД, УВД, по согласованию с главами местных администраций. Начальников линейных органов внутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ.

  1. Основные задачи криминальной милиции – предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, и т.д.

  2. Основные задачи милиции общественной безопасности – обеспечение личной безопасности, охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п.

  В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения  патрульно-постовой службы, подразделения  вневедомственной охраны, участковые инспектора милиции и иные подразделения.     

    В районах и городах милиция  общественной безопасности создается  и функционирует в качестве  самостоятельного структурного  звена; в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. Однако предполагается разработка и принятие законов, связанных с формированием муниципальных органов охраны общественного порядка, вне системы Министерства внутренних дел.                     

  Милиция в соответствии с поставленными  перед ней задачами обязана:                                                         

   1) предотвращать и пресекать преступления  и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие  их совершению, и в пределах  своих прав принимать меры  к устранению данных обстоятельств;

  2) оказывать помощь гражданам, пострадавшим  от преступлений, административных  правонарушений и несчастных  случаев;

  3) принимать и регистрировать заявления,  сообщения и иную поступающую  информацию о преступлениях, административных  правонарушениях и событиях, угрожающих  личной или общественной безопасности, своевременно принимать соответствующие  меры;

  4) выявлять и регистрировать преступления;

  5) возбуждать уголовные дела, производить  дознание и осуществлять неотложные  следственные действия;

  6) разыскивать лиц, совершивших  преступления, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда, уклоняющихся  от исполнения уголовного наказания;

  7) обеспечивать правопорядок на  улицах, площадях, в парках, на транспортных  магистралях, вокзалах, в аэропортах  и других общественных местах;

  8) контролировать соблюдение гражданами  и должностными лицами установленных  правил регистрационного учета  граждан, а также соблюдение  иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда и пребывания и транзитного проезда через территорию России и т.д.

  Для выполнения милицией возложенных на нее обязанностей ей предоставляется  право: требовать от граждан и  должностных лиц прекращения  правонарушения; проверять документы, удостоверяющие личность (если имеются  достаточные основания подозревать  граждан в совершении преступления или административного правонарушения); составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и т.д.

  Сотрудники  милиции вправе входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан  и осматривать их при преследовании  лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных  данных полагать, что там совершено  или совершается преступление, произошел  несчастный случай, а также для  обеспечения личной безопасности граждан  и общественной безопасности при  стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, массовых беспорядках и  т.п. Однако закон требует, чтобы о всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомила прокурора в течение 24 часов.

  Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное  оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом. Всякое ограничение  милицией граждан в правах и свободах допустимо также лишь на основании  и в порядке, прямо предусмотренных  законом.

  Законные  требования сотрудника милиции обязательны  для исполнения гражданами и должностными лицами.

  Невыполнение  законных требований сотрудника милиции  и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность  в установленном законом порядке.

  Гражданин, считающий, что действия либо бездействие  сотрудника милиции привели к  ущемлению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия или бездействие  в вышестоящих органах при  обращении к должностному лицу милиции, прокурору или судье. Надзор за законностью  деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные  ему прокуроры.

  В системе Министерства внутренних дел  функционируют также внутренние войска, органы пожарной

    Милиция призвана обеспечить личную безопасность граждан; предупреждать и пресекать  преступления и административные правонарушения; раскрывать преступления; охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность; оказывать гражданам, должностным лицам, юридическим лицам и общественным объединениям помощь в осуществлении их законных прав и интересов.

    Милиция подразделяется на криминальную и общественной безопасности. Криминальная милиция предупреждает, пресекает и раскрывает преступления, осуществляет розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда (оперативно-розыскная работа).

    Милиция общественной безопасности осуществляет административную деятельность, в содержание которой входит: выявление обстоятельств, способствующих совершению административных правонарушений; оказание помощи гражданам, пострадавшим от них и от несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для здоровья и жизни; принятие и регистрация информации об административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности; осуществление по подведомственности производства по делам об административных правонарушениях; обеспечение право порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; регулирование дорожного движения, контроль за соблюдением правил и нормативов его безопасности, регистрация и учет автотранспортных средств, а также выдача водительских удостоверений; выдача разрешений на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и деятельность объектов, где они обращаются, и контроль за соблюдением установленных в этой сфере правил; охрана на основе договоров с собственниками принадлежащего им имущества (например, банков); принятие неотложных мер при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы и регистрационного учета, а также за соблюдением иностранными гражданами правил въезда, пребывания и транзитного проезда; обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию вещей, ценностей и другого имущества и т.д.

    В настоящее время милиция активно  участвует в пресечении алкогольного и наркотического опьянения и  совершенных в этом состоянии  правонарушений, в борьбе с терроризмом, групповыми и массовыми нарушениями  общественного порядка, с неповиновением властям, в пресечении распространения  радиоактивных материалов, в организации порядка при проведении массовых шествий и демонстраций, пикетирования, в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ, в борьбе с бродяжничеством, проституцией.

Информация о работе Функции правоохранительных органов