Функции правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:13, доклад

Описание

Традиционно органы внутренних дел входят в систему Министерства Внутренних дел РФ.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.60 Кб (Скачать документ)

1. Министерство внутренних  дел РФ, его задачи  и функции, система  органов

Основную деятельность по защите прав и свобод человека и  гражданина в РФ, обеспечения правопорядка и общественной безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. Кроме  этого, органы внутренних дел РФ в  системе государственных органов  исполнительной власти призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы  граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и  иных противоправных посягательств. В  своей деятельности органы внутренних дел опираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности  сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам  государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины.

Традиционно органы внутренних дел входят в систему  Министерства Внутренних дел РФ.

Министерство  внутренних дел Российской Федерации (МВД России)1 является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере  миграции. Руководство деятельностью  МВД России осу-

1 См. Указ Президента  РФ от 19 июля 2004 г. № 927 "Вопросы  Министерства внутренних дел  Российской Федерации".

409

ществляет Президент РФ. Кроме органов внутренних дел, в МВД России входят 15 департаментов по основным направлениям деятельности министерства, Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ, Главное командование внутренних войск Министерства внутренних дел РФ и Федеральная миграционная служба МВД России. Систему МВД России составляют ее территориальные органы, а также научные, учебные заведения и учреждения, созданные для] обеспечения деятельности министерства.

Возглавляет Министерство внутренних дел РФ министр,' который, как и его первый заместитель, заместители, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр МВД России имеет трех заместителей, в том числе одного первого заместителя. В МВД России образуется коллегия, которую возглавляет министр МВД России. В состав коллегии входят заместители министра МВД России, директор ФМС России, входящий в нее по должности, а также другие лица. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Основными задачами Министерства внутренних дел РФ являются:

1)  разработка общей стратегии государственной политики в сфере состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов;

2)  совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов;

3) обеспечение  в пределах своих полномочий  защиты прав и свобод человека  и гражданина;

4) организация  в пределах своих полномочий  предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения  административных правонарушений;

5)  обеспечение охраны общественного порядка;

6)  обеспечение безопасности дорожного движения;

410

7)  организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8)  организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9)  управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности.

Для реализации данных задач МВД России наделяется определенными функциями1. В соответствии с функциями МВД России правоохранительная деятельность органов внутренних дел сводится к следующему:

• организации  и непосредственному осуществлению  оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности;

•  производству дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

• обеспечению  реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

• организации  и осуществлению розыска лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или  суда, уклоняющихся от отбывания уголовных  наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию неопознанных трупов, а также розыск похищенного имущества;

•  осуществлению мер по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями;

1 См. Указ Президента  РФ от 19 июля 2004 г. № 927 "Вопросы  Министерства внутренних дел  Российской Федерации" и приложение  к данному Указу Президента "Положение  о Министерстве внутренних дел  Российской Федерации".

411

• участию в  осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы Российской Федерации, обеспечению безопасности Российской Федерации, безопасности представительств иностранных государств на территории Российской Федерации, защите в системе  Министерства сведений, составляющих государственную тайну;

• обеспечению  исполнения уголовных наказаний  и административных взысканий, решений  судов о принудительном лечении  хронических алкоголиков и наркоманов, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся  под стражей, а также их охране, этапированию и конвоированию;

•  обеспечению охраны важных государственных объектов и специальных грузов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам, содействию предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по обеспечению их имущественной безопасности, а также личной безопасности их работников;

•  организации деятельности органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащими лицензированию в системе Министерства, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг) и другие полномочия;

В свою очередь, органы внутренних дел МВД России образуют свою систему. В нее входят:

•  центральный аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации;

• главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

•  министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ;

•  линейные управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

41,2

• управления внутренних дел на особо важных и режимных объектах;

• районные, городские  органы внутренних дел;

• экспертно-криминалистические учреждения МВД России;

• учебные и  научно-исследовательские учреждения МВД России.

Составными частями  органов внутренних дел являются: в Криминальная милиция;

в Милиция общественной безопасности (местная милиция); в органы предварительного следствия Следственного комитета МВД России.

Функции правоохранительных органов

Известно, что  многие государства, например США, Англия, Франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой «противовесов» и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возмож-

Глаеа 7. Основные понятия, предмет и система курса

17

ность злоупотребления властью'. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа. При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции2, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений; исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

- конституционного  контроля;

- отправления  правосудия;

- прокурорского  надзора;

- расследования  преступлений;

- оперативно-розыскной;

- исполнения  судебных решений;

- оказания юридической  помощи и защиты по уголовным  делам;

- предупреждения  преступлений и иных правонарушений.

В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов  и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или  отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Ниже в учебнике будет дана подробная характеристика всех правоохранительных органов. Здесь же рассмотрим только некоторые общие вопросы соотношения функций, распределения их между правоохранительными органами и другими участниками правоохранительной деятельности, определения места правоохранительных органов в системе органов власти и управления.

Наиболее тесно  связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой либо реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, сам подсудимый выполняет функцию защиты.

1  Подробнее см.: Ершов В   В. Статус суда в правовом государстве. М., 1992 С. 35-76.

2 Кудрявцев В.  Н. Уголовная юстиция как система.  Право и кибернетика. М., 1973. С. 8.

18

_Раздел I Общие положения

Некоторые одноименные  функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарного надзора и т. д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражные суды.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Дело в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а, наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо предусмотрена законом, например для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой судов общей юрисдикции и военных судов, Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды, а также суды субъектов Федерации (конституционные (уставные) суды и мировые судьи) представляют судебную власть & стране - одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных средствах массовой информации иногда высказывается Мнение о том, что судебная власть - это только Конституционный Суд. Тг>кая трактовка субъектов судебной власти противоречит гл. VII Конституции Российской Федерации о судебной власти (ст. 118 и 128).

Информация о работе Функции правоохранительных органов