Амнистия, как института уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение амнистии, как института уголовного права.

Цель работы обуславливает поставленные мной задачи:

рассмотреть правовую природу амнистии;
анализ актов об амнистии в Советском периоде;
анализ актов об амнистии в современной России.

Содержание

Введение 3

Правовая природа амнистии 6
Анализ актов об амнистии в Советский период 12
Анализ актов об амнистии в современной России 17
Заключение 29

Литература

Работа состоит из  1 файл

1208№Амнистия - 840 р..doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

     В постановлении Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» была допущена погрешность. В ст. 2 этого постановления было предусмотрено освобождение от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации и инвалидов I или II групп, а также больных туберкулезом, отнесенных к I или II группе диспансерного учета. Вопреки твердо сложившейся традиции эта амнистия не запретила применение освобождения от наказания перечисленных категорий лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Рассматриваемая позиция амнистии позволяла освободить от наказания несколько тысяч убийц, бандитов, похитителей людей и т. д. Так, около 3 000 лиц, совершивших тягчайшие преступления в области экономики, подлежали освобождению от наказания.

     Из  следственных изоляторов Москвы, например, освобождению подлежали 311 убийц и  насильников. Под амнистию подпадали лица, виновные в убийствах сотен людей, «инвалиды» Радуев и Басаев, а также «медаленосец» Масхадов, в немалой степени виновный в том, что в Чечне не прекращаются боевые действия.

     28 июня 2000 года Государственная Дума своим постановлением внесла поправку в анализируемый акт об амнистии, в соответствии с которой она не распространяется на орденоносцев и медалистов, а также на инвалидов I и II групп и больных туберкулезом, совершивших перечисленные в постановлении об амнистии тяжкие и особо тяжкие преступления. В этой поправке определено, что она не распространяется на лиц, уже освобожденных от наказания в связи с ошибочным предписанием амнистии.

     Некоторые депутаты Государственной Думы, возражая против внесения поправок в акт об амнистии, ссылались на то, что «уголовный закон, ухудшающий положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеет в соответствии с прямым указанием на это в ч. 1 ст. 10 УК РФ». Этот довод ошибочен, так как акт амнистии уголовным законом не является. Если бы он был таковым, то в соответствии со ст. 1 УК РФ все амнистии надо было бы включать в УК РФ.

     Рассматриваемая амнистия является одной из самых массовых. В соответствии с ней из мест лишения свободы было освобождено 188,1 тыс. осужденных. Это почти каждый четвертый из лиц, отбывающих наказание. По амнистии 1997 года из мест лишения свободы было освобождено 17 тыс. осужденных.

     К тому же по амнистии 2000 года сократились сроки лишения свободы 43,6 тыс. осужденным. Эта амнистия освободила от отбывания или исполнения иных наказаний 399,2 тыс. осужденных. В отношении 37,3 тыс. лиц было прекращено уголовное дело. Столь широкий масштаб амнистии 2000 года был во многом предопределен хроническим недофинансированием государством содержания мест лишения свободы, их «перенаселением». Но подобного рода выход из сложившейся ситуации спорен. Он подрывает принцип неотвратимости уголовной ответственности, что в условиях широчайшего распространения преступности в России, несомненно, вызовет отрицательные последствия – ухудшение криминогенной обстановки в стране. Авторитет уголовно-правовых мер борьбы государства с преступностью подобного рода амнистии, несомненно, подрывают.

     Что касается Постановления Государственной Думы от 30.11.2001 года «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин», согласно которому, освобождению от уголовной ответственности подлежали:

  • подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 16 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы;
  • подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте от 16 до 18 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;
  • женщины, имеющие несовершеннолетних детей; беременные женщины; женщины старше 50 лет, женщины-инвалиды I или II группы, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;
  • подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, подозреваемые и обвиняемые женщины, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.

     Этим  же Постановлением предписывалось освободить от наказания женщин, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных  от оставшейся неотбытой части наказания, женщин, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, женщин, отбывание наказания которым отсрочено; осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте до 18 лет, осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет, осужденных за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, к лишению свободы на срок свыше 6 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания, женщин, осужденных за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 5 лет включительно, отбывших не менее одной третьей назначенного срока наказания.

     Указанный акт об амнистии содержал и предписания  сократить неотбытую часть наказания  осужденным к лишению свободы, не подпадающим под действие пунктов об освобождении от уголовной ответственности или наказания (на две третьих – женщинам, осужденным за неосторожные преступления, и лицам, совершившим такие преступления в возрасте до 18 лет; на половину – осужденным на срок до 6 лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, беременным женщинам, женщинам старше 50 лет, женщинам-инвалидам I или II группы, женщинам, являющимся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества; на одну треть  – осужденным за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, на срок свыше 6 лет, отбывшим менее половины назначенного срока наказания, и др.).

     Рассмотренное Постановление об амнистии можно  отнести к актам об амнистии широкого применения. Вместе с тем в последнее  время все чаще стали объявляться  амнистии, относящиеся к более  узкому кругу лиц. Принятие таких  актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией.

     В качестве примеров так называемых политических амнистий можно привести Постановления  Государственной Думы от 23.02.1994 года «Об объявлении политической и экономической амнистии»; от 09.02.1996 «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года»; от 12.03.1997 года «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике»; от 13.12.1999 года «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе»; от 06.06.2003 года «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики».

     В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. Так, Постановление «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» содержит перечень лиц, к которым отдельные предписания этого акта не должны применяться (лица, совершившие деяния повышенной общественной опасности, исчерпывающий перечень которых приведен в рассматриваемом акте; лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве; иностранные граждане и лица без гражданства).

     К лицам, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения.

     Амнистия  распространяется на всех лиц, подпадающих  под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его  за совершение преступления. Поэтому  освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

     Акт об амнистии является обязательным и  безусловным основанием для смягчения  участи лиц, указанных в нем (освобождения от уголовной ответственности, от наказания, сокращения срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.

     Акты  об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные  до его принятия или вступления в  силу.

     Подводя итого данного раздела, хотелось бы отметить, что акт амнистии определяет критерии ее применения, которые в основном не учитывают поведение осужденного в процессе исполнения наказания (за исключением злостных нарушений режима). Поэтому под амнистию подпадают нередко и лица, не вставшие на путь исправления. Такой обезличенный порядок применения амнистии является ее недостатком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог данной курсовой работе необходимо освятить следующие моменты. Российскому праву до начала XX века неизвестен был такой вид досрочного освобождения, как амнистия в известном смысле этого слова. Потребность в ней появилась ввиду ожесточенной борьбы в гражданско-политической сфере между образовавшимися в тот период различными партиями и союзами.

     На формирование советской науки уголовного права немалое влияние оказали классическое и социологическое направления дореволюционной юридической науки. В свою очередь, наука уголовного права непосредственно воздействовала на уголовное законодательство, тем самым перенесла свои идеи на судебно-следственную практику.

     Также нельзя не отметить и того факта, что  амнистия – это внесудебный акт, что является как ее достоинством, так и недостатком. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер.

     Амнистия  является межотраслевым институтом, закрепляющим и регулирующим комплекс взаимосвязанных государственно-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных правоотношений.

     Также нельзя не отметить и того факта, что  акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, то есть в отношении соответствующих деяний, совершенных амнистированными лицами, не происходит декриминализации. Амнистия не ставит под сомнение ни законность, ни обоснованность приговора суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление, в том числе и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны государственной законодательной власти.

     Процедура применения амнистии представляет собой  довольно сложный правовой и организационный процесс. Четкое соблюдение определенных процедурных правил исполнения актов об амнистии - важное слагаемое в комплексе условий, направленных на повышение эффективности самого акта.

     Условиями эффективности актов об амнистии служит совершенство как закона, так и практики его применения.

     Таким образом, критерием эффективности актов об амнистии является уровень рецидива среди амнистированных. Для снижения его уровня необходимы: принятие федерального закона о социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, создание условий для получения ими квалифицированной работы и жилплощади, установление контроля за поведением амнистируемых после освобождения.

     Частое  принятие актов об амнистии является нецелесообразным не только в силу ее незначительной эффективности, но и  в связи с отсутствием необходимой социально-экономической базы для бытового и трудового устройства большого количества освобождающихся осужденных, большинство из которых утратили за время отбывания наказания социально полезные связи.

     Поэтому, амнистия, должна объявляться только в ознаменование особо важных государственных событий и преследовать единственную гуманную цель – прощение лиц, совершивших преступления, а не служить поправкой несовершенства существующего уголовного законодательства. 

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ 

Нормативно-правовые источники

Информация о работе Амнистия, как института уголовного права