Трудовой Кодекс РФ о социальном партнерстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:17, реферат

Описание

Юристы ответят, что это кодифицированный законодательный нормативный акт, регулирующий правовые отношения в сфере труда.

Содержание

. Понятие Трудового Кодекса РФ________________________________________ 3
2.Понятие социального партнерства в сфере труда ________________________ 4
3. Основные принципы социального партнерства _________________________ 6
4.Стороны социального партнерства_____________________________________9
5.Уровни социального партнерства_____________________________________10
6.Формы социального партнерства______________________________________12
7.Органы социального партнерства______________________________________16

Список литературы_____________________________________________________18

Работа состоит из  1 файл

реферат социальное партнерство.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

ГОУ ВПО «Ярославский государственный  университет им. П. Г. Демидова»

Факультет социально-политических наук

Кафедра социальных технологий 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

«Трудовой Кодекс РФ о социальном партнерстве» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 5 курса факультета

социально-политических наук

Егорова Мария

Проверила: преподаватель Афонин Е.Г. 
 
 
 
 
 

Ярославль

2009 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

    1. Понятие  Трудового Кодекса РФ________________________________________ 3

  1. Понятие социального партнерства в сфере труда ________________________ 4
  2. Основные принципы социального партнерства _________________________ 6
  3. Стороны социального партнерства_____________________________________9
  4. Уровни социального партнерства_____________________________________10
  5. Формы социального партнерства______________________________________12
  6. Органы социального партнерства______________________________________16

    Список  литературы_____________________________________________________18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Понятие Трудового Кодекса РФ

   Трудовой  кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) – свод законов о труде, целью которого является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Юристы ответят, что это кодифицированный законодательный нормативный акт, регулирующий правовые отношения в сфере труда. Некоторые юристы уточнят, что кодекс о труде является основным нормативным актом в системе трудового законодательства и основным источником отрасли трудового права. «Трудовой кодекс Российской Федерации - основной систематизированный законодательный акт, регулирующий трудовые отношения в РФ»1. Подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. (№ 197-ФЗ), с 1 февраля 2002 г. вступил в силу. 6 октября 2006 г. введен в действие ФЗ от 30 июля 2006 г. № 90-ФЗ, которым в ТК РФ внесен ряд существенных изменений. Действующий ТК РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав, 438 статей.

   ТК  РФ содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей, а также необходимую правовую базу для изменения правового характера трудовых отношений. Важным для нового Трудового кодекса стало введение раздела о социальном партнерстве (ст.23-28), в него вошли многие нормы ФЗ "О коллективных договорах и соглашениях". Трудовой кодекс РФ определяет его как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов сторон по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Данные положения закрепляют не только договорный характер труда, но и равенство трудовых правоотношений, признание их в качестве партнеров, устанавливают взаимную ответственность работника и работодателя за взятые на себя обязательства. Социальному партнерству в сфере труда посвящена ч. 2 ТК РФ. Определены основы правовых взаимоотношений в сфере труда и в экономике как в целом, так и в отраслях и организациях. Социальное партнерство реализуется через систему соглашений между работниками и работодателями. Установлены правила разработки и заключения коллективных договоров и соглашений на разных уровнях.

   ТК  РФ имеет приоритет перед всеми  иными законодательными актами в  сфере труда. В случае противоречий между ним и др. законами, иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права и действующими на территории РФ, применяются нормы ТК РФ. 

2. Понятие социального партнерства в сфере труда

   «Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений»2. 
   Социальное партнерство, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой - идеологию такого сотрудничества. 
    Идея сотрудничества между основными классами общества, смягчения антагонизма между трудом и капиталом возникла достаточно давно и развивалась в трудах многих мыслителей, пытавшихся наметить пути конструктивного развития общественного производства, внедрить в сферу труда принципы социальной справедливости. 
    Главной задачей социального партнерства в сфере труда является создание и применение трудовых норм, регламентация труда. 
   Трудовой Кодекс РФ впервые дает легальное определение социального партнерства. «Основным назначением "системы взаимоотношений" между работниками, работодателями и органами государственной власти или органами местного самоуправления выступает согласование интересов основных социальных классов общества по вопросам регулирования общественных отношений в сфере труда.

   Понятие социального партнерства подчеркивает трехсторонний характер сотрудничества. Однако в соответствии со ст. 26 ТК и сложившейся практикой социальное партнерство включает двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей) и трехстороннее взаимодействие с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления. 
    В системе социального партнерства участвуют не все органы государственной власти, а лишь те из них, которые прямо указаны в Трудовом кодексе или иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации. К ним относятся: 
- Правительство РФ (ст. 35 ТК); 
- Министерство труда и социального развития РФ, традиционно принимавшее участие в заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне; 
- администрация области (края), правительство республики, орган исполнительной власти города федерального значения, автономной области, автономного округа (в соответствии с законами субъектов Российской Федерации); 
- органы службы занятости, другие заинтересованные государственные органы (ст. 20 Закона о занятости). 
   Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.»3 
   Целью взаимодействия социальных партнеров является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников. 
   Такие решения принимаются на разных уровнях (ст. 26 ТК) и имеют различный характер: это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты, федеральные целевые программы), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утвержденные совместно или с учетом мнения представителей работников, и правоприменительные акты, принимаемые с учетом мнения представителей работников. 
   Взаимодействие социальных партнеров может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. 
   Это основные формы социального партнерства. Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия, координации своих действий. Например, создание на паритетных началах органов (координационные комитеты по занятости), совместное участие в управлении внебюджетными фондами (ст. 27 ТК). 
  Закон разделяет участников и стороны социального партнерства. 
    Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК). Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию. 
    Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления участвуют в создании и деятельности постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня, однако они не являются стороной соответствующего соглашения и не принимают на себя никаких обязательств (ст. 25 ТК). Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 Кодекса. 
     В связи с принятием Кодекса законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей положениям Кодекса. Понятия социального партнерства, данные в указанных законах, необходимо привести в соответствие с комментируемой статьей.

3. Основные принципы социального партнерства

   Принципы социального партнерства - это наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство. «Основными принципами социального партнерства являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- полномочность представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль  за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений»4.

    Трудовой Кодекс РФ устанавливает правовые основы взаимодействия социальных партнеров - работников и работодателей. Положения базируются на международно-правовых нормах о труде и сложившихся традициях. 
Основным принципом социального партнерства выступает равноправие сторон. 
   Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

    Уважение и учет интересов сторон социального партнерства - основа успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации достигнутых договоренностей, зафиксированных в результате консультаций, переговоров. 
   Каждая из сторон может выступить инициатором проведения коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в содержании коллективного договора, соглашения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений. Однако для создания представителям работников как более слабой в экономическом и социальном отношении стороне подлинно равных возможностей с работодателями законодательство предусматривает ряд гарантий (ст. 39 ТК).
Социальное партнерство основывается на заинтересованности сторон в сотрудничестве, уважении интересов и мнений представителей работников и работодателей. 
Одним из принципов социального партнерства названо содействие государства в укреплении и развитии сотрудничества сторон. 
    Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений. 
   Содействие государства укреплению сотрудничества работников и работодателей, развитию различных форм социального партнерства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора. 
Стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе проведения консультаций, осуществления локального регулирования трудовых отношений и использования других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК), коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (ст. 9 ТК), в коллективный договор должны включаться нормативные положения по прямому предписанию законов, иных нормативных правовых актов (ст. 41 ТК). 
    В ходе коллективных переговоров необходимо соблюдать также положения нормативных правовых актов, определяющие компетенцию работодателя (ст. 41 ТК). 
   Полномочность представителей сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны (ст. ст. 30, 31, 33, 34 ТК). 
   В том случае, когда полномочия предоставлены представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК), однако в соответствии со ст. 20 ТК такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры или проводя консультации с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, которым он уполномочен на проведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, согласование управленческих решений с представителями работников или участие в других формах социального партнерства. 
   Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный профсоюзный орган на представительство своих интересов при ведении коллективных переговоров. 
   Иные представители работников получают свои полномочия на представительство на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на решение (протокол) общего собрания (конференции). 
    Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно-договорных актов, проведении консультаций и т.д. необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов.
Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, как принцип социального партнерства означает возможность для каждой стороны ставить свои вопросы, предлагать решения, которые они хотели бы обсудить путем консультаций, переговоров и которые они стремятся отразить в соглашении, коллективном договоре.

    Рассмотрение всех вопросов, предлагаемых сторонами, согласованный отбор вопросов, достойных дальнейшего обсуждения, обеспечивают свободу действий сторон в определении круга проблем, которыми они станут заниматься, подготавливая проект соглашения, коллективного договора. 
    Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения.

    Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно. 
  Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Это означает, что, заключая коллективный договор или соглашение, представители сторон должны оценивать возможность их выполнения. Нельзя включать в содержание коллективно-договорных актов положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств.        Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов. 
    Исполнение заключенных коллективных договоров и соглашений является обязательным и обеспечивается как возможностью вступления в коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора (ст. 55 ТК).
 
   Одним из вспомогательных способов обеспечения выполнения условий договорных актов выступает контроль за их выполнением (ст. 51 ТК).

4. Стороны социального партнерства

  «Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

   Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством»5.

Информация о работе Трудовой Кодекс РФ о социальном партнерстве