Трудовой Кодекс РФ о социальном партнерстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:17, реферат

Описание

Юристы ответят, что это кодифицированный законодательный нормативный акт, регулирующий правовые отношения в сфере труда.

Содержание

. Понятие Трудового Кодекса РФ________________________________________ 3
2.Понятие социального партнерства в сфере труда ________________________ 4
3. Основные принципы социального партнерства _________________________ 6
4.Стороны социального партнерства_____________________________________9
5.Уровни социального партнерства_____________________________________10
6.Формы социального партнерства______________________________________12
7.Органы социального партнерства______________________________________16

Список литературы_____________________________________________________18

Работа состоит из  1 файл

реферат социальное партнерство.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

  ТК  РФ различает стороны социального партнерства и их представителей. 
   В деятельности соответствующих комиссий участвуют представители сторон, указанные в ст. 29 - 31, 33 - 34 ТК, однако они действуют от имени и в интересах сторон. Правовые последствия их действий наступают для работников, профессиональных союзов, работодателей. 
   Представители сторон несут ответственность за неисполнение коллективного договора, соглашения лишь при наличии вины в неисполнении конкретных обязательств (ст. 55 ТК). 
    Акцентируется специфическая роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства. Они принимают участие в заключении соглашений, работе постоянно действующих трехсторонних комиссий и т.п., но не в качестве "полноценной" стороны. Их роль заключается в защите общественных интересов при осуществлении коллективно-договорного регулирования или учете мнения социальных партнеров в ходе принятия важных политических, экономических и правовых решений. Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты. Однако ни органы исполнительной власти, ни органы местного самоуправления не несут никаких обязательств, вытекающих из заключенных с их участием соглашений. Именно поэтому они не признаются стороной социального партнерства, т.е. субъектом, который несет всю полноту ответственности за выполнение достигнутых договоренностей.

5. Уровни социального партнерства

   «Социальное партнерство осуществляется на:

- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

- отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда»6.  

  Уровни социального партнерства определены применительно к осуществлению коллективно-договорного регулирования. Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений. 
   Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку. 
   На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые соглашения. На этом уровне действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, проводятся консультации, переговоры, обсуждения законопроектов и основных направлений социально-экономической политики, стороны социального партнерства участвуют в управлении внебюджетными фондами (ст. ст. 27, 35 ТК). 
    На региональном уровне (субъект Российской Федерации) заключаются региональное и отраслевые соглашения, действуют региональные трехсторонние комиссии, проводятся консультации и переговоры, создаются координационные комитеты содействия занятости населения, стороны социального партнерства участвуют в управлении внебюджетными фондами (ст. ст. 27, 35 ТК). 
    На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение, действуют координационные комитеты содействия занятости населения, в некоторых регионах создаются постоянно действующие трехсторонние комиссии (ст. ст. 27, 35 ТК). 
    Последний уровень взаимодействия социальных партнеров - сотрудничество в рамках организации. Здесь заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателей, осуществляется участие работников в управлении организацией (ст. ст. 52, 53 ТК), создаются комиссия по трудовым спорам (ст. ст. 27, 384 ТК), комитет (комиссия) по охране труда (ст. ст. 27, 218 ТК). 
   Цель коллективного договора - установление взаимных обязательств работников и работодателей, однако надо иметь в виду, что экономическое и правовое положение социальных партнеров различно. В связи с этим никаких дополнительных (по сравнению с трудовыми договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями) обязательств на работников возложить нельзя. Они могут лишь отказаться от проведения забастовки при условии выполнения положений коллективного договора (ст. 41 ТК). 
    Основным содержанием коллективного договора, являются правовые нормы, устанавливающие условия труда. Обязательственная часть коллективного договора носит вспомогательный характер. 
    На всех уровнях социального партнерства возможно участие сторон в разрешении коллективного трудового спора или урегулировании возникших в ходе коллективных переговоров разногласий (ст. ст. 398 - 404 ТК). 
   Перечисление всех уровней в статье Трудового кодекса не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.

6. Формы социального партнерства 

   «Социальное партнерство осуществляется в формах:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

- регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров»7.  

 Их перечень сформулирован как исчерпывающий. Вместе с тем практика социального партнерства и действующее законодательство позволяют назвать и другие формы. Обращает на себя внимание и отсутствие четкого разграничения форм социального партнерства и основных форм участия работников в управлении организацией.

   Коллективные переговоры и заключение коллективно-договорных актов (коллективных договоров и соглашений) выступают основной формой социального партнерства. Это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования. 
  Указанная форма социального партнерства направлена, с одной стороны, на достижение социального мира, с другой стороны - на упорядочение трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда. 
    Взаимные консультации осуществляются на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (ст. 35 ТК). 
    Отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты предусматривают проведение консультаций социальных партнеров в иных формах, например ст. 21 Закона о занятости предусматривает участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. В частности, по предложению профессиональных союзов органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения. 
   Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. ст. 53, 372, 373 ТК). 
    Участие работников в управлении организацией также признается одной из форм социального партнерства.

   «Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров также признается одной из форм социального партнерства. Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров. 
   При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров. В строгом смысле слова именно этот вид сотрудничества надо назвать участием в досудебном рассмотрении трудовых споров (ст. 384 - 389 ТК). 
   При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура рассмотрения спора: по соглашению сторон из их представителей создается примирительная комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки с целью урегулирования существующих разногласий (ст. ст. 398, 401 - 404 ТК). Все эти действия необходимо рассматривать как сотрудничество сторон спора, их участие во внесудебном разрешении коллективного трудового спора»8
    Помимо указанных форм в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой используются: создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, участие социальных партнеров в управлении внебюджетными социальными фондами, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов, принятие нормативных актов с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. ст. 35, 139, 147 ТК). 
  В соответствии со ст. 20 Закона о занятости создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Их основная задача - выработка согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях. Членами таких комитетов являются представители объединений профессиональных союзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. 
   Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами. 
      В соответствии со ст. 218 ТК и ст. 13 Закона об охране труда в организациях создаются комитеты (комиссии) по охране труда. Этот орган образуется на паритетной основе из представителей работодателя и работников (представительного органа работников) и действует как орган социального партнерства. 
   По соглашению сторон могут создаваться другие двусторонние или трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений по отдельным направлениям. Такое положение предусматривается некоторыми региональными законами о социальном партнерстве (например, ст. 8 Закона города Москвы "О социальном партнерстве"). 
   Социальные партнеры участвуют в управлении внебюджетными социальными фондами. Закон о профсоюзах предусматривает право профсоюзов на участие в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов. Аналогичное право предоставлено объединениям работодателей. 
    Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 с изм. на 19 июля 2002 г., предусматривает, что «правление Фонда является коллегиальным органом. В состав правления Фонда входят представители Центрального комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, 7 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 1 - от организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, 3 - от работодателей, 1 - от общероссийских общественных объединений инвалидов»9
  В качестве формы социального партнерства необходимо выделить и право социальных партнеров направлять свои предложения друг другу или в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления. 
   В большей степени это касается профессиональных союзов и их объединений. Именно им как представителям трудящихся законодательство предоставляет более широкие возможности, гарантируя право обращения как в государственные органы (органы местного самоуправления), так и в организации работодателей (к работодателю) с предложениями рассмотреть значимые для работников проблемы. У работодателей или органов государственной власти, местного самоуправления возникает обязанность такие предложения рассмотреть и учесть при решении того или иного вопроса, иногда - провести консультации или переговоры с профсоюзом. 
  Законодательством о профессиональных союзах (Закон о профсоюзах) «предусматривается право профессиональных союзов, их объединений на выдвижение предложений о разработке, внесении изменений и дополнений в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, о принятии законов и других нормативных актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они имеют право участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями и их объединениями своих предложений (ст. 11 Закона). 
    Общероссийские объединения профсоюзов или территориальные объединения организаций профсоюзов высказывают свое мнение (которое подлежит учету) о необходимости и масштабах привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 12 Закона о профсоюзах)»10
    Профсоюзы «имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников»11 (ст. 12 Закона о профсоюзах). 
   Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждениями отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта (ст. 15 Закона о профсоюзах) также может осуществляться в форме внесения предложений. 
    Субъекты Российской Федерации своим законодательством также могут предусматривать формы социального партнерства, используемые в регионе. Например, обмен информацией, проведение переговоров.

   Стороны социального партнерства могут использовать те формы социального партнерства, которые считают наиболее эффективными и своевременными, в т.ч. не предусмотренные законодательством. Например, некоторые коллективные договоры закрепляют такую форму социального партнерства, как совместное принятие некоторых управленческих решений либо принятие управленческих решений с согласия выборного профсоюзного органа (увольнение члена профсоюза).

7. Органы социального партнерства

Под органами социального партнерства понимаются органы, которые:

    - «обеспечивают регулирование социально-трудовых отношений;

    - ведение коллективных переговоров;

    - обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;

    - организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений»12.

   Такими органами являются комиссии по регулированию социально- трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе.

   Комиссии по регулированию социально-трудовых споров создаются по решению работников и работодателей из наделенных необходимыми полномочиями представителей данных сторон.

   «Органы социального партнерства можно подразделить на органы общей компетенции и специализированные.

   Органами социального партнерства общей компетенции являются трехсторонние или двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. К специализированным органам социального партнерства относятся:

1) координационные  комитеты содействия занятости  населения;

2) совместные  комитеты (комиссии) по охране труда;

3) комиссии по трудовым спорам.»13

   На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом.

   Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

   В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

   На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

   На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

   На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.  - 2008. 

2.  Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации - под ред. К. Н. Гусова, 2008 г.

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации - под ред. Ю. П. Орловского.

2. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // СЗ РФ. -1999. .

3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ.- 1996.

4. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // СЗ РФ. - 2002. .

5. Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Социальное партнерство в сфере труда и социальная защита населения // Трудовое право. - 2002. 

6. В. В. Веремеенко. Трудовое право. - М., 2003.

7. Е.В. Шубенкова, Е.Е. Миргород. Экономика труда в схемах и таблицах.-   
М., 2003.

9. Российская  энциклопедия по охране труда. 

10. Е. В. Карсетская. АКДИ "Экономика и Жизнь". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Трудовой Кодекс РФ о социальном партнерстве