Статус иностранных граждан в сфере государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение общих положений и отдельных аспектов административно – правового статуса иностранных граждан в сфере государственного управления.

В рамках поставленной цели предполагается осветить следующие основные вопросы:
иностранные граждане как субъекты административного права
категории иностранных граждан
основные права свободы и обязанности иностранных граждан
иностранные граждане в сфере трудового законодательства
право иностранных граждан на Российскую пенсию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Административно – правовой статус иностранных граждан в России..6
Иностранные граждане как субъекты административного права .........6
Категории иностранных граждан……………………………………….10
Отдельные аспекты правового положения иностранных граждан в сфере государственного управления…………………………………...………17
Основные права свободы и обязанности иностранных граждан………17
Иностранные граждане в сфере трудового законодательства…………23
Право иностранных граждан на Российскую пенсию………………….30

Заключение………………………………………………………………..40

Список используемой литературы………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

АП(курсач)(2).doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

  После получения разрешения на трудоустройство иностранный гражданин может самостоятельно осуществлять поиск организации (работодателя) для трудоустройства. С организацией (работодателем) он обязан заключить трудовой или гражданско-правовой договор. В случае если на протяжении 90 дней со дня въезда на территорию Российской Федерации иностранный гражданин не смог найти работу, он обязан выехать за пределы РФ.

Иностранный работник, официально оформивший трудовые отношения с работодателем, имеет право на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда; на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; на возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей; на отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью; на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; на ежегодный оплачиваемый отпуск; на медицинское страхование и обслуживание; на условия проживания, соответствующие санитарным нормам; на правовую защиту в судебных органах РФ.

     По  мнению законодателей, именно единая разрешительная система должна стать сдерживающим фактором нашествия в нашу страну нелегалов, а порядок, заставляющий работодателя в течение нескольких месяцев объяснять чиновникам, зачем  ему нужен тот или иной специалист, защищает прежде всего интересы россиян.

     Российское законодательство предлагает иностранцам немало испытаний.

     Работодатель  может безо всяких разрешений принять  на работу граждан Республики Беларусь, чьи права приравнены к правам россиян, а также иностранцев и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство. Временно проживающие могут работать только в пределах субъекта Федерации, где им разрешено проживать, а постоянно проживающие - на всей территории страны. Однако закон предусматривает случаи, при которых временно проживающие в России иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 97):

     а) направление в служебную командировку. При этом общая продолжительность  трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

     б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его  трудовым договором. При это8м общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

После получения разрешения на трудоустройство  иностранный гражданин может  самостоятельно осуществлять поиск  организации (работодателя) для трудоустройства. С организацией (работодателем) он обязан заключить трудовой или гражданско-правовой договор. В случае если на протяжении 90 дней со дня въезда на территорию Российской Федерации иностранный гражданин не смог найти работу, он обязан выехать за пределы РФ.

     Иностранный работник, официально оформивший трудовые отношения с работодателем, имеет  право на рабочее место, соответствующее  условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда; на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; на возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей; на отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью; на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; на ежегодный оплачиваемый отпуск; на медицинское страхование и обслуживание; на условия проживания, соответствующие санитарным нормам; на правовую защиту в судебных органах РФ.

     По  мнению законодателей, именно единая разрешительная система должна стать сдерживающим фактором нашествия в нашу страну нелегалов, а порядок, заставляющий работодателя в течение нескольких месяцев объяснять чиновникам, зачем ему нужен тот или иной специалист, защищает прежде всего интересы россиян.

     Ведь  в любом случае для них работа в России сопровождается целым рядом  сложностей, как для работодателей, так и для самих соискателей. Многие иностранцы настолько сильно желают трудиться в нашей стране, что легко соглашаются на любые условия работы. Россия полна нелегалов, об этом знает каждый. Особенно широко такое применение дешевой рабочей силы практикуется в сфере строительства, уличного благоустройства и дорожных работ.

     Главные проблемы у работодателей, нанимающих мигрантов, возникнут в процессе оформления разрешительных документов на привлечение и использование  иностранного персонала и на трудовую деятельность для каждого работника. Сертификат выдают на один год, и при необходимости его надо будет каждый раз продлевать.

Главные проблемы у работодателей, нанимающих мигрантов, возникнут в процессе оформления разрешительных документов на привлечение и использование  иностранного персонала и на трудовую деятельность для каждого работника. Сертификат выдают на один год, и при необходимости его надо будет каждый раз продлевать.

Власти  попытались решить проблему нелегальной  миграции путем принятия Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении  иностранных граждан в РФ", который вступил в силу 1 ноября 2002 г. Теперь каждому иностранцу при въезде в Россию выдается миграционная карта, в которой указываются данные об иностранном гражданине и цель его визита. Этот документ, по мнению властей, нужен для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в России9 .

Кроме того, О том, каким образом получить разрешение, Правительство разъяснило в Постановлении от 30 декабря 2002 г. N 941. А вот порядок оформления этого документа еще не установлен, поэтому сейчас следует руководствоваться Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146, но правила десятилетней давности, увы, создают благоприятную почву для коррупции. Кроме того, российское законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил привлечения и использования иностранных работников. Работодатель, не оформивший иностранного работника в соответствии с действующим законодательством, подвергается штрафу в размере от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток; должностные лица - от 25 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 18.15 КоАП РФ). Кроме того, административная ответственность наступает и для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без соответствующего разрешения, в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ).

     Таким образом, несмотря на то что в России существует определенный механизм регулирования  трудовой миграции иностранных граждан, в этой области еще много проблем, не способствующих сокращению объемов нелегальной трудовой миграции.

     Вместе  с тем интеграция России в международный  рынок труда сопровождается развитием  внешней трудовой миграции. География  трудовых контрактов достаточно обширна. На сегодняшний день принят целый ряд межгосударственных нормативно-правовых актов, направленных на формирование рынка труда и повышение эффективности миграционных процессов. 
 

 

2.3 Право иностранных граждан на Российскую пенсию

     Как известно, ежегодно в Российскую Федерацию из других государств прибывает в целях осуществления трудовой деятельности достаточно большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства (они же апатриды или аполиды), также имеет место переселение в нашу страну на постоянное место жительство, в первую очередь из стран ближнего зарубежья, многих соотечественников пенсионного и предпенсионного возраста. В связи с этим особую актуальность и практическую значимость приобретает вопрос права иностранцев и апатридов на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Основополагающим законодательным актом, который в настоящее время устанавливает нормы и условия пенсионного обеспечения, является N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях.

В указанных  Законах закрепляется общее для российского пенсионного законодательства правило, согласно которому иностранцы и апатриды, постоянно проживающие в России, имеют право на пенсионное обеспечение на тех же условиях и основаниях, что и граждане нашей страны, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

В работах  по пенсионной тематике высказывается  мнение о том, что предоставление иностранцам и апатридам права  на пенсионное обеспечение только при  условии постоянного проживания не соответствует Конституции России. В Комментарии к новому пенсионному законодательству10 отмечается, что согласно п. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. На основании этого делается вывод, что право иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсию должно связываться с нахождением в России, а не с постоянным или временным проживанием в ней. Кроме того, говорится, что в России работают на законных основаниях сотни тысяч иностранных граждан, все они подлежат обязательному пенсионному страхованию, и за них уплачиваются обязательные пенсионные платежи. Они, как и граждане России, подвержены социальным рискам, и наступление страховых случаев для них - реальность. В связи с этим предлагается исправить допущенную ошибку путем внесения в законодательство соответствующих изменений.

Ввиду ограниченного круга лиц, на которых  распространяются нормы Закона о госпенсиях, а также того обстоятельства, что военную службу по призыву и федеральную государственную службу могут проходить исключительно граждане Российской Федерации (соответственно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), данный Закон не может играть существенной роли при осуществлении пенсионного обеспечения иностранцев.

Принимая  во внимание изложенное, уделим внимание праву иностранных гражданина на трудовую пенсию.

Статья 3 Закона о трудовых пенсиях определяет, что право на трудовую пенсию имеют  лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими соответствующих условий.

В законодательстве не конкретизируются виды трудовых пенсий, которые могут быть установлены  иностранцам. Следовательно, в случае соответствия необходимым требованиям они будут иметь право на установление трудовой пенсии любого вида. Статьей 5 Закона о трудовых пенсиях закрепляются следующие виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Также следует выделить досрочные трудовые пенсии по старости, предусмотренные ст. ст. 27 - 28 указанного Закона.

Учитывая  изложенное, по общему правилу для  приобретения и реализации права  на трудовую пенсию иностранный гражданин  должен:

- иметь  статус постоянно проживающего в Российской Федерации;

- быть  застрахованным в системе обязательного  пенсионного страхования Российской  Федерации;

- выполнить  условия, необходимые для назначения  трудовой пенсии конкретного  вида и предусмотренные соответствующими  статьями Закона о трудовых пенсиях11

Пунктом 16 Перечня документов, необходимых  для установления трудовой пенсии и  пенсии по государственному пенсионному  обеспечению в соответствии с  Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, устанавливается, что в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России, предъявляется вид на жительство, выданный органами внутренних дел РФ.

Заметим, что решением от 1 июля 2003 г. N ГКПИ03-398 Верховный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления Худабашева Л.В. о признании в том числе недействующим и не подлежащим применению абз. 2 п. 16 указанного выше Перечня в части возложения обязанности предоставления вида на жительство на лиц без гражданства из числа граждан бывшего СССР при установлении пенсии. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ Определением от 18 сентября 2003 г. N КАС03-407 оставила данное решение без изменения и при этом отметила, что "получение вида на жительство (то есть приобретение статуса постоянно проживающего на территории России) как условия для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу Закона".

Информация о работе Статус иностранных граждан в сфере государственного управления