Статус иностранных граждан в сфере государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение общих положений и отдельных аспектов административно – правового статуса иностранных граждан в сфере государственного управления.

В рамках поставленной цели предполагается осветить следующие основные вопросы:
иностранные граждане как субъекты административного права
категории иностранных граждан
основные права свободы и обязанности иностранных граждан
иностранные граждане в сфере трудового законодательства
право иностранных граждан на Российскую пенсию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Административно – правовой статус иностранных граждан в России..6
Иностранные граждане как субъекты административного права .........6
Категории иностранных граждан……………………………………….10
Отдельные аспекты правового положения иностранных граждан в сфере государственного управления…………………………………...………17
Основные права свободы и обязанности иностранных граждан………17
Иностранные граждане в сфере трудового законодательства…………23
Право иностранных граждан на Российскую пенсию………………….30

Заключение………………………………………………………………..40

Список используемой литературы………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

АП(курсач)(2).doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)
 
 

   Содержание

 Введение………………………………………………………………………..3

  1. Административно – правовой статус иностранных граждан в России..6
    1. Иностранные граждане как субъекты административного права .........6
    2. Категории иностранных граждан……………………………………….10
  2. Отдельные аспекты правового положения иностранных граждан в сфере государственного управления…………………………………...………17
    1. Основные права свободы и обязанности иностранных граждан………17
    2. Иностранные граждане в сфере трудового законодательства…………23
    3. Право иностранных граждан на Российскую пенсию………………….30

     Заключение………………………………………………………………..40

     Список  используемой литературы………………………………………42 
Введение

     В современном мире все больший  масштаб приобретают такие процессы, как экономическая и социокультурная  глобализация и интеграция различных  стран. Международные отношения становятся важнейшим фактором существования любого государства. При этом интегрируются не только основные тенденции и направления развития всех сфер общественных отношений, но и сами участники этих отношений, т. е. иностранные граждане. Если еще в восьмидесятых годах прошлого века целый ряд стран «социалистического лагеря» были почти полностью изолированы от внешнего мира, то сегодня представить себе государство, на территории которого не проживали бы иностранцы практически невозможно. Не является исключением и Российская Федерация. Произошедшие в начале 90 – х годов распад СССР, провозглашение государственного суверенитета России и образованию новых – суверенных и независимых государств взамен союзных республик, привели к образованию на бывшей союзной территории сложной системы внешнеэкономических связей. С другой стороны, переход российской экономики к капиталистическому укладу и рыночной модели товарно – денежных отношений, обусловили качественное изменение и расширение взаимоотношений с капиталистическими странами Европы и Америки. Развиваются также социокультурные, научные и дипломатические отношения. В следствие всего этого, в настоящий момент времени на территории РФ пребывают, проживают и осуществляют различные виды деятельности большое количество иностранных граждан. В соответствии с Конституцией РФ, иностранные граждане являются самостоятельными субъектами российского права, и их правовой статус не тождественен правовому статусу граждан РФ. Для регулирования их деятельности требуется создание специальной нормативной базы. В то же время, отечественный законодатель еще не имеет достаточного опыта в этой области. Поэтому законы, касающиеся правосубъектности иностранных граждан – одна из наиболее подвижных и динамично – развивающихся сфер российского  права, а изучение его современного состояния, выявления тенденций развития и разработка доктринальных рекомендаций по его усовершенствованию – важная задача правовой науки. Все это и послужило поводом выбора темы для настоящей работы.

     Темой работы является правовое положение  иностранных граждан в сфере  государственного управления.

     Объект  исследования в работе – статус иностранных граждан по российскому праву.

     Предмет исследования – институт норм, регулирующих правовой статус иностранных граждан в сфере государственного управления.

     Цель  работы – изучение общих положений  и отдельных аспектов административно  – правового статуса иностранных  граждан в сфере государственного управления.

     В рамках поставленной цели предполагается осветить следующие основные вопросы:

  1. иностранные граждане как субъекты административного права
  2. категории иностранных граждан
  3. основные права свободы и обязанности иностранных граждан
  4. иностранные граждане в сфере трудового законодательства
  5. право иностранных граждан на Российскую пенсию.

     Рассматриваемая тема достаточно детально разработана  в современной науке административного  права. В частности, ей посвящены  работы С.А Авакьяна., Е.С Верпина., Ю.В Воронина., Р.Ш Давлетгильдеева., Ю.Б Кононовича., Я.Ю Лисоволика., К.Г Экштайна., служащие теоретической основой исследования.

     Нормативной основой работы выступают акты международного права и российского законодательства, содержащие нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан.

     В качестве эмпирической основы были использованы данные об иностранцах, почерпнутые из сети «Интернет».

     Новизна исследования состоит в рассмотрении действующего российского и международного законодательства по исследуемой теме, обращении к новейшим доктринальным  разработкам по ней. В рамках исследования автором предпринята попытка выявить проблемные момент отечественного законодательства, регулирующего административно – правовой статус иностранных граждан.

     Теоретическая значимость работы заключается в  обобщении теоретических изысканий, сведение их в единую концепцию, отражающую в целом современный взгляд российской правовой науки на изучаемую проблему.

     Практическая  значимость исследования состоит в  систематизации заключенных в различных  правовых актах различных отраслей российского и международного законодательства норм права, касающихся изучаемых отношений.

     Работа  состоит из двух глав. Первая глава  посвящена общим вопросам административно  – правового статуса иностранных  граждан в РФ. В ней содержится общая характеристика российской административной правосубъектности иностранных граждан, а также рассмотрены особенности правового статуса различных категорий иностранных граждан. Вторая глава затрагивает частные аспекты правосубъектности иностранных граждан в сфере государственного управления, и раскрывает вопросы об основных правах, свободах и обязанностях иностранных граждан, о положении иностранных граждан с точки зрения трудового права, а также в отношении предоставления им пенсионного обеспечения.

 

      Глава 1. Административно – правовой статус иностранных граждан в России 

1.1 Иностранные граждане, как субъекты административного права 

     В общей теории права под субъектом правоотношений понимают лицо (индивид и организацию), которая в законном порядке может быть участником правовых отношений, т. е. выступать носителем определенных прав и обязанностей, составляющих содержание этих отношений. Юридическая возможность индивида или организации быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у них определенных свойств, для обозначения которых применяется термин «правосубъектность». Нормы разных отраслей права устанавливают различный перечень свойств, которыми должен обладать субъект правоотношений в регулируемой ими сфере. В связи с этим в правовой науке принято, помимо общей правосубъектности, выделять также отраслевую правосубъектность – совокупность свойств, которыми должен обладать субъект отношений конкретной отрасли права. Для того чтобы лицо могло стать участником административно-правовых отношений оно, наряду с общей правосубъектностью, должно обладать еще и административной правосубъектностью.

     Административная  правосубъектность, как и правосубъектность в любой отрасли права, включает в себя две составляющие:

     1. административную правоспособность – это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

     2. административную дееспособность – это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты).

     Лицо  может быть признано субъектом административного  права только в том случае, если оно обладает и административной правоспособностью, и административной дееспособностью.

     Если  рассматривать субъектов административного  права в общем, то можно выделить, что все субъекты административного  права обладают некими общими чертами, характеризующими их административно-правовой статус: все субъекты административного права неразрывно связаны с управленческой деятельностью государственной власти и имеют равные юридические гарантии рассмотрения возникшего спора в административном или судебном порядке. Однако каждый субъект обладает своим особым правовым статусом, различным от других участников правоотношений, что позволяет разделить их на несколько категорий.

     Ученые - административисты различают индивидуальные и коллективные субъекты права. К индивидуальным субъектам права относятся граждане, иностранные граждане и лица без гражданства1. Это подтверждается не только внутригосударственными, но и международными нормами права. Так, в статье 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положение декларируется также Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года.

     Среди индивидуальных субъектов административного  права в особую группу выделяются граждане РФ. В правовых статусах иностранцев и лиц без гражданства существует много общего. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей. Отсутствие такой связи у иностранных граждан и апатридов обуславливает наличие в их правовых статусах ряда отличительных черт.

     Если  нормы, регулирующие административно  – правовой статус граждан в большинстве  своем закреплены в национальном законодательстве, то многие руководящие  положения, устанавливающие основные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, включены в международно – правовых актах. К числу таких актов относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданский и политических правах, Европейская конвенция о правах человека, Конвенция ООН «О статусе апатридов», Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» и др. Основной смысл данных документов  заключается в том, что всем людям, независимо от принадлежности к гражданству, должны гарантироваться все общепризнанные права человека. Различие в административно – правовых статусах иностранцев и лиц без гражданства установлены рядом таких международных актов как Конвенция ООН «О статусе апатридов» 1954 г. и Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. «Любое договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «О статусе апатридов» устанавливает, что в договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы».

     Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства2.

     Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. На территории РФ иностранным гражданам гарантируются основные общепризнанные права и свободы человека. По сравнению с гражданами РФ, иностранцы наделены меньшим объемом прав в сфере государственного управления. Так, они не могут быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Избрание их в муниципальные представительные органы допускается.  Иностранцы не могут занимать некоторые должности в вооруженных силах РФ. Вместе с тем, они не несут ряд присущих гражданам обязанностей - например, обязанность по защите отечества.

     Административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства в РФ определяется в первую очередь Конституцией РФ 1993 года, в частности статьями 27, 62, 63; международными договорами РФ; Федеральным законом РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ; Федеральном законом Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 27.07.2006 г. №149-ФЗ; постановлением правительства и иными нормативно правовыми актами.

     Таким образом, рассмотрев вопрос об иностранных гражданах, как субъектах российского административного права, можно сделать следующий вывод. Иностранные граждане, наряду с гражданами РФ и лицами без гражданства, относятся к индивидуальным субъектам административного права. Основными актами, устанавливающими административно – правовой статус иностранцев,  являются международные договоры РФ; Конституция РФ, ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ; ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 27.07.2006 г. №149-ФЗ, ряд других актов. Российская Федерация признает за иностранцами все общепризнанные права и свободы человека. В то же время, они не имеют ряда политических и государственно – управленческих прав и обязанностей, присущих исключительно гражданам. 
 

     1.2 Категории иностранных граждан 

     Различия  в правовом положении имеются  не только между гражданами и иностранными гражданами (лицами без гражданства), но и между разными категориями иностранных граждан. По закону, различают иностранных граждан:

Информация о работе Статус иностранных граждан в сфере государственного управления