Состояние жилищно-коммунального хозяйства России и реформирование данной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучить состояние жилищно-коммунального хозяйства в современной России и проанализировать ход реформирования данной отрасли.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
Изучить сущность жилищно-коммунальной сферы современной России как одной из частей экономики;
Проанализировать ход современной реформы в системе жилищно- коммунального хозяйства современной России.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Жилищно-коммунальная сфера современной России: теоретический аспект 3
1.1 Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как одной из частей экономики России 3
1.2 Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства 4
1.3 Сущность формирования системы управления кондоминиумами 6
ГЛАВА 2. Анализ современной реформы системы жилищно- коммунального хозяйства в современной России 9
2.1 Специфика современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса 9
2.2 Управление ЖКХ и возникающие проблемы в решение вопросов реформирования ЖКХ 11
2.3 Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы 13
Заключение 17
Список источников и использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Введени2.docx

— 69.36 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 2

ГЛАВА 1. Жилищно-коммунальная сфера современной  России: теоретический аспект 3

1.1 Сущность понятия жилищно-коммунальной  сферы как одной из частей  экономики России 3

1.2 Роль и возможности концепции  новой структуры жилищно-коммунального  хозяйства 4

1.3 Сущность формирования системы управления кондоминиумами 6

ГЛАВА 2. Анализ современной реформы системы  жилищно- коммунального хозяйства  в современной России 9

2.1 Специфика современной ситуации  в реформе жилищно-коммунального  комплекса 9

2.2Управление  ЖКХ и возникающие проблемы  в решение вопросов реформирования  ЖКХ 11

2.3 Социальные последствия и перспективы  жилищно-коммунальной реформы 13

Заключение 17

Список  источников и использованной литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важную сферу жизнедеятельности человеческого общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система ЖКХ должна работать слаженно, постоянно и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие услуги.

      Актуальность темы курсовой работы заключается в том, на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство все еще остается сферой, которую мало затронули рыночные преобразования. Финансирование текущих расходов коммунальных предприятий более чем на 45% осуществляется за счет бюджетных дотаций, производство коммунальных услуг полностью сосредоточено в локальных монополиях, отсутствует конкуренция и стимулы к сокращению затрат и потерь, не часто удается привлечь в отрасль частный бизнес и частные инвестиции.

      Управление жилищно-коммунальным хозяйством сегодня невозможно без эффективной работы.

      Многочисленные проблемы отрасли, наряду с остаточным принципом ее финансирования, жесткие ограничения нового строительства, наряду с требованиями повышения качества предоставляемых услуг, привели к ее деградации и стагнации.

      В сложившейся непростой ситуации центр тяжести экономических преобразований переносится на реформирование жилищно-коммунальной отрасли, в том числе реструктуризацию жилищного строительства и жилищного фонда по формам собственности, источникам финансирования и т.д.

Изученность: Додатко Т., Пчелкин В., Арцишевский Л., Черняк В., Чернышов Л.

      Актуальность и изученность позволили определить цель курсовой работы.

      Цель курсовой работы - изучить состояние жилищно-коммунального хозяйства в современной России и проанализировать ход реформирования данной отрасли.

      Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:

  1. Изучить сущность жилищно-коммунальной сферы современной России как одной из частей экономики;
  2. Проанализировать ход современной реформы в системе жилищно- коммунального хозяйства современной России.

      Объектом исследования является жилищно-коммунальное хозяйство,.

      Предметом исследования  является анализ хода реформ системы жилищно-коммунального хозяйства в современной России.

Главным методом исследования является системный анализ хода реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве современной России, а так же использовались методы структурного анализа, методов количественной и качественной оценки хода реформ по вопросам состояния жилищно-коммунального хозяйства. Правовй метод применялся при изучении и практическом применении вопросов финансового обеспечения, и структуры управления. Нормативный и балансовый методы использовались при анализе современного состояния ЖКХ.

      Структура курсовой работы.

      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка источников и использованной литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1. Жилищно-коммунальная сфера современной России: теоретический  аспект

1.1 жилищно-коммунальной  сферы: как одна из частей экономики России: Сущность, понятие

      Жилищная сфера - одна из важнейших составных частей экономики России. Это область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые  дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов  и другие), квартиры, служебные жилые  помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

Различаются виды жилищного  фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный.

      В Государственной целевой программе «Жилище»1, отмечается, что жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества страны, а с учетом жилых строений на садовых и дачных участках и иных объектов - около 30%. Объем инвестиций в жилищное строительство составляет около четверти их общего объема.

Жилищная реформа имеет  ключевое значение для общего успеха экономической реформы, снижения инфляции, сокращения дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения за счет аккумуляции частных средств на специальных счетах и увеличения собственного жилья, улучшения территориального распределения трудовых ресурсов.

      Главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:

  1. обеспечение возможности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;
  2. увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства, перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
  3. расширение прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы.

       Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).

      Федеральным органом государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

      Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-коммунальные отделы (ЖКО), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления.

      В сферу управления Госкомитета входят: жилищный фонд, тепло- и электроснабжение, водообеспечение и водоотведение, инженерная задача, внешнее благоустройство и дорожно-мостовое хозяйство городов и других населенных пунктов, сбор и переработка твердых бытовых отходов, банно-прачечное и гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание населения, научно-проектное и промышленно-производственное обеспечение.

      Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются местными органами власти. К вопросам местного значения относятся:

  1. содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  2. регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  3. создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  4. организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;
  5. организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  6. благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  7. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другие вопросы.

 

1.2 Роль и возможности  концепции новой структуры жилищно-коммунального  хозяйства

      Представляется разумным строить новую структуру ЖКХ не сверху, а снизу, от жителя, интересам которого она и должна служить.

      При строительстве низовых структур ЖКХ, выражающих интересы собственников жилья, нам необходимо учесть ряд особенностей. Назовем некоторые из них:

1. В ЖСК сегодня также  идет процесс приватизации квартир.  Как это не абсурдно звучит, но уже частная личная квартира  еще раз приватизируется. Приватизировав  свою квартиру, член ЖСК выходит  из ЖСК. Так разрушается юридическое лицо на доме. И этот процесс надо остановить, ибо на многоквартирном доме должно быть либо ЖСК, либо совместное домовладение, то есть - юридическое лицо.

2. В исходных условиях  создания совместных домовладений  на домах местных советов, даже  если большинство квартир в  них приватизировано, имеется  объективная организационная трудность  смешения форм собственности  - параллельного существования собственных  приватизированных квартир и  сдаваемых внаем государственных  квартир.

3. Действующие в настоящее  время правовые предписания усложняют  процесс приватизации и не  допускают безденежного права  собственности на уже занимаемое  государственное жилье, консервируя  на длительную перспективу смешение  форм собственности на доме.

4. Отсутствует обязательство  государственных органов, жилищных  служб на местном уровне проявлять  правовую инициативу по организации  на домах совместных домовладений, если в них приватизирована  определенная доля от общего  числа квартир.

5. Неясные отношения по  земельному участку, на котором  стоит дом, затрудняют передачу  прав владения и распоряжения  землей ЖСК и совместным домовладениям.  Отсутствует порядок автоматического  оформления прав собственности  на землю, на которой стоит  дом и благоустроена его территория. Не закреплены границы земельного  участка дома. Более того, действует  земельный налог для юридических  лиц, который распространяется  на ЖСК и совместные домовладения. И жители платят земельный  налог. В то же время жители  государственных домов налог  не платят. Мало того, что это  не логично, абсурдно и несправедливо,  но такой налог и отпугивает  ЖСК, совместные домовладения  оформлять право на земельный  участок.

6. Ограничением для перехода  ЖСК на самообслуживание и  численного роста совместных  домовладений является отсутствие  системных механизмов власти  для выделения бюджетных дотаций  на специальные счета ЖСК, совместных домовладений для технического обслуживания домов. Мало того, что государство несвоевременно исполняет свои обязанности по выделению бюджетных дотаций на самостоятельно обслуживающиеся дома, но местная власть требует от них, в отличие от государственных жилищных служб, сначала произвести затраты в увязке с будущим выделением дотаций.

В свою очередь это требует  от ЖСК, совместных домовладений поиска внешних средств за счет кредита, иных заимствований, что неэффективно может повысить их затраты на процент  привлечения денег. А поскольку  все это сложно, то такие организации  в большинстве своем вообще остаются без дотаций.

7. Через техническое обслуживание  жилищными службами местных советов  домов ЖСК среди жителей и  председателей правлений ЖСК  посеяна иллюзорная надежда, что  государство когда-то капитально  отремонтирует их дом. Эта иллюзия,  не устраненная через обучение  кадров и информирование населения,  не приводит к пониманию того, что переход на самообслуживание  ЖСК, являясь формой контроля  ими собственных финансов, не  снимает ответственности государства  за капремонт домов, тем более  по национализированным отчислениям  на капитальный ремонт.

8. Точно такое же положение  по государственным домам, на  которых надо бы образовывать  совместные домовладения. Правда, здесь  положение еще хуже, поскольку  нет ясности от власти ни  по одному вопросу.

9. Указанные иллюзии тем  более усиливаются властью через  сбор ею отчислений на капитальный  ремонт домов, осуществить который,  как вытекает из вышеуказанного, она не способна. Ограничивают  жителей, если они даже хотят  пойти на самообслуживание, и  будущие крупные инвестиции на  ремонт тепловых узлов (водоподогреватели,  насосы и т.д.), внутренних инженерных  систем, ремонт лифтов, кровель и  стыков. Власть же и по этим  вопросам внятных ответов не  даст.

Информация о работе Состояние жилищно-коммунального хозяйства России и реформирование данной отрасли