Состояние жилищно-коммунального хозяйства России и реформирование данной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучить состояние жилищно-коммунального хозяйства в современной России и проанализировать ход реформирования данной отрасли.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
Изучить сущность жилищно-коммунальной сферы современной России как одной из частей экономики;
Проанализировать ход современной реформы в системе жилищно- коммунального хозяйства современной России.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Жилищно-коммунальная сфера современной России: теоретический аспект 3
1.1 Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как одной из частей экономики России 3
1.2 Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства 4
1.3 Сущность формирования системы управления кондоминиумами 6
ГЛАВА 2. Анализ современной реформы системы жилищно- коммунального хозяйства в современной России 9
2.1 Специфика современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса 9
2.2 Управление ЖКХ и возникающие проблемы в решение вопросов реформирования ЖКХ 11
2.3 Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы 13
Заключение 17
Список источников и использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Введени2.docx

— 69.36 Кб (Скачать документ)

10. Сдерживающими факторами  для перехода ЖСК на самообслуживание  и образования совместных домовладений  являются разновозрастные и конструктивные характеристики жилых домов. А в отсутствие информированности жителей и экономических расчетов о выгодности самоуправления в жилищном секторе у жителей сформирована выжидательная психология с проявлением достаточно убедительного безразличия к общему и личного эгоизма, минимума собственной активности для улучшения положения. В частности:

1. Не видя, в отсутствие  экономических расчетов, денег для  оплаты персонала ЖСК, совместного  домовладения, жители полагают, что  управление домом является задачей  общественной, не высокооплачиваемой  или бесплатной. Но бесплатно  работать никто не хочет. Отсюда, организационный вопрос по переходу  ЖСК на самообслуживание или  образованию совместного домовладения  при отсутствии будущего управляющего  домом "умирает", еще даже  не родившись.

2. На панельных пятиэтажных  домах-"хрущевках" и других  старых домах переходить на  самообслуживание людям страшно.  Как это, они будут решать  вопрос самостоятельно? А жалобы  кому писать? Осознание необходимости  действовать в сочетании собственной  ответственности и ответственности  власти при повышении требовательности  к ней приходит к жителям  крайне медленно.

3. Жители новых жилых  домов, вводимых в эксплуатацию  через решения органов власти, находясь в эйфории от нового  жилья, пока о будущих эксплуатационных  проблемах вообще не думают.

      Уделив домам ЖСК и совместным домовладениям более чем достаточно места в настоящей концепции, мы принимаем их за самые низовые и ключевые структуры самоуправления в жилищном секторе. ЖСК, совместные домовладения, собственники индивидуального жилья в городах и городских поселках неизбежно будут создавать многочисленные свои союзы (ассоциации) различного уровня, в т.ч. республиканского. Эти союзы могут образовать федерацию жилищных союзов. Союзами будут необходимые структурные подразделения. Так образуется одна ветвь структуры ЖКХ, как система самоуправления в жилищном секторе и одна из составных частей гражданского общества.

      Вторая ветвь новой структуры ЖКХ образуется от преобразования нынешних жилищных служб и их вышестоящих организаций-монополистов в подрядные жилищные компании со 100% долей местных властей, со смешанными долями и участием частного капитала и частными жилищными компаниями (вновь образованными, иными существующими строительными и ремонтно-строительными или приватизированными на 100% бывшими государственными жилищными службами). То есть, на рынке услуг для ЖСК и совместных домовладений среди подрядчиков должна появиться сильная конкуренция. И она появится, ибо именно они будут первичными и основными держателями финансовых средств. Вторая ветвь структуры может ограничиться региональным уровнем.

      Третьей ветвью новой структуры ЖКХ станут различные коммунальные и теплоэнергетические предприятия. Они должны быть также преобразованы в соответствии с требованиями рыночных реформ. Их преобразование будет зависеть от их специфики.

      Таким образом, вышеизложенная гора искусственных проблем на пути будущих реформ ЖКХ должна быть разобрана, а они различными методами преодолены. Сегодня же эта гора является препятствием, за которым прячется от людских глаз местная власть со ссылкой на центральную власть как хозяйку горы. Центральная же власть разбирать ее не собирается, поскольку она, как и другие вершины гор ее административного властвования в народном хозяйстве и силовых ведомствах, является опорой существования самой власти.

 

1.3 Сущность формирования системы управления кондоминиумами

      В нашей стране создание товарищества собственников жилья - одна из важнейших задач, решение которой укрепляет права собственности в нашем обществе. Вместе с тем нет достаточного опыта общественного самоуправления такой формой общественного объединения. Новый Жилищный кодекс РФ наделяет широкими правами владельцев квартир в доме, создающих Товарищество собственников жилья. С введением жилищного кодекса утратил силу Федеральный закон от 15.06.1996г. №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». Кроме того, внесены соответствующие изменения в Земельный кодекс РФ и другие законодательные акты. С 01.01.2007г. преобразованию в товарищества собственников жилья подлежат жилищные или жилищно-строительные кооперативы. По истечению этого срока такие не преобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений. Если собственники помещений в течение года не выберут способ управления многоквартирным домом в течение одного года с даты введения в действие Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс на выбор управляющей организации. Законодательной основой создания товарищества собственников жилья явилась статья 291 ГК РФ, согласно которой собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищество собственников жилья.

      Основная деятельность ТСЖ не связана с получением прибыли. Оно, прежде всего, является объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданное для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, а также для обеспечения его эксплуатации.

      Понятие товарищества заимствовано из Федерального закона «О товариществах собственников жилья», где под комплексом недвижимого имущества понимался кондоминиум. Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в которых отдельные части, предназначены для жилых или иных целей, находятся в собственности граждан, юридических лиц, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.

Как известно, приватизация жилого фонда в регионах должна проходить в два этапа. На первом этапе граждане приватизируют квартиры, занимаемые в домах государственного жилого фонда, и образуют кондоминиумы. На втором этапе формируется система управления кондоминиумами, владельцы выбирают метод управления, создают ТСЖ.

       Таким образом жилой фонд большей частью находится на балансе государства, которое по-прежнему берет на себя заботу о его содержании и обслуживании. Причинами такого положения экономические и организационные затруднения, которые возникают при попытках собственников зарегистрировать кондоминиум. Затруднения так велики, что Минземимущество призвало преодолевать их совместно ответственным министерствам и главам администраций городов и районов . Предстоит провести инвентаризацию всего жилого фонда республик по количеству приватизированных квартир, определить структуры и конкретные лица, которые будут представлять интересы государства в ТСЖ, порядок их назначения и отчетности. Необходимо также определить механизм включения в состав кондоминиума земельных участков, разработать и утвердить нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и условия передачи. Также можно создать специальный раздел Реестра государственной собственности в виде базы данных, а также организовать регистрацию кондоминиумов в республике по принципу “одного окна”. Понятно, что на все это нужно время.

Кроме того, по подсчетам, регистрация  кондоминиумов при существующих расценках обойдется каждой семье  в 1500 рублей, а на регистрацию государственной доли придется выделить из бюджета более 500 тысяч рублей. Много неясного в механизме передачи ТСЖ дотаций на содержание дома, то есть необходимо определить источники средств.

Скорее всего, будут разработаны  формы доверенностей, по которым  хозяева приватизированных квартир  смогут доверить управление жильем представителям администрации или министерства, которые, в свою очередь, заключат управляющей  компанией. Речь в данном случае идет о форме доверительного управления жилым фондом.

Как записано в Программе  реформирования ЖКХ, государство постепенно будет передавать управление жилым  фондом в руки частного бизнеса. Год  назад в Набережных Челнах в качестве эксперимента 44 процента жилых домов  было передано в доверительное управление частным компаниям. Итоги эксперимента показали, что предприниматели лучше  справляются с задачами.

Однако бизнес придет лишь в том случае, если ему это будет  выгодно. И здесь, по словам замминистра, возникает очередное препятствие. Проведенный анализ показал, что  с учетом степени износа наших  жилых домов управляющая компания начнет получать прибыль от своей  работы на шестой год. А по Гражданскому кодексу РФ можно отдавать жилье  в доверительное управление только на пять лет.       В итоге разработан проект постановления “О порядке и условиях приватизации государственного жилого фонда”, в котором будут даны четкие установки по возникающим проблемам. Например, документ предусматривает закрепление за гражданами, приватизирующими жилые помещения, мест общего пользования и инженерно-технических коммуникаций жилого дома на праве общей долевой собственности. Проект постановления передан на согласование в ответственные государственные структуры.

Статья 4. Жилищный фонд. Находящиеся  на территории РФ жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

В жилищный фонд не входят нежилые  помещения в жилых домах, предназначенные  для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Комментарий к статье 4

1. Понятие "жилищный  фонд" употребляется в жилищном  законодательстве давно. Однако  конкретного определения этого  понятия в законодательстве не  было. Впервые определение понятия  "жилищный фонд" было дано  в Основах. ЖК установил, что  жилищный фонд образуют жилые  дома, а также жилые помещения  в других строениях. В ст. 7 Кодекса  указывается, что жилые дома  и жилые помещения предназначаются  для постоянного проживания граждан,  а также для использования  в качестве служебных жилых  помещений и общежитий, т.е.  и для временного проживания  граждан.

В отличие от ЖК РФ Основы включают в жилищный фонд практически  любое пригодное для проживания жилое помещение, в том числе  гостиницы - приюты, дома маневренного фонда и т.п. Согласно ст. 1 Основ  жилищный фонд - совокупность всех жилых  помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких и престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов  и др.), квартиры, служебные жилые  помещения, иные жилые помещения  в других строениях, пригодные для  проживания. В данном случае следует  руководствоваться понятием Основ, а не ЖК РФ.

2. Здесь уместно определиться  и с понятием "жилое помещение", поскольку жилищный фонд состоит  из жилых помещений. Для этого  следует обратиться к ст. 673 ГК  РФ, где говорится, что жилым  помещением может быть лишь  изолированное жилое помещение,  пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры  или жилого дома). При этом, как  следует из ст. 52 ЖК РФ, не являются  самостоятельным предметом договора  найма и, следовательно, жилым  помещением, подсобные помещения  (кухня, коридор и т.п.). Запись "пригодное для постоянного  проживания" означает, что жилое  помещение должно отвечать требованиям,  предусмотренным жилищным законодательством (ст. 38, 40, 41 ЖК РФ), т.е. соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и т.п.

      В создании обществ совладельцев многоквартирных домов заинтересованы, прежде всего, жильцы. Причина проста: объединившись, совладельцы получают возможность самостоятельно управлять своей собственностью, отстаивать свои права и защищать интересы каждого жильца. Создать обществ совладельцев многоквартирных домов можно в доме любой формы собственности силами людей, которые приватизировали, купили квартиру, владеют нежилой площадью либо домом.

      Одна из основных целей образования кондоминиумов - получая качественные услуги, сделать дома комфортными для проживания. Важно и то, что после создания объединения первый капитальный ремонт дома в соответствии с законом должен выполнить его предыдущий владелец.

Высший орган кондоминиума - общее собрание жильцов. Деятельность общества регламентируется уставом  организации. После регистрации  сообщество владельцев жилья открывает  свой счет в банке, на который будет  поступать квартплата от всех его  членов. Данные средства могут расходоваться  исключительно по усмотрению жильцов  дома. Государственные дотации на содержание и обслуживание приватизированных  зданий также по закону не отменяются. Какая организация будет обслуживать  дом, решает общее собрание жильцов: можно заключить договор с  частными предприятиями по бытовому обслуживанию жилого фонда, можно с  любым ЖЭКом. С организациями, которые  поставляют газ, воду и тепло, занимаются вывозом мусора, кондоминиуму необходимо заключить прямые договоры.

Кондоминиум - неприбыльная организация, поэтому квартплата членов общества совладельцев многоквартирных  домов, поступающая на банковский счет, не облагается налогом на прибыль  и добавленную стоимость. У собственников дома появляется чувство хозяина, и им уже становится небезразлично, в каком состоянии находится их дом и как он обслуживается.

Информация о работе Состояние жилищно-коммунального хозяйства России и реформирование данной отрасли